Островскийсочинения, шпоргалки/anostrovski/132019-03-21T06:53:52ZJoomla! 1.5 - Open Source Content ManagementТрагическая судьба русской женщины (по пьесе А. И. Островского «Бесприданница»)2010-06-06T17:38:01Z2010-06-06T17:38:01Z/anostrovski/13-bespridannica/67-tragsudba<p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">«Бесприданница» - лучшая драма А. Н. Островского - была написана в 70-х годах XX века. Но до «Бесприданницы», ни после ней писатель не достигал такой художественной силы в обрисовке характеров своих героев.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Действие пьесы происходит в большом губернском городе Бряхимове, расположенном на берегу Волги. В этом городе все друг друга знают, а значит, и существует суд общественного мнения. История Ларисы Огудаловой, главной героини драмы, вписана Островским в широкую картину быта и нравов города.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Лариса отличалась правдивостью, искренностью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из «Грозы». По словам Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне «хитрости нет» и говорит людям она правду. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее простором. Кнуров замечает, что в Ларисе «земного, этого житейского нет». И в самом деле: она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни. Меня привлекает в героине Островского ее музыкальность. Она играет на фортепьяно и на гитаре, к тому же она великолепно поет, глубоко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей. Островский так изобразил а своей пьесе Ларису, что в сознании читателя ее образ неразрывно сливается с романсом:</span></p> <p style="text-align: center" class="MsoNormal" align="center"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Не искушай меня без нужды</span></p> <p style="text-align: center" class="MsoNormal" align="center"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Возвратом нежности твоей!</span></p> <p style="text-align: center" class="MsoNormal" align="center"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Разочарованному чужды</span></p> <p style="text-align: center" class="MsoNormal" align="center"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Все обольщенья прежних дней!</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Сама она, правда, еще далеко не разочарована (это придет к ней позже), но «обольщений», «искушений» у нее множество. Она, по ее словам, «стоит на распутье», находится перед «выбором».</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Может быть, предпочесть стиль жизни ее матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит ей улыбаться, а ей плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее «базара», где немало «всякого сброду», увез подальше, за Волгу.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Но Лариса - бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску, она лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она и не хочет видеть, и - довольно долго - не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она готова выбирать среди пошлых поклонников.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но «любезничать надо было: маменька приказывает». Потом «набегал» разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, не в доме и его принимают: «положение ее незавидное». Затем «появился» некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Ему явно симпатизирует Лариса, тем более, что он друг ее детства. Он приветлив, молод, весел, богат. Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством. Пройдет немного времени, и он предаст погибающую Ларису ссылаясь на свое гнусное купеческое слово. Нет, не выберет героиня Островского этого кавалера, у которого вдобавок и любви-то к ней совсем не замечается.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Может быть, Кнурова предпочесть? Этот ведь намного богаче, он ворочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Париж, на промышленную выставку. Он умен, несуетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное - он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он; о чем она говорить с ним будет, что будет петь, когда он всяких сантиментов начисто лишен. Не зря называют его «идолом».</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Всем существом своим Лариса тянется к идеалу. Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкретном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. Отвечает ли он ее представлениям об идеале?</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Паратов - богатый столичный барин, пустившийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает размах, блеск, любовь к шику. Он ценит песню и «волюшку», щедр и дерзок. Вот на нем было и остановила свой выбор Лариса. Но Паратов совсем не такой, каким он ей кажется. Обманщик снов прошлом году всех ее женихов отбил, «да и след его простыл». А теперь снова обманывает, забавляясь и развлекаясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках. А (Сам он расчетлив, коварен и жесток. Его благородство и широта натуры показные.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Карандышев - мелкий чиновник, над которым в циничном обществе все издеваются и смеются. Но он не смирился и, будучи завистливым и болезненно самолюбивый человеком, претендует на самоутверждение и даже значительность. И вот теперь этот мещанин хочет женитьбой на красавице Ларисе одержать «победу» над богачами, посмеяться над ними и, может быть, выбиться в люди. Поэтому, когда он падает перед Ларисой на колени и клянется в своем чувстве, она произносит: «Лжете. Я любви искала и не нашла...» Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают, как вещь, просветляют Карандышева, отрезвляют его, что-то меняют в нем. Но он остается самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Но и сама Лариса только что узнала об обмане Паратова, пережила новое надругательство над нею. Оказывается, что она вещь. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвигают, как марионетку, бросают, как куклу.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Гибель, уход из этого мира - вот истинный выход. Лариса пытается сначала сама покончить с жизнью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее предрешена.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">И она настает. Карандышев убивает ее в безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">«Бесприданница» А. Островского - драма о катастрофе в бесчеловечном мире. Это пьеса о трагедии обычной бесприданницы с горячим сердцем.</span></p><p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">«Бесприданница» - лучшая драма А. Н. Островского - была написана в 70-х годах XX века. Но до «Бесприданницы», ни после ней писатель не достигал такой художественной силы в обрисовке характеров своих героев.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Действие пьесы происходит в большом губернском городе Бряхимове, расположенном на берегу Волги. В этом городе все друг друга знают, а значит, и существует суд общественного мнения. История Ларисы Огудаловой, главной героини драмы, вписана Островским в широкую картину быта и нравов города.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Лариса отличалась правдивостью, искренностью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из «Грозы». По словам Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне «хитрости нет» и говорит людям она правду. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее простором. Кнуров замечает, что в Ларисе «земного, этого житейского нет». И в самом деле: она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни. Меня привлекает в героине Островского ее музыкальность. Она играет на фортепьяно и на гитаре, к тому же она великолепно поет, глубоко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей. Островский так изобразил а своей пьесе Ларису, что в сознании читателя ее образ неразрывно сливается с романсом:</span></p> <p style="text-align: center" class="MsoNormal" align="center"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Не искушай меня без нужды</span></p> <p style="text-align: center" class="MsoNormal" align="center"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Возвратом нежности твоей!</span></p> <p style="text-align: center" class="MsoNormal" align="center"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Разочарованному чужды</span></p> <p style="text-align: center" class="MsoNormal" align="center"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Все обольщенья прежних дней!</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Сама она, правда, еще далеко не разочарована (это придет к ней позже), но «обольщений», «искушений» у нее множество. Она, по ее словам, «стоит на распутье», находится перед «выбором».</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Может быть, предпочесть стиль жизни ее матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит ей улыбаться, а ей плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее «базара», где немало «всякого сброду», увез подальше, за Волгу.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Но Лариса - бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску, она лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она и не хочет видеть, и - довольно долго - не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она готова выбирать среди пошлых поклонников.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но «любезничать надо было: маменька приказывает». Потом «набегал» разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, не в доме и его принимают: «положение ее незавидное». Затем «появился» некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Ему явно симпатизирует Лариса, тем более, что он друг ее детства. Он приветлив, молод, весел, богат. Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством. Пройдет немного времени, и он предаст погибающую Ларису ссылаясь на свое гнусное купеческое слово. Нет, не выберет героиня Островского этого кавалера, у которого вдобавок и любви-то к ней совсем не замечается.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Может быть, Кнурова предпочесть? Этот ведь намного богаче, он ворочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Париж, на промышленную выставку. Он умен, несуетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное - он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он; о чем она говорить с ним будет, что будет петь, когда он всяких сантиментов начисто лишен. Не зря называют его «идолом».</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Всем существом своим Лариса тянется к идеалу. Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкретном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. Отвечает ли он ее представлениям об идеале?</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Паратов - богатый столичный барин, пустившийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает размах, блеск, любовь к шику. Он ценит песню и «волюшку», щедр и дерзок. Вот на нем было и остановила свой выбор Лариса. Но Паратов совсем не такой, каким он ей кажется. Обманщик снов прошлом году всех ее женихов отбил, «да и след его простыл». А теперь снова обманывает, забавляясь и развлекаясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках. А (Сам он расчетлив, коварен и жесток. Его благородство и широта натуры показные.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Карандышев - мелкий чиновник, над которым в циничном обществе все издеваются и смеются. Но он не смирился и, будучи завистливым и болезненно самолюбивый человеком, претендует на самоутверждение и даже значительность. И вот теперь этот мещанин хочет женитьбой на красавице Ларисе одержать «победу» над богачами, посмеяться над ними и, может быть, выбиться в люди. Поэтому, когда он падает перед Ларисой на колени и клянется в своем чувстве, она произносит: «Лжете. Я любви искала и не нашла...» Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают, как вещь, просветляют Карандышева, отрезвляют его, что-то меняют в нем. Но он остается самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Но и сама Лариса только что узнала об обмане Паратова, пережила новое надругательство над нею. Оказывается, что она вещь. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвигают, как марионетку, бросают, как куклу.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Гибель, уход из этого мира - вот истинный выход. Лариса пытается сначала сама покончить с жизнью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее предрешена.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">И она настает. Карандышев убивает ее в безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">«Бесприданница» А. Островского - драма о катастрофе в бесчеловечном мире. Это пьеса о трагедии обычной бесприданницы с горячим сердцем.</span></p>