Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Александр Сергеевич Грибоедов писал: «В моей комедии один умный на двадцать пять глупцов». Действительно, вряд ли кто-то может поспорить с автором, что Чацкий - единственный персонаж пьесы, который совмещает в себе богатые духовные качества и также способность к беспощадной и непримиримой борьбе с «веком минувшим», символом которого выступает в комедии «Горе от ума» фамусовское общество».

Казалось бы, у Фамусова Чацкого ожидают с особым нетерпением. Но появление героя вызывает у многих неоднозначную реакцию. Софья, ради которой Чацкий, в общем-то, и вернулся в Москву, иронично замечает, что Александр Андреевич ездил за границу «ума искать». Она с негодованием воспринимает большинство высказываний Чацкого в адрес её теперешнего жениха - Молчалина. Примеры мне не новы;

Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;

А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.

Отношения героя с хозяином дома, Павлом Афанасьевичем Фамусовым, тоже складываются неоднозначно. В самом начале пьесы помещик пытается наставить молодого человека на путь истинный:

Вам, людям молодым, другого нету дела,

Как замечать девичьи красоты:

Сказала что-то вскользь, а ты,

Я чай, надеждами занёсся, заколдован.

В дальнейшем читатель замечает, насколько разнятся взгляды Чацкого и Фамусова. На каждую реплику Павла Афанасьевича у молодого героя заготовлен ответ:

Фамусов: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-ка послужи.

Чацкий:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Безусловно, противостояние Чацкого и Фамусова- это не только конфликт поколении, который мастерски изобразил гораздо позже И. С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети». Конечно, жизненные позиции Чацкого и Базарова во многом схожи, но грибоедовский герой вступает в борьбу не только с отдельной, пусть даже очень сильной, личностью, но и с обществом в целом.

Комедия построена таким образом, что большинство персонажей вводятся автором во втором и третьем действиях. Сюжет развивается по нарастающей. Грибоедов вводит в комедию новых действующих лиц, которых можно также причислить к фамусовскому кругу. Например, единомышленник Павла Афанасьевича, полковник Скалозуб, символизирует собой типичного для военных кругов чиновника. Он карьерист, что, по большому счёту, приветствуется в доме Фамусовых. Цель жизни Скалозуба - стать генералом. Ради получения этого звания он готов пойти на любые хитрости:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.


 

Хлестова - властная барыня. В её речи, высказываниях отчётливо прослеживаются грубость и бесцеремонность. Особенно показательной представляется реплика свояченицы Фамусова о своей служанке-арапке:

 

..Какай у меня арапка для услуг:

Курчавая! горбом лопатки!

Сердитая! все кошачьи ухватки!

Да как черна! да как страшна!

Ведь создал же господь таков племя!

Семья Тугоуховских также показана Грибоедовым с изрядной долей иронии. Ведь князь, его супруга и шесть дочерей ценят в людях только знатность и богатство. Они считают, что образование может принести только вред. Княгиня даже приводит пример: Профессоры! у них учился наш родня, И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерье. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Фёдор, мой племянник.

Идеи, носителем которых является Чацкий, не могут быть приняты фамусовским обществом. Нельзя сказать, что в образе главного героя комедии Грибоедов воплотил типичного представителя эпохи. Совсем не случайно, что Чацкий в борьбе с Фамусовым и его окружением одинок. Ещё несколько лет назад критики говорили, что некоторых сценических (Репетилов) и вне сценических (племянник княгини Тугоуховской, двоюродный брат Скалозуба) следует причислить к сторонникам взглядов героя. Но я думаю, что Грибоедов определяет такое развитие сюжета намеренно: ведь идеи декабризма в период написания комедии только зарождались, а людей, разделявших взгляды Чацкого, было не очень много.

По словам И. А. Гончарова, главное действующее лицо комедии «из всех наиболее живая личность и как человек, и как исполнитель указанной ему Грибоедовым роли». Обличая фамусовское общество, критик отмечает, что «старая правда никогда не смутится перед новой - она возьмёт это новое, правдивое и разумное».