Главная

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Литература XX века подарила нам галерею образов русских женщин, которые вот уже второе столетие вызывают восхищение, удивление, уважение. Это и Наташа Ростова, и Татьяна Ларина, и Марья Болконская, и Матрена Тимофеевна Корчагина, и Вера Павловна Розальская, и, конечно, Катерина Кабанова. Все эти женщины имеют разные характеры, социальную принадлежность, разные судьбы, но объединяет их, несомненно, чувство самоуважения и человеческого достоинства, которое они стремились защитить. «Чистая душой, помыслами», очень искренняя, поэтичная Катерина попадает в дом Кабановых в затхлый мир «темного царства», где понятия чести и достоинства ничего не значат. Культ денег, грубой силы, ханжеской религиозности царствует в городе Калинове. «Белыми воронами» выглядят там Кулигин и Катерина. Мрачная, страшная жизнь «темного царства» противопоставляется волжским просторам, о которых так поэтически рассказывает Катерина, красоте природы, которой восторгается Кулигин: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»; «...Какая красота в природе разлита!» Поэтичность Катерины проявляется в ее мечтательности. Она говорит Варваре: «Почему люди не летают?» Это не вопрос, а желание помечтать: она представляет, как она летала бы, словно птица. Этот полет фантазии ассоциируется со свободно летящей птицей. Видимо, ощущение несвободы, желание вырваться туда, где она бы чувствовала себя вольной, достойной самоуважения, рождали такие мечты. Утонченность натуры Катерины, поэтическое восприятие мира проявляются и в ее религиозности. «И до смерти я любила в церковь ходить. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь, - говорила она Варваре, - в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». В девичестве Катерина находила в религии радость, а в замужестве - утешение. Воспоминания Катерины о жизни в родительском доме позволяют отметить такие особенности ее характера, как женственность, но в то же время и умение отстоять свое (пусть еще детское) достоинство. Шестилетняя девочка, обидевшись, оттолкнула лодку и поплыла в неизвестное. Ласки матери, уход за цветами, вышивание по бархату, посещение церкви, рассказы странниц и богомолок - вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился внутренний мир Катерины. Катерина жила замкнутым, углубленным в себя миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, грезы, подобные сказочным видениям. И в этот мир грубо вторглась безобразная реальность со своими «жестокими нравами» города Калинова и свекрови Кабанихи. Под тяжелой рукой бездушной Марфы Игнатьевны нет места ее светлым видениям, нет простора чувствам. В порыве нежности к мужу она хочет обнять его, а свекровь кричит: «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» Она ищет света, воз¬духа, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, постоянно подозревают нечистые замыслы. Совершенно естественно, что чувствительная Катерина «жаждала любви», по словам Добролюбскова. Попытки найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой вспыхнуло чувство Катерины, когда на ее пути встретился новый человек. К Борису влечет ее одно то, что он не похож на окружающих, и, конечно, потребность в любви, не нашедшая отклика в муже, оскорбленное чувство жены и, смертельная тоска в однообразной жизни. Но Катерина, женщина гордая, не желающая терять свое достоинство, не может обманывать, притворяться. «Коли я для тебя греха не побоялась, по¬боюсь ли я людского суда?» - заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего «греха». Она публично, на городском бульваре кается перед мужем. Но Катерина вместе с тем религиозна, суеверна. Полюбив Бориса, она считает, что нарушила Законы религии, совершила грех и ждет Божьего наказания. Страшная гроза над Волгой и выкрики сумасшедшей барыни кажутся ей предвестием этого наказания. Ее охватывают религиозный страх и муки совести. И это служит одной из причин ее самоубийства. Отсутствие знания жизни, поддержки любимо¬го человека, полное одиночество и униженность в доме свекрови объясняют протест Катерины «против кабановских понятий о нравственности». Попытка защитить свое женское и человеческое достоинство закончилось крахом. В раскрытии трагичности судьбы Катерины важную роль играет мотив гибели. Кудряш поет песню о том, как муж будет губить жену за измену и как она просит его: Ты не бей, не губи меня со вечера, Ты убей, загуби меня со полуночи... Тот же Кудряш говорит Борису о Катерине: «Вы ее совсем загубить хотите», Сама Катерина во время встреч с Борисом говорит ему: «Зачем ты при¬шел, погубитель мой»; «Нет, нет, ты меня загубил!»; «Не жалей, губи меня!..» И наконец: «Загубил, загубил, загубил». Повторение слов «губить» и «загубить» подчеркивает предчувствия Катерины о ее неизбежной гибели. Другого пути для нее не было. Гордая, решительная, смелая, свободолюбивая, но при этом кроткая, правдивая, религиозная и суеверная- Катерина не смогла жить в мире «темного царства» без любви, без осознания своего достоинства, но и не стала приспосабливаться, лгать, «делать все, но чтобы было шито-крыто». Поэтому и погибла. Самоубийство ее прозвучало грозой в «удушливой атмосфере города Калинова». Добролюбов высоко оценил образ Катерины в статье «Луч света в темном царстве». Он говорит о том, что исключительно тяжелое и бесправное положение женщины в купеческой среде не случайно привлекло внимание драматурга. Женщина с Сильным, решительным характером, но лишенная способности сострадать и уважать другого человека, может превратиться в деспота, в Кабаниху. «Натуры чистые и правдивые», подобные Катерине, задыхаются и не могут жить в атмосфере насилия, лицемерия и ханжества. Добролюбов пишет: «Что ей смерть? Все равно она не считает жизнью то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Совершенно справедливо, утверждает критик, что в образе Катерины Островский воплотил лучшие черты русского национального характера: душевное благородство, мужество, стремление к правде и свободе; отобразил страстную мечту о свободной, красивой жизни, показал прекрасную русскую женщину, способную осознавать и отстаивать свое достоинство.
 

   


Поиск по сайту
Наши спонсоры