Главная / Грибоедов / Горе от ума / Художественное своеобразие в комедии "Горе от ума"

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова продолжает традиции русской драматургии. Сатирическое изображение действительности было присуще произведениям Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова и других. Однако в «Горе от ума» автору удалось отобразить не только обличительную злободневность, но и дать глубокий анализ различных кругов дворянства начала XIX века. В пьесе отражена непримиримая борьба двух лагерей московского общества: консервативного барства и прогрессивного дворянства.

Особенностью комедии можно считать то, что текст насыщен самыми жгучими проблемами того времени, в произведении уделяется внимание положению народа и взаимоотношениям между помещиками и крепостными, состоянию просвещения и принципам воспитания и образования и др. Драматург с большим мастерством не только обличил поместную и бюрократическую знать, но и показал рост прогрессивных настроений в обществе. «Горе от ума» своеобразно и по жанру; социальный конфликт, являясь, безусловно, основным, служит обрамлением любовно-бытовой линии. В произведении сочетаются элементы комедии, драмы и даже трагедии. Комизм в изображении фамусовского общества сочетается с драматизмом личного конфликта главного героя и трагизмом противостояния Александра Чацкого, а в его лице - и лучших людей эпохи, с консервативными кругами. Новаторство пьесы заключается в том, что все эти элементы составляют органическое единство.

Композиция пьесы подчинена раскрытию образов и конфликта произведения. В «Горе от ума» сочетаются черты трех литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма. При этом А. С. Грибоедов руководствуется, в первую очередь, принципами жизненной правды. Соблюдая три единства -места, времени и действия, - автор сохраняет лишь внешнюю связь с классицизмом. Основные события пьесы вполне могли произойти в течение одного дня и в доме Фамусова. Действия же, являющиеся основой произведения; А. С. Грибоедов осложняет многочисленными и вставными эпизодами, что позволило ему дать яркую картину жизни не только Москвы, но в целом и России начала XIX века. Автор использует и типичные для классицистов «говорящие» фамилии, например Скалозуб, Тугоуховский, Молчалин. Каждая из фамилий передает основную черту характера. Кроме того, в пьесе представлены и так называемые реплики под занавес. В отличие от классицистов, А. С. Грибоедов мотивирует все речи «в сторону», про себя. Подобным приемом в дальнейшем будут пользоваться и другие русские драматурги.

Черты романтизма проявились в основном в образе главного героя - в его пылких монологах, в отборе языковых средств. В целом же комедия - реалистическое произведение. Реализм заключается в типизации и индивидуализации действующих лиц. И. А. Гончаров подчеркивал, что пьеса «...громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни - от Екатерины до императора Николая». Каждый образ в комедии - реальный, глубоко жизненный общественный тип в конкретной исторической обстановке. Например, Павел Афанасьевич Фамусов олицетворяет «век минувший», он крупный чиновник и богатый помещик, не относится к московским тузам, о которых в комедии говорит: «Что за тузы в Москве живут и умирают!» Фамусов стремится сблизиться с высшим светом, найти для дочери завидного жениха, он ханжа и лицемер. Вспомним, например, эпизод, когда Павел Афанасьевич заигрывает с Лизой, горничной своей дочери, но чуть позже, поучая Софью, напоминает, что «монашеским известен поведеньем». Жалуясь на занятость («Нет отдыху, мочусь как словно угорелый», «всем дело до меня»), Фамусов сам себя и разоблачает, говоря: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч допой». Большинство его дел - пустая суета: «...во вторник зван я на форели. В четверг я зван на погребенье...» Полковник Скалозуб - грубый солдафон, карьерист. Он уверен, что «...чтоб чины добыть есть многие каналы». Его «ученостью не обморочишь», этот «трех сажен удалец» внимателен ко всем внешним проявлениям почета, он даже Хлестовой пытается объяснить, что у разных полков «форменные есть отличии: В мундирах выпушки, погончики, петлички». Сергей Сергеевич Скалозуб предлагает и своеобразное решение общественных и философских проблем. Так, на предложение Репетипова принять участие в ученых спорах бравый полковник заявляет: «Я князь - Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам. Он в три шеренги вас построит, а пикнете, так мигом успокоит».

Молчалин - олицетворение чиновника-карьериста, человек, пытающийся добиться самого главного для себя: богатства и чинов. Для этого он готов  лицемерить, унижаться, «угождать всем людям без  изъятья». В то же время он по-своему умен, деловит, «две награды получил». А. С. Пушкин вполне справедливо заметил: «Молчалин не довольно  резко подл». Мастерство автора сказалось в том, что   практически каждый персонаж его комедии не топь-  ко тип, обобщение значительного масштаба, но и неповторимая личность. Особенно интересен в этом  смысле образ Чацкого. В его мечтательности, устремленности в будущее, эмоциональности, готовности жертвовать собой проявились романтические  черты. Однако это романтик, изображенный реалистически. Отнюдь не случайно И. А. Гончаров называет этого героя одним из «провозвестников новой зари». Александр Андреевич Чацкий - образ, данный в развитии, он постепенно преодолевает социальные иллюзии, изменят мнение о Софье. Такие черты характера этого героя, как благородная пылкость, чувство чести, мужество, независимость, нашли отражение и в речи персонажа. Она «кипит умом остроумием». Можно сказать, что Чацкий, будучи человеком образованным, владеет различными стилистическими средствами языка. Он легко пользуется метафорами, антитезами, другими средствами выразительности.

Грибоедову удалось создать новаторское и оригинальное произведение. Он населил пространство пьесы ярко индивидуализированными персонажами в типических обстоятельствах, дал широкую панораму реальной жизни. Все это позволило ему, по словам П. А. Вяземского, «расширить и границы самого искусства».
 

   


Поиск по сайту
Наши спонсоры