Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

«Недоросль» справедливо считается вершиной творчества Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса первая социально-политическая комедия на русской сцене. Основной конфликт в ней - столкновение передовых дворян и консервативной части «благородного сословия» по вопросу истребления рабства, дикого крепостничества. Но в то же время в комедии раскрывается и ряд других актуальных тем. Например, вопрос о воспитании. Критики отмечали, что талант, мастерство и зоркость автора превратили произведение в «бесподобное зеркало» жизни «злонравных» дворян. Но автор не только обличает пороки, но пытается выдвинуть положительную программу. Д. И. Фонвизин стремился уничтожить рабство крестьян. Он писал: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Но речь не шла об отмене самого института крепостного права. Мастерство же художника определило установки писателя как политика. Глубина и яркость изображения пороков общества придали пьесе антикрепостническую направленность. Новаторство писателя отразилось не только в проблематике комедии, но и форме художественного выражения содержания.

Сохраняя основные черты классицизма, автор стремился несколько расширить границы этого направления. Он задавал, хотя и краткую, предысторию персонажей, пытался показать различные черты характера героев, выявить не только ставшую традиционной сословную, но и внутри сословную их дифференциацию. Индивидуализация образов отразилась преимущественно в их языке. Так, например, Простакова одновременно и комична, и трагична. Невежественная, корыстолюбивая, безжалостная крепостница, но любящая сына, способная и на своеобразные, почти философские обобщения. Именно Простакова в ответ на речь Правдина о том, что «тиранствовать никто не волен», произносит, казалось бы, слова, лишенные смысла, но именно в них, по мнению В. О. Ключевского, «весь смысл «Недоросля». Он удивленно говорит: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?». Действительно, большая часть поместного дворянства увидела в этом указе лишь свои права. Способность Простаковой к логическому осмыслению своей жизни, окружающей действительности придает и ее поступкам целенаправленность. Даже на первый взгляд совершенно абсурдные ее высказывания оказываются отнюдь не бесполезными рекомендациями сыну. Например, помогая Митрофану решать арифметическую задачу о том, как разделить на троих, найденные на дороге триста рублей, Простакова спокойно советует: «Все себе возьми Митрофанушка». Хотя решение и не «по науке», но это тоже своего рода арифметика, но социальная. Простакова учит сына тому, как надо жить, ее знание основано не на просвещении и добре, а на силе и власти. Такое знание, по мнению матери, позволит Митрофану быть истинным помещиком. Хотя логика Простаковой и весьма своеобразна, но это ее качество вносит новые черты в традиционный для классицизма конфликт просвещения и добра со злонравием. У Фонвизина речь идет о противостоянии двух мировоззрений, характерных для русских дворян XVIII века. Традиционно автор делает каждого из героев отрицательных олицетворением какого-либо порока. Так, Простакова - «презлая фурия», ее муж - «дурак бесчестный». Используется и излюбленный прием классицистов «говорящие» фамилии. Отрицательные персонажи - Простакова, Скотинин, учитель-самозванец Вральман и т. д. Им противостоят положительные герои - Праедин, Стародум, олицетворяющие справедливость и просвещение. Соответствует пpaвилам классицизма и финал. Соблюдены единства места, времени.

Но в «Недоросле» затрагиваются и другое темы, тесно связанные с основной. Это и проблема воспитания, и мотив, который будет затем развит А. С. Грибоедовым, Н. В. Гоголем, А. Н. Островским, - раз-деление людей на чужих и своих, помощь «своим» людям.

Важна в комедии и тема любви, она позволяет в новом свете увидеть все проблемы, заявленные в пьесе. Можно сказать, что в «Недоросле» представлены два лагеря, у которых резко противоположные взгляды по всем вопросам. В традициях гуманизма и, просвещения воспитываются Софья и Милон. Стародум говорит: «Отец воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому». Эта фраза позволяет понять и стремление Стародума к знаниям, и его честность, желание сохранить душевный покой, независимость, свободу суждений. Ему удается добиться денег, «не променивая их на совесть, безподлой выслуги, не грабя отечество: «Правдин надеется «положить границы злобе жены и глупости мужа». Этим персонажам противопоставлены «злонравные» дворяне: Простакова, ее муж, сын Митрофан и Скотинин. Митрофан воспитывается совершенно иначе. Он откровенно пренебрегает теми знаниями, которые могут дать  ему Кутейкин, Цифиркин, Вральман, не только потому, что ленив, но и потому что не видит в этих знаниях пользы для себя, той жизни, которую он будет вести. И Простакова, и ее сын - по-своему очень не тупые люди Митрофан откровенен, способен даже на иронию. Вспомним, например, разговор о его сне. Он рассказывает, что ему «ночь всю такая дрянь лезла», и уточняет какая именно: «То ты, матушка, то батюшка», а затем жалеет мать, которая устала бить его отца, хотя все это лишь приснилось Митрофанушке. Так как комедия в целом выдержана в традициях классицизма, то индивидуализация в первую очередь проявилась в языке. Так, например, Простакова способна несколько изменить манеру речи - в соответствии с ситуацией и собеседником. Ее речь не лишена некоторой «светскости»: встречая гостей, она произносит: «Рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим» и т. д. Приказывая слугам, госпожа Простакова привычно обращается к ним: «скверная харя», «собачья дочь», «канальи». Совсем иначе говорит она с любимым сыном: «Век живи, век учись, друг мой сердешный!», «...не упрямься, душенька». В речи Простаковой, как и у многих провинциальных дворян, используются народные элементы, просторечия. Героиня любит употреблять пословицы и поговорки: «Где гнев, тут и милость», «Счастье на роду ему написано» и другое.

В речи положительных персонажей преимущественно используются сложные выражения. В речи Правдина встречаются канцеляризмы. У Милона и Софьи - обороты, характерные для сентиментализма: «Тайна сердца моего», «Трогает мое сердце» и т. д.

Речь Стародума близка к слогу самого автора, часто афористична: «Тщетно звать врача к больным. неисцелимо», «наглость в женщине есть вывеска порочного поведения»

Таким образом, в комедии Д. И. Фонвизина сочетаются элементы классицизма и сентиментализма, но эта пьеса не могла быть включена в рамки какого-либо из этих направлений. Автор продолжал поиск новой системы. Можно сказать, что в этом произведении проявились и элементы реализма, хотя в  основном при создании отрицательных персонажей «Недоросль» оказал значительное влияние на русскую литературу.