Главная

Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 

Имя Александра Николаевича Островского одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра.

Тематика пьес Островского очень своеобразна. Островский пришел в нашу литературу в 60-е годы XX века, в годы обострения освободительной борь­бы, а годы, когда передовые люди боролись за неза­висимость человека, за его человеческое достоинство, за право человека распоряжаться своей судьбой.

В эти годы Островский пишет пьесы о русской интеллигенции, о новом, нарождающемся в России классе буржуазии, пишет очень много пьес о купече­стве. Островского часто называли певцом купече­ства, певцом Замоскворечья.

Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» про­исходит в провинциальном городе Калинове, распо­ложенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» - восклицает Кулигин, один из местных жителей. Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.

В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, тво­рятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты - бессовестная эксплуатация бед­ных богатыми.

В пьесе выступают две группы обитателей го­рода Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы.

Рисуя образы представителей «темного цар­ства», самодуров Дикого и Кабаниху, Островский со­вершенно ясно показывает, что деспотизм и жесто­кость их держатся на деньгах. Это деньги дают Каба­нихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще дик­товать нравственные законы всему городу.

Основной смысл жизни Дикого- обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрас­судного скрягу. Нравственные устои в его душе ос­новательно расшатаны.

Кабаниха- защитница старых основ жизни, об­рядов и обычаев «темного царства». Ей всё кажет­ся, что дети стали выходить из-под влияния родите­лей. Кабаниха ненавидит всё новое, верит всем не­лепым выдумкам Феклуши. Она, как и Дикой, пре­дельно невежественна. Она- односторонний ревни­тель худших сторон старой морали. Кабаниха не за­нята никакой деятельностью, как Дикой, и поэтому арена ее деятельности - семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей, на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упрека­ми. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уваже­ние. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет человека к нравственному падению. Деспотизм Кабанихи но­сит ханжеский, лицемерный характер. Все ее дей­ствия прикрываются маской покорности божьей воле. Кабаниха- жестокий и бессердечный человек.

Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяют деспотизм, суеверие, невежество, бес­сердечность. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства, Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Как ни отвратителен Дикой, Кабаниха страшнее И вреднее его. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой гово­рит ей: «Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь Дикой своевольничает с тайным со­знанием беззаконности своих действий. И потому он пасует перед властью человека, опирающегося на нравственный закон, или перед сильной личностью, дерзко сокрушающей его авторитет. Это не возможно «просветить», но можно «прекратить». Марфе Игна­тьевне Кабановой это легко удается.

Против «отцов» города восстают молодые сипы жизни. Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.

В «Грозе», по словам Гончарова, «улеглась кар­тина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью».

Действие пьесы не выходит за пределы семей­ного бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизму и неве­жеству, царившим в предреформенной России го­рячим призывом к свободе и свету. Сегодня «Гроза» -без преувеличений и философская пьеса. Видоиз­меняются условия «темного царства», а конфликт между естественностью, психологичностью и риту­альностью чувств сохраняется.

 

 

   


Поиск по сайту
Наши спонсоры