Островскийсочинения, шпоргалки/anostrovski/192019-03-21T06:53:53ZJoomla! 1.5 - Open Source Content ManagementМои любимые пьесы А. И. Островского.2010-06-06T17:51:47Z2010-06-06T17:51:47Z/anostrovski/19-lubimie/69-lubpiesy<p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">«Гроза» - «самое решительное произведение Островского», по словам Добролюбова. В драме воспроизводятся сложные явления общественной жизни. Островский обнажил ханжество самодуров, их «жестокие нравы». Но близится конец «темного царства», пробуждается что-то новое в жизни. Это «что-то» и есть фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">А. И. Островский в своем произведении показывает не только историю трагической любви, но и борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Главная героиня в драме Островского «Гроза» - Катерина Кабанова. Высокой поэзией, выражающей строй чувств и дум Катерины, проникнута ее речь. Создавая образ Катерины, Островский воплотил в ее речи свою глубокую любовь к русскому языку. Речь Катерины, музыкальная, напевная, напоминает народные песни. В момент наибольшего напряжения душевных чувств и сил она выражается на языке народной поэзии: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль - тоску!»</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Характер Катерины «сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной природы, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Островский как бы дает подслушать Катерину в самых различных эмоциональных состояниях: и тихой радости и неизбывной тоске, в чаянии счастья и в предчувствии беды, в смятении чувств и в порыве страсти, в страшном отчаянии и в бесстрашном решительном решении принять смерть. Не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить лишь бы жить - нехорошо, это не достойно человека. Катерина отвергает жизнь вполжизни. Жить - это значит для нее быть самой собой.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Самоубийство Катерины - это страшный вызов «самодурной» силе, протест против кабановских понятий о нравственности, доведенной до последнего шага. Гроза в пьесе - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразились подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">В «Грозе» отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья. В своей драме от отразил не только волжский город, не какие-то конкретные лица, но и нравы и быт жителей Торжка, Кинешмы, рассказы старожилов Костромы, жизнь Замоскворечья - все это было переработано в творческой лаборатории писателя и превратилось в глубоко типичные картины русской жизни. А. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» утверждает право и обязанность человека быть самим собой.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Похожим темам - борьбе за сохранение человеческого достоинства, столкновению живой души с миром чистогана- посвящена и «Бесприданница», которая была закончена через 20 лет после «Грозы». В построении обеих пьес есть много общего. Местом действия в них избраны города на берегу Волги. Как и Катерина, Лариса Огудалова засматривается с высоты обрыва на реку. В последнем действии здесь же она размышляет о смерти-избавительнице: «А если упасть, так, говорят: верная смерть! (Подумав.) Вот хорошо бы броситься...» Но у Ларисы не хватает сил на самоубийство. Можно сказать, что героиня вынуждает Карандышева убить ее. Она принимает эту смерть как освобождение. На это указывает и, казалось бы, незначительная деталь: она поднимает пистолет, из которого стрелял в нее жених, чтобы того не обвинили в убийстве. Как ни различны на первый взгляд героини этих пьес Островского по социальному положению, чертам характера, но участь их одинакова. Одинаковы и причины их трагической гибели. Лариса говорит: «Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу: А ведь так жить холодно. Я не виновата, искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего искать». Одиночество этой героини еще больше, чем одиночество Катерины. Казалось бы, все вокруг изменилось, на смену самодурам Диким пришли просвещенные негоцианты Кнуровы и Вожеватовы. Но за их мнимой цивилизованностью скрывается та же беспощадная хватка дельца. Они убеждены в собственной власти, во всесилии денег. Кнуров хочет просто купить любовь бесприданницы Ларисы. Того же хочет и Вожеватов. Они просто разыгрывают ее в орлянку, и Василий Вожеватов проигрывает Кнурову. Затем он отказывается помочь Ларисе, ссылаясь на честное купеческое слово. Паратов, которого Огудалова искренне любит, безжалостно ее бросает. Хотя этот блестящий барин в душе презирает и Кнурова, и Вожеватова, но следует тем же жизненным принципам: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам что угодно». Он продает даже себя, как он выражается «свою свободу», когда выгодно женится и берет в приданое золотые прииски. Именно это и стало причиной, по которой он бросил девушку, доверившуюся ему; хотя и понимал всю силу ее чувства, яркую одаренность этой натуры. Карандышев любит Ларису Огудалову, мечтает о ней, но стремится с помощью женитьбы на ней войти в круг, избранных, «лучших», людей города, пытается стать на равных с Мокнем Кнуровым, Вожеватовым и другими. Он, как мне кажется, на менее других виновен в гибели героини. Героиня не смогла обрести счастья, но ее последние слова исполнены не отчаяния, а светлой печали и любви. Она, умирая, произносит: «Вы все хорошие люди- я вас всех... всех люблю». Но именно эти слова звучат и справедливым обвинением «хорошим людям», которые довели до гибели человека с прекрасной душой и чистым сердцем. Повторилась драма Катерины: в «темном царстве» нет места любви, правде и счастью.</span></p> <span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">В замечательных пьесах А. Н. Островского нас, читателей, потрясает трагедия честного и великодушного человека в жестоком мире.</span><p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">«Гроза» - «самое решительное произведение Островского», по словам Добролюбова. В драме воспроизводятся сложные явления общественной жизни. Островский обнажил ханжество самодуров, их «жестокие нравы». Но близится конец «темного царства», пробуждается что-то новое в жизни. Это «что-то» и есть фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">А. И. Островский в своем произведении показывает не только историю трагической любви, но и борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Главная героиня в драме Островского «Гроза» - Катерина Кабанова. Высокой поэзией, выражающей строй чувств и дум Катерины, проникнута ее речь. Создавая образ Катерины, Островский воплотил в ее речи свою глубокую любовь к русскому языку. Речь Катерины, музыкальная, напевная, напоминает народные песни. В момент наибольшего напряжения душевных чувств и сил она выражается на языке народной поэзии: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль - тоску!»</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Характер Катерины «сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной природы, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Островский как бы дает подслушать Катерину в самых различных эмоциональных состояниях: и тихой радости и неизбывной тоске, в чаянии счастья и в предчувствии беды, в смятении чувств и в порыве страсти, в страшном отчаянии и в бесстрашном решительном решении принять смерть. Не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить лишь бы жить - нехорошо, это не достойно человека. Катерина отвергает жизнь вполжизни. Жить - это значит для нее быть самой собой.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Самоубийство Катерины - это страшный вызов «самодурной» силе, протест против кабановских понятий о нравственности, доведенной до последнего шага. Гроза в пьесе - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразились подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">В «Грозе» отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья. В своей драме от отразил не только волжский город, не какие-то конкретные лица, но и нравы и быт жителей Торжка, Кинешмы, рассказы старожилов Костромы, жизнь Замоскворечья - все это было переработано в творческой лаборатории писателя и превратилось в глубоко типичные картины русской жизни. А. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» утверждает право и обязанность человека быть самим собой.</span></p> <p style="text-align: justify" class="MsoNormal"><span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">Похожим темам - борьбе за сохранение человеческого достоинства, столкновению живой души с миром чистогана- посвящена и «Бесприданница», которая была закончена через 20 лет после «Грозы». В построении обеих пьес есть много общего. Местом действия в них избраны города на берегу Волги. Как и Катерина, Лариса Огудалова засматривается с высоты обрыва на реку. В последнем действии здесь же она размышляет о смерти-избавительнице: «А если упасть, так, говорят: верная смерть! (Подумав.) Вот хорошо бы броситься...» Но у Ларисы не хватает сил на самоубийство. Можно сказать, что героиня вынуждает Карандышева убить ее. Она принимает эту смерть как освобождение. На это указывает и, казалось бы, незначительная деталь: она поднимает пистолет, из которого стрелял в нее жених, чтобы того не обвинили в убийстве. Как ни различны на первый взгляд героини этих пьес Островского по социальному положению, чертам характера, но участь их одинакова. Одинаковы и причины их трагической гибели. Лариса говорит: «Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу: А ведь так жить холодно. Я не виновата, искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего искать». Одиночество этой героини еще больше, чем одиночество Катерины. Казалось бы, все вокруг изменилось, на смену самодурам Диким пришли просвещенные негоцианты Кнуровы и Вожеватовы. Но за их мнимой цивилизованностью скрывается та же беспощадная хватка дельца. Они убеждены в собственной власти, во всесилии денег. Кнуров хочет просто купить любовь бесприданницы Ларисы. Того же хочет и Вожеватов. Они просто разыгрывают ее в орлянку, и Василий Вожеватов проигрывает Кнурову. Затем он отказывается помочь Ларисе, ссылаясь на честное купеческое слово. Паратов, которого Огудалова искренне любит, безжалостно ее бросает. Хотя этот блестящий барин в душе презирает и Кнурова, и Вожеватова, но следует тем же жизненным принципам: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам что угодно». Он продает даже себя, как он выражается «свою свободу», когда выгодно женится и берет в приданое золотые прииски. Именно это и стало причиной, по которой он бросил девушку, доверившуюся ему; хотя и понимал всю силу ее чувства, яркую одаренность этой натуры. Карандышев любит Ларису Огудалову, мечтает о ней, но стремится с помощью женитьбы на ней войти в круг, избранных, «лучших», людей города, пытается стать на равных с Мокнем Кнуровым, Вожеватовым и другими. Он, как мне кажется, на менее других виновен в гибели героини. Героиня не смогла обрести счастья, но ее последние слова исполнены не отчаяния, а светлой печали и любви. Она, умирая, произносит: «Вы все хорошие люди- я вас всех... всех люблю». Но именно эти слова звучат и справедливым обвинением «хорошим людям», которые довели до гибели человека с прекрасной душой и чистым сердцем. Повторилась драма Катерины: в «темном царстве» нет места любви, правде и счастью.</span></p> <span style="font-size: 11.0pt; font-family: 'Times New Roman'">В замечательных пьесах А. Н. Островского нас, читателей, потрясает трагедия честного и великодушного человека в жестоком мире.</span>