Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Имя Александра Николаевича Островского одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра.
Тематика пьес Островского очень своеобразна. Островский пришел в нашу литературу в 60-е годы XX века, в годы обострения освободительной борьбы, а годы, когда передовые люди боролись за независимость человека, за его человеческое достоинство, за право человека распоряжаться своей судьбой.
В эти годы Островский пишет пьесы о русской интеллигенции, о новом, нарождающемся в России классе буржуазии, пишет очень много пьес о купечестве. Островского часто называли певцом купечества, певцом Замоскворечья.
Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» - восклицает Кулигин, один из местных жителей. Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.
В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты - бессовестная эксплуатация бедных богатыми.
В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы.
Рисуя образы представителей «темного царства», самодуров Дикого и Кабаниху, Островский совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держатся на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу.
Основной смысл жизни Дикого- обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны.
Кабаниха- защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев «темного царства». Ей всё кажется, что дети стали выходить из-под влияния родителей. Кабаниха ненавидит всё новое, верит всем нелепым выдумкам Феклуши. Она, как и Дикой, предельно невежественна. Она- односторонний ревнитель худших сторон старой морали. Кабаниха не занята никакой деятельностью, как Дикой, и поэтому арена ее деятельности - семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей, на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упреками. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет человека к нравственному падению. Деспотизм Кабанихи носит ханжеский, лицемерный характер. Все ее действия прикрываются маской покорности божьей воле. Кабаниха- жестокий и бессердечный человек.
Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяют деспотизм, суеверие, невежество, бессердечность. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства, Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Как ни отвратителен Дикой, Кабаниха страшнее И вреднее его. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой говорит ей: «Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь Дикой своевольничает с тайным сознанием беззаконности своих действий. И потому он пасует перед властью человека, опирающегося на нравственный закон, или перед сильной личностью, дерзко сокрушающей его авторитет. Это не возможно «просветить», но можно «прекратить». Марфе Игнатьевне Кабановой это легко удается.
Против «отцов» города восстают молодые сипы жизни. Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.
В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью».
Действие пьесы не выходит за пределы семейного бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизму и невежеству, царившим в предреформенной России горячим призывом к свободе и свету. Сегодня «Гроза» -без преувеличений и философская пьеса. Видоизменяются условия «темного царства», а конфликт между естественностью, психологичностью и ритуальностью чувств сохраняется.