Островскийсочинения, шпоргалки/anostrovski/182019-03-21T06:53:53ZJoomla! 1.5 - Open Source Content ManagementТема денег в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»2010-06-06T17:41:37Z2010-06-06T17:41:37Z/anostrovski/18-temadeneg/68-dengi<p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Значение творчества А. Н. Островского в истории не только русской литературы, но и отечественного театра, необычайно велико. И. А. Гончаров писал: «Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой, особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр».</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">А. Н. Островский создавал свои произведения во второй половине 19 века, когда с развитием промышленности зарождаются новые экономические и социальные отношения. Это повлияло и на сюжеты и образы комедий.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Драматургу удалось отразить целую эпоху русской жизни. Основной конфликт его произведений -столкновение людей «горячего сердца» с силами «темного царства». А. Н. Островскому с исключительным мастерством удалось показать, как меняется отношение к деньгам. Капитал позволяет получить реальную власть над людьми, влиять на их судьбы. Безусловно, тема денег не является абсолютно новой в литературе. Можно вспомнить и «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина и «Ревизора» Н. В. Гоголя. Но если барон испытывает неизъяснимое наслаждение от самого процесса накопления, упивается сознанием возможной власти, которую дает состояние, то у Гоголя в комедии из рук в руки переходят «легкие деньги», не служащие обогащению героя. Хлестаков готов расстаться с деньгами: «Ну-ка, теперь, капитал, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!» Тема денег является лишь одной из составляющих темы игры. У Островского же деньги для персонажей определяют и отношение к жизни. Так, например, в драме «Греза» Дикой не может расстаться и с копейкой, ему физически больно отдать даже не принадлежащее ему: «ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу: «Власть денег ломает судьбы людей». Борис, племянник Дикого, отказывается от любви чистой и пылкой Катерины во имя возможности получить когда-либо наследство. Вероятно, сыграли свою роль деньги и в решении родителей Катерины выдать ее замуж за Тихона Кабанова. Тихон, искренне любящий жену, во всем подчиняется своей властной матери, как мне кажется, еще и потому, что зависит от денег Марфы Игнатьевны. В пьесе «Бесприданница» судьбы всех персонажей предопределяются отношением к деньгам. Стремясь устроить судьбу дочери, Харита Огудалова, вынуждена держать открытый дом, принимать гостей, при этом она постоянно подсчитывает расходы, распекает кухарку за нежелание поторговаться. Она даже выдает один из подарков для ее дочери за ту вещь, которую хотела бы подарить. В «Бесприданнице» тема денег является необычайно важной. Можно сказать, что именно деньги, капитал или их отсутствие определяют поступки персонажей, а во многом и их судьбу. Кнуров-«миллионщик», которому в Брехимове и поговорить-то не с кем, решает просто купить любовь Ларисы Огудаловой. Вожеватов, который связан дружбой с семьей Огудаловых, отказывает Ларисе в помощи, потому что дал «честное купеческое слово» Кнурову. Жажда денег, солидного капитала заставляет и Паратова «продать свою свободу», отказавшись от искреннего чувства, ценность которого он понимает. Однако не только Паратов, Кнуров, Вожеватов играют трагическую роль в судьбе главной героини пьесы. Карандышев, незначительный чиновник почтового ведомства, который, как кажется на первый взгляд, искренние любит Ларису и стремится спасти ее от жестокого мира чистогана, совершает поступки, подталкивающие эту юную девушку к гибели. Когда Лариса Огудалова от полной безысходности, понимая, что теряет Паратова, соглашается принять предложение Карандышееа, она совершенно честно говорит, что не любит его, но постарается полюбить и будет ему достойной женой. Героиня просит этого человека только об одном; поскорее уехать в деревню. Но Карандышев, будучи человеком честолюбивым, которому никогда ранее не удавалось хоть в какой-то степени удовлетворить это чувство, настаивает на том, чтобы свадьба была непременно в городе. Карандышев не понимает стремления героини уехать, оставляет практически без ответа ее страстную мольбу: «Уедемте, уедемте отсюда». Кроме того, он устраивает своеобразный званый обед, приглашает на него и Кнурова, и Вожеватова, и приехавшего Паратова, произносит тост, в котором не только всячески превозносит замечательные качества своей будущей жены, но и пытается доказать всем собравшимся, что он не просто «ровня» им, а гораздо выше их, потому что именно его предпочла Лариса. А ведь он совершенно точно знает, что выбор нисколько не определяется era достоинствами. Лариса откровенно сказала Карандышеву об этом, и, объясняя, зачем ему нужен этот обед, герой просит свою невесту: «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен». И думает Карандышев в это время не о Ларисе, ее чувствах, а только о себе. Мне кажется, что А.Н.Островский, творчески развивая тему «маленького человека», показал, насколько жесток может быть человек, которого окружающие воспринимали всегда как ничтожество, шуга, если получает в руки хоть какую-то власть над другими. Однако Карандышев вызывает и сочувствие, этот образ далеко не однозначен. Этот персонаж не лишен положительных качеств, он пытается удержать героиню от опрометчивого поступка, как ему кажется, спасает ее, раскрывает ей глаза на договор Кнурова и Вожеватова: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь...». Именно Карандышев убивает Ларису, он Делает это а состояний гнева и ужаса, буквально в припадке ревности. Но этим поступком он избавляет героиню от необходимости принимать решение, от необходимости жить дальше, не желая такого существования и не имея сил изменить его. Лариса полностью сознает, что не сможет сама расстаться с жизнью. Стоя в раздумье над Волгой она произносит: «Что меня держит над этой пропастью?.. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно». Ведь главная героиня не смогла бы жить без любви. Она не находит места в мире Паратова, Кнурова и подобных им людей, но не может жить и в мире Карандышева. Думается, именно этого и не смог понять злосчастный жених Ларисы, для этого ему не хватило благородства и душевной тонкости. Единственный решительный поступок в своей жизни Карандышев совершает почти не помня себя, кажется даже, что сделать это вынуждает его сама героиня. Отнюдь не случайно Лариса Огудалова говорит: «Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама... сама. Ах, какое благодеяние...». Судьба главной героини этой замечательной пьесы А. Н. Островского трагична, во многом это определяется той властью, которую над многими людьми имеют деньги. Все люди, которые окружают Ларису, смотрят на нее именно как на вещь, которую можно выгодно продать или приобрести. Мать героини надеется найти «бесприданнице» выгодного мужа, а если не выйдет, то, как предлагает Кнуров, «теплое участие сильного, богатого человека». Паратов в конце драмы был готов отдать Ларису в любые руки. Кнуров и Вожеватов бросают жребий, причем каждый из них готов, по крайней мере временно, примириться с его исходом. В этой ситуации Карандышев оказывается единственным, кто не желает и не может героине быть чужой вещью. Именно этот «смешной человек» и оказывает Ларисе «благодеяние», убивая ее.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Финал пьесы сложен, но - читателю все же становится абсолютно ясно, что тонкая; чистая, хотя и духовно опустошенная жизнью а жестоком мире героиня, которая находит в себе силы для прощения, стоит неизмеримо выше людей, окружающих ее.</span></p><p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Значение творчества А. Н. Островского в истории не только русской литературы, но и отечественного театра, необычайно велико. И. А. Гончаров писал: «Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой, особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр».</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">А. Н. Островский создавал свои произведения во второй половине 19 века, когда с развитием промышленности зарождаются новые экономические и социальные отношения. Это повлияло и на сюжеты и образы комедий.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Драматургу удалось отразить целую эпоху русской жизни. Основной конфликт его произведений -столкновение людей «горячего сердца» с силами «темного царства». А. Н. Островскому с исключительным мастерством удалось показать, как меняется отношение к деньгам. Капитал позволяет получить реальную власть над людьми, влиять на их судьбы. Безусловно, тема денег не является абсолютно новой в литературе. Можно вспомнить и «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина и «Ревизора» Н. В. Гоголя. Но если барон испытывает неизъяснимое наслаждение от самого процесса накопления, упивается сознанием возможной власти, которую дает состояние, то у Гоголя в комедии из рук в руки переходят «легкие деньги», не служащие обогащению героя. Хлестаков готов расстаться с деньгами: «Ну-ка, теперь, капитал, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!» Тема денег является лишь одной из составляющих темы игры. У Островского же деньги для персонажей определяют и отношение к жизни. Так, например, в драме «Греза» Дикой не может расстаться и с копейкой, ему физически больно отдать даже не принадлежащее ему: «ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу: «Власть денег ломает судьбы людей». Борис, племянник Дикого, отказывается от любви чистой и пылкой Катерины во имя возможности получить когда-либо наследство. Вероятно, сыграли свою роль деньги и в решении родителей Катерины выдать ее замуж за Тихона Кабанова. Тихон, искренне любящий жену, во всем подчиняется своей властной матери, как мне кажется, еще и потому, что зависит от денег Марфы Игнатьевны. В пьесе «Бесприданница» судьбы всех персонажей предопределяются отношением к деньгам. Стремясь устроить судьбу дочери, Харита Огудалова, вынуждена держать открытый дом, принимать гостей, при этом она постоянно подсчитывает расходы, распекает кухарку за нежелание поторговаться. Она даже выдает один из подарков для ее дочери за ту вещь, которую хотела бы подарить. В «Бесприданнице» тема денег является необычайно важной. Можно сказать, что именно деньги, капитал или их отсутствие определяют поступки персонажей, а во многом и их судьбу. Кнуров-«миллионщик», которому в Брехимове и поговорить-то не с кем, решает просто купить любовь Ларисы Огудаловой. Вожеватов, который связан дружбой с семьей Огудаловых, отказывает Ларисе в помощи, потому что дал «честное купеческое слово» Кнурову. Жажда денег, солидного капитала заставляет и Паратова «продать свою свободу», отказавшись от искреннего чувства, ценность которого он понимает. Однако не только Паратов, Кнуров, Вожеватов играют трагическую роль в судьбе главной героини пьесы. Карандышев, незначительный чиновник почтового ведомства, который, как кажется на первый взгляд, искренние любит Ларису и стремится спасти ее от жестокого мира чистогана, совершает поступки, подталкивающие эту юную девушку к гибели. Когда Лариса Огудалова от полной безысходности, понимая, что теряет Паратова, соглашается принять предложение Карандышееа, она совершенно честно говорит, что не любит его, но постарается полюбить и будет ему достойной женой. Героиня просит этого человека только об одном; поскорее уехать в деревню. Но Карандышев, будучи человеком честолюбивым, которому никогда ранее не удавалось хоть в какой-то степени удовлетворить это чувство, настаивает на том, чтобы свадьба была непременно в городе. Карандышев не понимает стремления героини уехать, оставляет практически без ответа ее страстную мольбу: «Уедемте, уедемте отсюда». Кроме того, он устраивает своеобразный званый обед, приглашает на него и Кнурова, и Вожеватова, и приехавшего Паратова, произносит тост, в котором не только всячески превозносит замечательные качества своей будущей жены, но и пытается доказать всем собравшимся, что он не просто «ровня» им, а гораздо выше их, потому что именно его предпочла Лариса. А ведь он совершенно точно знает, что выбор нисколько не определяется era достоинствами. Лариса откровенно сказала Карандышеву об этом, и, объясняя, зачем ему нужен этот обед, герой просит свою невесту: «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен». И думает Карандышев в это время не о Ларисе, ее чувствах, а только о себе. Мне кажется, что А.Н.Островский, творчески развивая тему «маленького человека», показал, насколько жесток может быть человек, которого окружающие воспринимали всегда как ничтожество, шуга, если получает в руки хоть какую-то власть над другими. Однако Карандышев вызывает и сочувствие, этот образ далеко не однозначен. Этот персонаж не лишен положительных качеств, он пытается удержать героиню от опрометчивого поступка, как ему кажется, спасает ее, раскрывает ей глаза на договор Кнурова и Вожеватова: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь...». Именно Карандышев убивает Ларису, он Делает это а состояний гнева и ужаса, буквально в припадке ревности. Но этим поступком он избавляет героиню от необходимости принимать решение, от необходимости жить дальше, не желая такого существования и не имея сил изменить его. Лариса полностью сознает, что не сможет сама расстаться с жизнью. Стоя в раздумье над Волгой она произносит: «Что меня держит над этой пропастью?.. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно». Ведь главная героиня не смогла бы жить без любви. Она не находит места в мире Паратова, Кнурова и подобных им людей, но не может жить и в мире Карандышева. Думается, именно этого и не смог понять злосчастный жених Ларисы, для этого ему не хватило благородства и душевной тонкости. Единственный решительный поступок в своей жизни Карандышев совершает почти не помня себя, кажется даже, что сделать это вынуждает его сама героиня. Отнюдь не случайно Лариса Огудалова говорит: «Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама... сама. Ах, какое благодеяние...». Судьба главной героини этой замечательной пьесы А. Н. Островского трагична, во многом это определяется той властью, которую над многими людьми имеют деньги. Все люди, которые окружают Ларису, смотрят на нее именно как на вещь, которую можно выгодно продать или приобрести. Мать героини надеется найти «бесприданнице» выгодного мужа, а если не выйдет, то, как предлагает Кнуров, «теплое участие сильного, богатого человека». Паратов в конце драмы был готов отдать Ларису в любые руки. Кнуров и Вожеватов бросают жребий, причем каждый из них готов, по крайней мере временно, примириться с его исходом. В этой ситуации Карандышев оказывается единственным, кто не желает и не может героине быть чужой вещью. Именно этот «смешной человек» и оказывает Ларисе «благодеяние», убивая ее.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Финал пьесы сложен, но - читателю все же становится абсолютно ясно, что тонкая; чистая, хотя и духовно опустошенная жизнью а жестоком мире героиня, которая находит в себе силы для прощения, стоит неизмеримо выше людей, окружающих ее.</span></p>