Островский сочинения, шпоргалки /anostrovski/12 Thu, 21 Mar 2019 06:53:52 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи /anostrovski/12-groza/66-kabaniha  

Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тос­ка по свободе явились причиной зарождения чувства Катерины к Борису. Он кажется ей человеком из дру­гого мира, с ним она связывает свои надежды на сча­стье. Но Борис только внешне отличен от безволь­ного и безропотного Тихона. Он образован, не глуп, но тоже угнетён. Но в нем нет протеста. Он из коры­сти своей согласен терпеть унижения - в надежде получить наследство. Он хуже Тихона, который про­сто необразован, не очень умен да еще с детства «забит» своей мамашей. Борис же еще и корыстен, расчетлив. И еще более непростительно его пособ­ничество самодурам «тёмного царства», так как, в отличие от Тихона, Борис понимает всю преступность их деспотизма. Даже при последнем свидании с Ка­териной, когда он ясно видит, что любившая его и любимая им женщина погибает, он не может отде­латься от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!»

Прямая противоположность Борису - Ваня Куд­ряш. Он горячо и искренне любит Варвару: «Я за свою... да я и не знаю что сделаю! Горло перерву!»

И, в отличие от Бориса, он не останавливается перед тем, чтобы бежать с Варварой из Калинова и начать новую жизнь. Особенно лихой русский харак­тер Кудряша раскрывается в его песнях, гармоничес­ки сочетающихся с волжским пейзажем.

Смелая и решительная, под стать Кудряшу, -Варвара. Она не суеверна, не боится грозы, не счи­тает обязательным строгое соблюдение установлен­ных обычаев. По своему положению Варвара не мо­жет открыто выступить в защиту своих прав, и вынуждена хитрить. Она презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери, но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Катерина отличается по складу своего характе­ра от всех действующих лиц в «Грозе»: цельная, че­стная, искренняя, она неспособна на ложь и фальшь, поэтому ее жизнь складывается так трагично.

Катерина - натура поэтическая. Это проявля­ется е каждом ее слове. Она чувствует красоту при­роды и любит ее: «Встану я, бывало, рано; коли ле­том, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цве­тов было много-много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Час­то снилось ей, что она летает, как птица. В этом вы­ражается свободолюбивая возвышенность души Ка­терины. Нежная, поэтическая душа Катерины «завя­ла совсем» в мрачной атмосфере кабановского дома; Как птица, которая не может жить в клетке, она поги­бает.

В основе протеста Катерины против гнета «тем­ного царства» лежит естественное стремление отсто­ять свободу своей личности. Всем своим существом она почувствовала, что жить в «тёмном царстве» -хуже смерти, И она предпочла смерть неволе.

Катерина явилась первым в русской литерату­ре типом решительного, цельного русского женского характера. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лу­чом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.

В «Грозе», по словам И. А. Гончарова, улеглась картина национального быта и нравов с беспример­ною художественною полнотою и верностью. Действие пьесы не выходит за пределы семейного, бытового, конфликта, но этот конфликт имеет большое социаль­ное значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизма и невежества, царивших в то время в Рос­сии, горячим призывом к свободе и свету.

 

]]>
Гроза Sun, 06 Jun 2010 17:30:45 +0000
Катерина – самобытный русский характер или жертва «Темного царства»? /anostrovski/12-groza/65-ket Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана в 1860 году. Это было время общественного подъема, когда трещали устси кре­постничества и в душной, тревожной атмосфере рус­ской жизни действительно собиралась гроза. У Ост­ровского гроза - это не просто величественное яв­ление природы, она- олицетворение социального потрясения.

В драме отразились подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди 50-60-х годов. В пьесе обрисована русская жизнь с 40-х по 80-е годы, борьба между отживаю­щей моралью купцов-самодуров и их безответных жертв с новой моралью, людей, в душе которых про­буждается чувство человеческого достоинства.

Действие пьесы происходит в купеческом доме Марфы Игнатьевны Кабановой. Великолепна обста­новка, в которой развертываются события пьесы, пре­красен сад, разбитый на высоком берегу Волги. Но в роскошном купеческом доме, за высокими заборами и тяжелыми замками царит произвол самодуров, льются невидимые слезы, калечатся людские души.

Против произвола протестует Варвара, не же­лающая жить по воле матери и становящаяся на путь обмана. Робко жалуется слабый и безвольный Бо­рис, которому недостает сил защитить ни себя, ни любимую женщину. Протестует обезличенный и жал­кий Тихон, впервые в жизни бросающий отчаянный упрек матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Осуждает жестокие нравы Диких и Кабановых талантливый умелец Кулигин. Но только один протест - активный вызов дикому произволу и морали «темного цар­ства» - протест Катерины. Именно ее Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве».

Цельная и сильная натура Катерины лишь до поры до времени терпит деспотизм. «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»- гово­рит она. Среди жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью и пря­мотой: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Катерина выросла среди раздольной русской природы. Ее речь выразительна и эмоциональна. В этой речи часто встречаются ласкательные и умень­шительные слова: «солнышко», «водица»; сравне­ния - как, например, «точно голубь воркует».

Проснувшаяся в душе Катерины любовь рас­крепощает ее, пробуждает невыносимую тоску по воле и мечту о настоящей человеческой жизни. Она не может и не хочет скрывать своего чувства и смело вступает в неравную борьбу с силами «тёмного цар­ства»: «Пусть все видят, все знают, что я делаю!».

Положение Катерины трагично. Ее не путают да­лекая Сибирь, возможное преследование. Но ее друг слаб и запуган. И его отъезд, бегство от любви отреза­ют Катерине путь к счастью и свободной жизни.

Драма завершается нравственной победой Ка­терины и над внешними силами, сковывающими ее свободу, и над темными представлениями, сковыва­ющими ее волю и разум.

Роль Катерины из русской сцене исполняли вы­дающиеся актрисы. Они, каждая по-своему, тракто­вали сложный образ, некоторые подчеркивали ее ре­лигиозность. А между тем религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а скорее детская вера в волшебные сказки. Катерину, тонкую поэтическую натуру, привлекает в религии эстетическая сторона: красота преданий, церковная музыка, иконопись. Кончая жизнь самоубийством, она не думает уже о спасении своей души, о страшном грехе. Она совер­шает свой последний шаг во имя большой любви, открывшейся ей. Самоубийство является выражени­ем протеста против «тёмного царства» Дикого, Бориса, Катерина, по ее мнению, соверши­ла страшный грех: грех против Бога, заветов стари­ны. Ее душа не могла этого вынести, не могла геро­иня и следовать примеру Варвары, для которой глав­ное - «чтобы все шито да крыто было»..Катерина прибегает к старинному средству искупления греха: покаяться «всенародно». Когда человек, которого по­любила она всей душой своей, пылкой и страстной, светлой и наивной, оставил Катерину, не оказал ей в трудную минуту никакой помощи, не оставил даже малейшей надежды, героиня решилась на еще боль­ший в ее представлении грех-самоубийство. Таким образом, в представлении критиков, близких к кру­гам славянофилов, главная героиня драмы «Гроза» - человек, переживший жестокий душевный кризис, не сумевший найти в себе сипы для того, чтобы про­должать жить в мире, в котором не было места люб­ви и счастью.

Иначе воспринимали этот образ критики демок­ратического направления. Так, например, Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» писал, что в самом появлении такой героини он ви­дит протест, «провозглашенный и под домашней пыт­кой, и над бездной, в которую бросилась бедная жен­щина». Смерть Катерины критик воспринимает как «страшный вызов самодурной силе». Именно глав­ная героиня и есть тот «луч света», который озаряет «темное царство» Кабановых и Диких. Ее стихийный протест олицетворял для Н.А. Добролюбова гряду­щую победу над силами «темного царства». Однако оценка драмы «Гроза» критиками-демократами была отнюдь не однозначна. В отличие от Добролюбова, Д. И. Писарев считал, что истинный «луч света», спо­собный уничтожить силы самодурства - знание, об­разование. Сила характера главной героини вполне обоснованно вызывала у критика сомнения, а ее решение покончить счеты с жизнью было для него не столько олицетворением вызова обществу, сколь­ко свидетельством слабости. И действительно, са­моубийство - далеко не лучший способ борьбы. Ге­роиня разрешает таким образом собственные про­блемы, на минуту пробуждает к жизни дремлющее сознание Тихона, но ее поступок, вероятно, не толь­ко не сможет изменить сами устои общества, но и будет либо забыт, либо ложно истолкован.

А. Н. Островский изображал русскую жизнь объективно, с точки зрения писателя-гуманиста. В своем творчестве он продолжал лучшие традиции отечественной классической литературы, провозгла­шал сочувствие ко всем страдающим и угнетенным. Этот автор - один из самых ярких русских драматур­гов, ему удалось психологически точно раскрыть ми­росозерцание именно русского человека. Именно эти качества пьес А. Н. Островского и заставляли обра­щаться к ним критиков самых разных направлений.

 

]]>
Гроза Sun, 06 Jun 2010 17:28:36 +0000
Как защищает свое достоинство Катерина – героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза» /anostrovski/12-groza/62--lr Литература XX века подарила нам галерею образов русских женщин, которые вот уже второе столетие вызывают восхищение, удивление, уважение. Это и Наташа Ростова, и Татьяна Ларина, и Марья Болконская, и Матрена Тимофеевна Корчагина, и Вера Павловна Розальская, и, конечно, Катерина Кабанова. Все эти женщины имеют разные характеры, социальную принадлежность, разные судьбы, но объединяет их, несомненно, чувство самоуважения и человеческого достоинства, которое они стремились защитить. «Чистая душой, помыслами», очень искренняя, поэтичная Катерина попадает в дом Кабановых в затхлый мир «темного царства», где понятия чести и достоинства ничего не значат. Культ денег, грубой силы, ханжеской религиозности царствует в городе Калинове. «Белыми воронами» выглядят там Кулигин и Катерина. Мрачная, страшная жизнь «темного царства» противопоставляется волжским просторам, о которых так поэтически рассказывает Катерина, красоте природы, которой восторгается Кулигин: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»; «...Какая красота в природе разлита!» Поэтичность Катерины проявляется в ее мечтательности. Она говорит Варваре: «Почему люди не летают?» Это не вопрос, а желание помечтать: она представляет, как она летала бы, словно птица. Этот полет фантазии ассоциируется со свободно летящей птицей. Видимо, ощущение несвободы, желание вырваться туда, где она бы чувствовала себя вольной, достойной самоуважения, рождали такие мечты. Утонченность натуры Катерины, поэтическое восприятие мира проявляются и в ее религиозности. «И до смерти я любила в церковь ходить. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь, - говорила она Варваре, - в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». В девичестве Катерина находила в религии радость, а в замужестве - утешение. Воспоминания Катерины о жизни в родительском доме позволяют отметить такие особенности ее характера, как женственность, но в то же время и умение отстоять свое (пусть еще детское) достоинство. Шестилетняя девочка, обидевшись, оттолкнула лодку и поплыла в неизвестное. Ласки матери, уход за цветами, вышивание по бархату, посещение церкви, рассказы странниц и богомолок - вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился внутренний мир Катерины. Катерина жила замкнутым, углубленным в себя миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, грезы, подобные сказочным видениям. И в этот мир грубо вторглась безобразная реальность со своими «жестокими нравами» города Калинова и свекрови Кабанихи. Под тяжелой рукой бездушной Марфы Игнатьевны нет места ее светлым видениям, нет простора чувствам. В порыве нежности к мужу она хочет обнять его, а свекровь кричит: «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» Она ищет света, воз¬духа, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, постоянно подозревают нечистые замыслы. Совершенно естественно, что чувствительная Катерина «жаждала любви», по словам Добролюбскова. Попытки найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой вспыхнуло чувство Катерины, когда на ее пути встретился новый человек. К Борису влечет ее одно то, что он не похож на окружающих, и, конечно, потребность в любви, не нашедшая отклика в муже, оскорбленное чувство жены и, смертельная тоска в однообразной жизни. Но Катерина, женщина гордая, не желающая терять свое достоинство, не может обманывать, притворяться. «Коли я для тебя греха не побоялась, по¬боюсь ли я людского суда?» - заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего «греха». Она публично, на городском бульваре кается перед мужем. Но Катерина вместе с тем религиозна, суеверна. Полюбив Бориса, она считает, что нарушила Законы религии, совершила грех и ждет Божьего наказания. Страшная гроза над Волгой и выкрики сумасшедшей барыни кажутся ей предвестием этого наказания. Ее охватывают религиозный страх и муки совести. И это служит одной из причин ее самоубийства. Отсутствие знания жизни, поддержки любимо¬го человека, полное одиночество и униженность в доме свекрови объясняют протест Катерины «против кабановских понятий о нравственности». Попытка защитить свое женское и человеческое достоинство закончилось крахом. В раскрытии трагичности судьбы Катерины важную роль играет мотив гибели. Кудряш поет песню о том, как муж будет губить жену за измену и как она просит его: Ты не бей, не губи меня со вечера, Ты убей, загуби меня со полуночи... Тот же Кудряш говорит Борису о Катерине: «Вы ее совсем загубить хотите», Сама Катерина во время встреч с Борисом говорит ему: «Зачем ты при¬шел, погубитель мой»; «Нет, нет, ты меня загубил!»; «Не жалей, губи меня!..» И наконец: «Загубил, загубил, загубил». Повторение слов «губить» и «загубить» подчеркивает предчувствия Катерины о ее неизбежной гибели. Другого пути для нее не было. Гордая, решительная, смелая, свободолюбивая, но при этом кроткая, правдивая, религиозная и суеверная- Катерина не смогла жить в мире «темного царства» без любви, без осознания своего достоинства, но и не стала приспосабливаться, лгать, «делать все, но чтобы было шито-крыто». Поэтому и погибла. Самоубийство ее прозвучало грозой в «удушливой атмосфере города Калинова». Добролюбов высоко оценил образ Катерины в статье «Луч света в темном царстве». Он говорит о том, что исключительно тяжелое и бесправное положение женщины в купеческой среде не случайно привлекло внимание драматурга. Женщина с Сильным, решительным характером, но лишенная способности сострадать и уважать другого человека, может превратиться в деспота, в Кабаниху. «Натуры чистые и правдивые», подобные Катерине, задыхаются и не могут жить в атмосфере насилия, лицемерия и ханжества. Добролюбов пишет: «Что ей смерть? Все равно она не считает жизнью то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Совершенно справедливо, утверждает критик, что в образе Катерины Островский воплотил лучшие черты русского национального характера: душевное благородство, мужество, стремление к правде и свободе; отобразил страстную мечту о свободной, красивой жизни, показал прекрасную русскую женщину, способную осознавать и отстаивать свое достоинство.]]> Гроза Sun, 16 May 2010 18:02:39 +0000 Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» /anostrovski/12-groza/61--lr Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году, накануне отмены крепостного права. В ней писатель изображает «темное царство» самодаржавно-крепостнического деспотизма. Необузданный произвол и насилие царят в изображенном Островским городе Калинове, олицетворяющем всю Россию, Дикие и Кабановы - воинственные защитники отсталости, мракобесия, убежденные сторонники заветов старины, стараются не допустить, остановить шествие всего нового и прогрессивного. Выдающееся значение «Грозы» состоит в том, что Островский, обличая жестоких героев «темного царства», показал появление стихийного протеста их жертв. С наибольшей силой этот протест выражает Катерина. До замужества Катерина жила как «птичка на воле». Она любила цветы, любила слушать рассказы странниц, вышивала золотом по бархату, молилась. Катерина - цельный, простой, волевой, решительный и свободолюбивый характер русской женщины. Всем существом ненавидя окружающий ее быт, задыхаясь в нем, Катерина страстно стремится к воле, к свету, к любви, которой до сих пор не знала. Катерина не может обманывать. Она говорит Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то не могу». Но жизнь без обмана в доме Кабанихи невозможна, и Варвара объясняет это Катерине: «У нас ведь дом на обмане держится, а без этого нельзя». Она говорит: «Я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». И Катерина, охваченная чувством, нарушает клятву, данную мужу, и идет на встречу с Борисом. Катерина- правдивый и честный человек. Ее угнетало украденное счастье, тревожило то, что на¬рушила клятву верности, данную Тихону. Она не смогла сохранить в тайне свой поступок. Катерина верила в бога, но ее религиозность была сродни вере в волшебные сказки. Катерина обращает внимание на предрассудки, которые заставляют воспринимать светлое чувство любви как смертный грех. Она мечется, тоскует, пытается погасить в себе радость любви, озарившую ее жизнь. Когда началась гроза, Катерине показалось, что наступает решительная расплата за ее грех. Это убеждение еще больше увеличили странная барыня со своими проклятиями и древняя картина на стене, изображающая ад, где мучились грешники. Катерина не смогла сдержать себя - и в состоянии помрачения, в полубреду, она всенародно кается в своем грехе. Кабаниха рада этому. Наконец-то у нее есть новая жертва, чтобы до конца дней своих точить ее. С победным видом она говорит: «Что, сынок, куда воля-то ведет. Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» Катерина ушла из дому на берег Волги. Там, встретившись с Борисом, она рассказывает, как с ней стали обращаться Кабановы. Она говорит: «Мучают меня, запирают. Кабаниха говорит мужу: «Не верь ей, она хитрая!», все ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове тобой попрекают». Когда Катерина просит Бориса взять ее с собой, он отказывается. Если бы он захотел взять ее с собой, то она с радостью пошла бы за любимым человеком. Катерина понимает, что, если она вернется домой, Кабаниха будет мучить ее всю жизнь. И она решает, что лучше умереть, чем терпеть издевательства Кабанихи. С этими мыслями она и покидает этот мир, бросившись в Волгу... В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под домашней пыткой. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен на ее живую душу. Своей смертью она бросает вызов крепостническому строю. Смерть Катерины - это не поражение, не трусость, это проявление ее характера, ненависти к «темному царству», стремление к воле, осознание своих человеческих прав. Образ Катерины является одним из самых лучших образов русской женщины в литературе XX века.]]> Гроза Sun, 16 May 2010 17:51:42 +0000 Нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») /anostrovski/12-groza/60-nravy А. Н. Островский в очерке «Записки замоскво­рецкого жителя» «открыл» страну, «до сего времени в подробности не известную и никем из путешествен­ников не описанную. Страна эта лежит прямо про­тив Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, ве­роятно, и называется Замоскворечье». Это земля, жи­вущая традициями седой старины, - «темное цар­ство». Современники за открытие этой страны на­звали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает «темные» стороны купеческой жизни. Общественный подъем 60-х годов захватил Ос­тровского, и в 1859 году он создал драму «Гроза», о которой Добролюбов сказан: «Гроза» - без сомненья, самое решительное произведение Островского, вза­имные отношения самодурства и безгласности дове­дены в ней до самых трагических последствий».

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа раду­ется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»,- восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родно­го пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого горо­да должна быть красивой и счастливой. Однако бо­гатые купцы создали в нем мир «тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия». Городок из­вестен крепкими запорами и глухими заборами, за­ковавшими всякое новое проявление жизни. Остро­вский критически изображает быт и нравы купече­ства. Всех жителей города он делит на бедных и бо­гатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин: «В мещан­стве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хле­ба». А причина нищеты, по его мнению, в бессовест­ной эксплуатации бедных богатыми: «А у кого день­ги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Странница же Феклуша восхваляет калиновскую жизнь: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша - ярая защитница суе­верий, воплощение невежества, пользуется покро­вительством властителей «темного царства». Неве­жественные жители города Калинова слушают Феклушу и верят ее рассказам. Олицетворением жестокости, невежества, само­дурства являются Савел Прокофьевич Дикой и Мар­фа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова -богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме порядки и обычаи, основанные на религиозных пред­рассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отжив­ших порядков. Жертву свою она «поедом ест», «то­чит, как ржа железо». Добролюбов говорит о ней: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не «воет» на людях, прово­жая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем «грехе»-, считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казни­лась». Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Ка­баниха - выразитель идей и принципов «темного цар­ства». (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Ка­линова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - день­ги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является по­корность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивле­нию. Кабаниха лицемерна, прикрывается доброде­телью и набожностью, в семье - бесчеловечный дес­пот и тиран, но оделяет нищих.< Тупая, невежественная, считающая паровоз «огненным змием», она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, «где люди с песьими головами», где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский». Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем, Вар¬вара научилась врать, скрывать, изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели, Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что но погиб вместе с женой: «Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала. Но если Кабаниха защищает идеи «темного царства», то Дикой просто грубый самодур. Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого - жадность. Смысл жизни Дикого- приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуются, что их об¬считывают. Дикой отвечает: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!») Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему это самая зловещая фигура в городе. Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и многое узнаем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая «с неба упала». Бедным, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них «день и ночь работа». Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних» - таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города. Бесчеловечным нравам «темного царства» все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины - вызов «темному царству», страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал; в «темном царстве» изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самсдержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в «Грозе», он распространил на всю царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело». «Гроза» - не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к таким произведениям относятся и «Бесприданница», и «Бешеные деньги», и «Доходное место».
]]>
Гроза Sun, 02 May 2010 14:22:24 +0000
Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») /anostrovski/12-groza/59-bytinravy Имя Александра Николаевича Островского одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра.

Тематика пьес Островского очень своеобразна. Островский пришел в нашу литературу в 60-е годы XX века, в годы обострения освободительной борь­бы, а годы, когда передовые люди боролись за неза­висимость человека, за его человеческое достоинство, за право человека распоряжаться своей судьбой.

В эти годы Островский пишет пьесы о русской интеллигенции, о новом, нарождающемся в России классе буржуазии, пишет очень много пьес о купече­стве. Островского часто называли певцом купече­ства, певцом Замоскворечья.

Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» про­исходит в провинциальном городе Калинове, распо­ложенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» - восклицает Кулигин, один из местных жителей. Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.

В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, тво­рятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты - бессовестная эксплуатация бед­ных богатыми.

В пьесе выступают две группы обитателей го­рода Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы.

Рисуя образы представителей «темного цар­ства», самодуров Дикого и Кабаниху, Островский со­вершенно ясно показывает, что деспотизм и жесто­кость их держатся на деньгах. Это деньги дают Каба­нихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще дик­товать нравственные законы всему городу.

Основной смысл жизни Дикого- обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрас­судного скрягу. Нравственные устои в его душе ос­новательно расшатаны.

Кабаниха- защитница старых основ жизни, об­рядов и обычаев «темного царства». Ей всё кажет­ся, что дети стали выходить из-под влияния родите­лей. Кабаниха ненавидит всё новое, верит всем не­лепым выдумкам Феклуши. Она, как и Дикой, пре­дельно невежественна. Она- односторонний ревни­тель худших сторон старой морали. Кабаниха не за­нята никакой деятельностью, как Дикой, и поэтому арена ее деятельности - семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей, на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упрека­ми. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уваже­ние. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет человека к нравственному падению. Деспотизм Кабанихи но­сит ханжеский, лицемерный характер. Все ее дей­ствия прикрываются маской покорности божьей воле. Кабаниха- жестокий и бессердечный человек.

Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяют деспотизм, суеверие, невежество, бес­сердечность. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства, Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Как ни отвратителен Дикой, Кабаниха страшнее И вреднее его. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой гово­рит ей: «Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь Дикой своевольничает с тайным со­знанием беззаконности своих действий. И потому он пасует перед властью человека, опирающегося на нравственный закон, или перед сильной личностью, дерзко сокрушающей его авторитет. Это не возможно «просветить», но можно «прекратить». Марфе Игна­тьевне Кабановой это легко удается.

Против «отцов» города восстают молодые сипы жизни. Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.

В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась кар­тина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью».

Действие пьесы не выходит за пределы семей­ного бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизму и неве­жеству, царившим в предреформенной России го­рячим призывом к свободе и свету. Сегодня «Гроза» -без преувеличений и философская пьеса. Видоиз­меняются условия «темного царства», а конфликт между естественностью, психологичностью и риту­альностью чувств сохраняется.

 

]]>
Гроза Sun, 02 May 2010 14:20:23 +0000
Смысл пьесы А. Н. Островского «Гроза» /anostrovski/12-groza/58-smyslpesy А. Н. Островский назвал свою пьесу «Гроза». Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как «атмосферное явление - бурное ненастье с громом и молнией». Слово «гроза» используется и тогда, когда речь идет «о чем-нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх». В XX веке В. И. Даль выпустил «Толковый словарь живого велико­русского языка», через четыре года после создания «Грозы». В словаре было дано такое значение сло­ва «гроза» - «угроза, острастка», далее - «опасность или беда, бедствие»; «строгость, строгий надзор, страх в значении кары, наказания»; «строгий, сердитый человек, каратель»; «гром и молния, туча с грозой, с громом, молнией и дождем или градом».

Как видим, во времена Даля и Островского слово «гроза» понималось значительно шире. Нетрудно убедиться, что слова с корнем - проз встречаются в речи персонажей с различными оттенками значений. Впервые оно звучит в пьесе в речи Кабановой: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уже и не прикрик­нуть на нее и не пригрозить?» - обращается она к сыну.

Здесь корень -гроз- выступает в значении «стро­гость, строгий надзор, страх». В этой реплике отра­жен взгляд Кабановой на внутрисемейные отношения.

Все в том же значении «кары, наказания» зву­чит корень -гроз- в устах Варвары, успокаивающей перепуганную появлением безумной барыни Катери­ну: «Вздор все... Чего сама-то боится, тем и других пугает. Даже все мальчишки в городе от нее прячут­ся, грозит на них палкой да кричит: «Все гореть в огне будете!»

Слово «грозит» выступает предвестником на­стоящей атмосферной грозы. И хотя Варвара гово­рит о действительно надвигающейся грозе, ее реп­лики приобретают неожиданный оттенок - угрозы, на­казания: «Что это братец нейдет, вон, никак гроза за­ходит». Варвара как будто бы намекает на последу­ющие события.

Это чувствуется и в другом ее высказывании: «Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то». Наконец, тема страха, наказания явственно слышит­ся в словах: «Я и не знала, что ты так грозы боишь­ся. Я вот не боюсь». Действие завершается ударом грома.

В первом действии значение слова «гроза» - «кара, наказание» используется автором для выра­жения взглядов представителей «темного царства» на супружеские отношения. В четвертом действии это же значение слова проявляется на совершенно ином социальном уровне. Перед нами люди, не связан­ные родственными отношениями: Дикой и Кулигин.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами до рожнами какими-то, прости Гос­поди, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори!

Дикой прекрасно понимает, что не переубедит Кулигина, но при их разговоре присутствуют свиде­тели из горожан, к ним-то и обращена эта вспышка гнева. С Кулигйным бесполезно спорить. Он скажет: «Нечего делать, надо покориться!», но добавит: «А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Те же, что слышали кулигинскую «ересь», должны остаться в повиновении, в страхе перед грозой, пе­ред карой за проступки. Поэтому Дикой нарочно ис­кажает слово «электричество», называет Кулигина разбойником, энергично привлекает внимание слу­шателей: «Эй, почтенные, послушайте-ка, что он го­ворит!», - но не для того, чтобы те прислушались к мнению Кулигина, а чтобы слушали его, Савела Прокофьевича, приговор Кулигину за «свободомыслие».

Во втором действии мы находим еще слово с кор­нем -гроз-. «Вот она теперь ему и надает приказов, -говорит Варвара о матери,- один другого грозней». Здесь слово «грозней» означает «угрозу, острастку».

Уровень семейных отношений дома Кабановых еще ярче подчеркивается репликой Тихона, которую он произносит после беседы с маменькой: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой прозы надо мной не будет... так до жены ли мне?» Слово «гроза» в этом случае может быть отнесено, конечно, к Кабановой.

Для Катерины, как и для Тихона, Кабанова -гроза дома. Интересно, что Островский не вклады­вая в уста героини такого определения свекрови, ее словами рисует атмосферу, складывающуюся в се­мье: «Сделается мне так душно дома, что бежала бы»; «Ну, теперь тишина у нас в доме аоцарится». Тишина и духота наблюдаются перед грозой в при­роде. Это искусно использует Островский для харак­теристики персонажей. Называя Кабанову «грозой» лишь один раз в реплике Тихона, драматург разны­ми способами подтверждает, что слово произнесено не случайно.

Еще большее значение приобретает слово «гро­за» при характеристике Дикого. Ведь если Кабано­ва - гроза семьи, то грозой всего Калинова является Дикой. «А беда, как его поутру кто-нибудь рассер­дит! Целый день ко всем придирается!»- говорит о Диком Кудряш.

Слово «гроза» заменяется синонимом «беда». Кроме того, и Кабанова, и Кудряш, и Шапкин настой­чиво называют Дикого воином. Ясно, что слово это употребляется иронически; это прозвище, оценива­ющее определенные качества персонажа: его стрем­ление во всем одерживать верх, подчинять, коман­довать. В этом случае слово «воин» сближается со словом «гроза» в значении «строгий, сердитый че­ловек, каратель».

Наконец, у героев пьесы Дикой вызывает ассо­циации с природной фозой- атмосферным явлени­ем. Как боится человек удара молнии во время гро­зы, так и Шапкин пугается приближающегося Дикого, поспешно предлагая Кудряшу: «Отойдем к сторон­ке: еще привяжется, пожалуй». Борис вспоминает о том, как на Волге, на перевозе, Дикого обругал гу­сар: «После этого две недели все прятались по чер­дакам да по чуланам».

Первое появление Дикого на сцене создает ат­мосферу тревоги, напряжения аналогично тому, что переживают люди перед грозой. Его приближение замечают еще издали. Первая же его реплика напоминает раскат грома: «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Дармоед! Пропади ты пропадом!»

Итак, в пьесе Островского - три реальные гро­зы: Кабанова - для своей семьи, Дикой - для всего Калинова и, наконец, гроза в природе, которая по-разному воспринимается действующими лицами: для одних (Дикой, Кабанова) - это небесная кара, нака­зание; для других (Кулигин) - благодать, радость. Именно через отношение Кулигина к грозе проявля­ется в пьесе и авторская точка зрения. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая травка теперь, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а бла­годать!» - обращается Кулигин к калиновцам.

Если еще более расширить символическое на­звание пьесы, то можно отнести слово «гроза» и к гибели Катерины. Ее самоубийство прозвучало «как вызов кабановским понятиям о «нравственности», потрясло жителей города, поэтому это тоже можно назвать грозой - потрясением.

Сила таланта Островского позволила расши­рить понятие слова «гроза» и тем самым углубить идейно-художественный смысл пьесы.

Образная многозначность слова «гроза» помог­ла предельно лаконично и точно выразить понятое Островским конфликтное состояние русского обще­ства начала 60-х годов XX века, позволила раскрыть сложную, противоречивую и напряженную борьбу разных мировоззрений, завуалировав под маской ат­мосферного явления остро-социальную направлен­ность пьесы.

 

]]>
Гроза Sun, 02 May 2010 14:15:24 +0000