Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 

Значение творчества А. Н. Островского в исто­рии не только русской литературы, но и отечествен­ного театра, необычайно велико. И. А. Гончаров пи­сал: «Литературе вы принесли в дар целую библио­теку художественных произведений, для сцены со­здали свой, особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные кам­ни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр».

А. Н. Островский создавал свои произведения во второй половине 19 века, когда с развитием промышленности зарождаются новые экономические и социальные отношения. Это повлияло и на сюжеты и образы комедий.

Драматургу удалось отразить целую эпоху рус­ской жизни. Основной конфликт его произведений -столкновение людей «горячего сердца» с силами «темного царства». А. Н. Островскому с исключитель­ным мастерством удалось показать, как меняется от­ношение к деньгам. Капитал позволяет получить ре­альную власть над людьми, влиять на их судьбы. Бе­зусловно, тема денег не является абсолютно новой в литературе. Можно вспомнить и «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина и «Ревизора» Н. В. Гоголя. Но если барон испытывает неизъяснимое наслаждение от са­мого процесса накопления, упивается сознанием возможной власти, которую дает состояние, то у Гоголя в комедии из рук в руки переходят «легкие деньги», не служащие обогащению героя. Хлестаков готов расстаться с деньгами: «Ну-ка, теперь, капитал, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!» Тема денег является лишь одной из составляющих темы игры. У Островского же деньги для персонажей оп­ределяют и отношение к жизни. Так, например, в драме «Греза» Дикой не может расстаться и с копей­кой, ему физически больно отдать даже не принад­лежащее ему: «ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу: «Власть денег ломает судьбы лю­дей». Борис, племянник Дикого, отказывается от любви чистой и пылкой Катерины во имя возможно­сти получить когда-либо наследство. Вероятно, сыг­рали свою роль деньги и в решении родителей Кате­рины выдать ее замуж за Тихона Кабанова. Тихон, искренне любящий жену, во всем подчиняется своей властной матери, как мне кажется, еще и потому, что зависит от денег Марфы Игнатьевны. В пьесе «Бес­приданница» судьбы всех персонажей предопреде­ляются отношением к деньгам. Стремясь устроить судьбу дочери, Харита Огудалова, вынуждена дер­жать открытый дом, принимать гостей, при этом она постоянно подсчитывает расходы, распекает кухар­ку за нежелание поторговаться. Она даже выдает один из подарков для ее дочери за ту вещь, которую хотела бы подарить. В «Бесприданнице» тема денег является необычайно важной. Можно сказать, что именно деньги, капитал или их отсутствие опреде­ляют поступки персонажей, а во многом и их судьбу. Кнуров-«миллионщик», которому в Брехимове и по­говорить-то не с кем, решает просто купить любовь Ларисы Огудаловой. Вожеватов, который связан дружбой с семьей Огудаловых, отказывает Ларисе в помощи, потому что дал «честное купеческое сло­во» Кнурову. Жажда денег, солидного капитала зас­тавляет и Паратова «продать свою свободу», отка­завшись от искреннего чувства, ценность которого он понимает. Однако не только Паратов, Кнуров, Во­жеватов играют трагическую роль в судьбе главной героини пьесы. Карандышев, незначительный чинов­ник почтового ведомства, который, как кажется на первый взгляд, искренние любит Ларису и стремит­ся спасти ее от жестокого мира чистогана, соверша­ет поступки, подталкивающие эту юную девушку к гибели. Когда Лариса Огудалова от полной безыс­ходности, понимая, что теряет Паратова, соглаша­ется принять предложение Карандышееа, она совершенно честно говорит, что не любит его, но постарается полюбить и будет ему достойной женой. Герои­ня просит этого человека только об одном; поскорее уехать в деревню. Но Карандышев, будучи челове­ком честолюбивым, которому никогда ранее не уда­валось хоть в какой-то степени удовлетворить это чувство, настаивает на том, чтобы свадьба была не­пременно в городе. Карандышев не понимает стремления героини уехать, оставляет практически без ответа ее страстную мольбу: «Уедемте, уедемте отсюда». Кроме того, он устраивает своеобразный зва­ный обед, приглашает на него и Кнурова, и Вожеватова, и приехавшего Паратова, произносит тост, в котором не только всячески превозносит замечатель­ные качества своей будущей жены, но и пытается доказать всем собравшимся, что он не просто «ров­ня» им, а гораздо выше их, потому что именно его предпочла Лариса. А ведь он совершенно точно знает, что выбор нисколько не определяется era досто­инствами. Лариса откровенно сказала Карандышеву об этом, и, объясняя, зачем ему нужен этот обед, герой просит свою невесту: «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен». И думает Карандышев в это время не о Ларисе, ее чувствах, а только о себе. Мне кажется, что А.Н.Островский, творчески развивая тему «маленького человека», показал, насколько жесток может быть че­ловек, которого окружающие воспринимали всегда как ничтожество, шуга, если получает в руки хоть какую-то власть над другими. Однако Карандышев вызывает и сочувствие, этот образ далеко не однозначен. Этот персонаж не лишен положительных ка­честв, он пытается удержать героиню от опрометчи­вого поступка, как ему кажется, спасает ее, раскры­вает ей глаза на договор Кнурова и Вожеватова: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на челове­ка... они смотрят на вас, как на вещь...». Именно Ка­рандышев убивает Ларису, он Делает это а состоя­ний гнева и ужаса, буквально в припадке ревности. Но этим поступком он избавляет героиню от необхо­димости принимать решение, от необходимости жить дальше, не желая такого существования и не имея сил изменить его. Лариса полностью сознает, что не сможет сама расстаться с жизнью. Стоя в раздумье над Волгой она произносит: «Что меня держит над этой пропастью?.. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно». Ведь главная героиня не смогла бы жить без любви. Она не находит места в мире Паратова, Кнурова и по­добных им людей, но не может жить и в мире Карандышева. Думается, именно этого и не смог понять злосчастный жених Ларисы, для этого ему не хвати­ло благородства и душевной тонкости. Единствен­ный решительный поступок в своей жизни Карандышев совершает почти не помня себя, кажется даже, что сделать это вынуждает его сама героиня. Отнюдь не случайно Лариса Огудалова говорит: «Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама... сама. Ах, какое благодеяние...». Судьба главной героини этой заме­чательной пьесы А. Н. Островского трагична, во мно­гом это определяется той властью, которую над мно­гими людьми имеют деньги. Все люди, которые ок­ружают Ларису, смотрят на нее именно как на вещь, которую можно выгодно продать или приобрести. Мать героини надеется найти «бесприданнице» вы­годного мужа, а если не выйдет, то, как предлагает Кнуров, «теплое участие сильного, богатого челове­ка». Паратов в конце драмы был готов отдать Лари­су в любые руки. Кнуров и Вожеватов бросают жре­бий, причем каждый из них готов, по крайней мере временно, примириться с его исходом. В этой ситуа­ции Карандышев оказывается единственным, кто не желает и не может героине быть чужой вещью. Имен­но этот «смешной человек» и оказывает Ларисе «бла­годеяние», убивая ее.

Финал пьесы сложен, но - читателю все же ста­новится абсолютно ясно, что тонкая; чистая, хотя и духовно опустошенная жизнью а жестоком мире ге­роиня, которая находит в себе силы для прощения, стоит неизмеримо выше людей, окружающих ее.