Главная / Островский / Гроза / Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тос­ка по свободе явились причиной зарождения чувства Катерины к Борису. Он кажется ей человеком из дру­гого мира, с ним она связывает свои надежды на сча­стье. Но Борис только внешне отличен от безволь­ного и безропотного Тихона. Он образован, не глуп, но тоже угнетён. Но в нем нет протеста. Он из коры­сти своей согласен терпеть унижения - в надежде получить наследство. Он хуже Тихона, который про­сто необразован, не очень умен да еще с детства «забит» своей мамашей. Борис же еще и корыстен, расчетлив. И еще более непростительно его пособ­ничество самодурам «тёмного царства», так как, в отличие от Тихона, Борис понимает всю преступность их деспотизма. Даже при последнем свидании с Ка­териной, когда он ясно видит, что любившая его и любимая им женщина погибает, он не может отде­латься от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!»

Прямая противоположность Борису - Ваня Куд­ряш. Он горячо и искренне любит Варвару: «Я за свою... да я и не знаю что сделаю! Горло перерву!»

И, в отличие от Бориса, он не останавливается перед тем, чтобы бежать с Варварой из Калинова и начать новую жизнь. Особенно лихой русский харак­тер Кудряша раскрывается в его песнях, гармоничес­ки сочетающихся с волжским пейзажем.

Смелая и решительная, под стать Кудряшу, -Варвара. Она не суеверна, не боится грозы, не счи­тает обязательным строгое соблюдение установлен­ных обычаев. По своему положению Варвара не мо­жет открыто выступить в защиту своих прав, и вынуждена хитрить. Она презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери, но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Катерина отличается по складу своего характе­ра от всех действующих лиц в «Грозе»: цельная, че­стная, искренняя, она неспособна на ложь и фальшь, поэтому ее жизнь складывается так трагично.

Катерина - натура поэтическая. Это проявля­ется е каждом ее слове. Она чувствует красоту при­роды и любит ее: «Встану я, бывало, рано; коли ле­том, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цве­тов было много-много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Час­то снилось ей, что она летает, как птица. В этом вы­ражается свободолюбивая возвышенность души Ка­терины. Нежная, поэтическая душа Катерины «завя­ла совсем» в мрачной атмосфере кабановского дома; Как птица, которая не может жить в клетке, она поги­бает.

В основе протеста Катерины против гнета «тем­ного царства» лежит естественное стремление отсто­ять свободу своей личности. Всем своим существом она почувствовала, что жить в «тёмном царстве» -хуже смерти, И она предпочла смерть неволе.

Катерина явилась первым в русской литерату­ре типом решительного, цельного русского женского характера. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лу­чом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.

В «Грозе», по словам И. А. Гончарова, улеглась картина национального быта и нравов с беспример­ною художественною полнотою и верностью. Действие пьесы не выходит за пределы семейного, бытового, конфликта, но этот конфликт имеет большое социаль­ное значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизма и невежества, царивших в то время в Рос­сии, горячим призывом к свободе и свету.

 

 

   


Поиск по сайту
Наши спонсоры