Катерина – самобытный русский характер или жертва «Темного царства»?
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана в 1860 году. Это было время общественного подъема, когда трещали устси крепостничества и в душной, тревожной атмосфере русской жизни действительно собиралась гроза. У Островского гроза - это не просто величественное явление природы, она- олицетворение социального потрясения.
В драме отразились подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди 50-60-х годов. В пьесе обрисована русская жизнь с 40-х по 80-е годы, борьба между отживающей моралью купцов-самодуров и их безответных жертв с новой моралью, людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства.
Действие пьесы происходит в купеческом доме Марфы Игнатьевны Кабановой. Великолепна обстановка, в которой развертываются события пьесы, прекрасен сад, разбитый на высоком берегу Волги. Но в роскошном купеческом доме, за высокими заборами и тяжелыми замками царит произвол самодуров, льются невидимые слезы, калечатся людские души.
Против произвола протестует Варвара, не желающая жить по воле матери и становящаяся на путь обмана. Робко жалуется слабый и безвольный Борис, которому недостает сил защитить ни себя, ни любимую женщину. Протестует обезличенный и жалкий Тихон, впервые в жизни бросающий отчаянный упрек матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Осуждает жестокие нравы Диких и Кабановых талантливый умелец Кулигин. Но только один протест - активный вызов дикому произволу и морали «темного царства» - протест Катерины. Именно ее Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве».
Цельная и сильная натура Катерины лишь до поры до времени терпит деспотизм. «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»- говорит она. Среди жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью и прямотой: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».
Катерина выросла среди раздольной русской природы. Ее речь выразительна и эмоциональна. В этой речи часто встречаются ласкательные и уменьшительные слова: «солнышко», «водица»; сравнения - как, например, «точно голубь воркует».
Проснувшаяся в душе Катерины любовь раскрепощает ее, пробуждает невыносимую тоску по воле и мечту о настоящей человеческой жизни. Она не может и не хочет скрывать своего чувства и смело вступает в неравную борьбу с силами «тёмного царства»: «Пусть все видят, все знают, что я делаю!».
Положение Катерины трагично. Ее не путают далекая Сибирь, возможное преследование. Но ее друг слаб и запуган. И его отъезд, бегство от любви отрезают Катерине путь к счастью и свободной жизни.
Драма завершается нравственной победой Катерины и над внешними силами, сковывающими ее свободу, и над темными представлениями, сковывающими ее волю и разум.
Роль Катерины из русской сцене исполняли выдающиеся актрисы. Они, каждая по-своему, трактовали сложный образ, некоторые подчеркивали ее религиозность. А между тем религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а скорее детская вера в волшебные сказки. Катерину, тонкую поэтическую натуру, привлекает в религии эстетическая сторона: красота преданий, церковная музыка, иконопись. Кончая жизнь самоубийством, она не думает уже о спасении своей души, о страшном грехе. Она совершает свой последний шаг во имя большой любви, открывшейся ей. Самоубийство является выражением протеста против «тёмного царства» Дикого, Бориса, Катерина, по ее мнению, совершила страшный грех: грех против Бога, заветов старины. Ее душа не могла этого вынести, не могла героиня и следовать примеру Варвары, для которой главное - «чтобы все шито да крыто было»..Катерина прибегает к старинному средству искупления греха: покаяться «всенародно». Когда человек, которого полюбила она всей душой своей, пылкой и страстной, светлой и наивной, оставил Катерину, не оказал ей в трудную минуту никакой помощи, не оставил даже малейшей надежды, героиня решилась на еще больший в ее представлении грех-самоубийство. Таким образом, в представлении критиков, близких к кругам славянофилов, главная героиня драмы «Гроза» - человек, переживший жестокий душевный кризис, не сумевший найти в себе сипы для того, чтобы продолжать жить в мире, в котором не было места любви и счастью.
Иначе воспринимали этот образ критики демократического направления. Так, например, Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» писал, что в самом появлении такой героини он видит протест, «провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». Смерть Катерины критик воспринимает как «страшный вызов самодурной силе». Именно главная героиня и есть тот «луч света», который озаряет «темное царство» Кабановых и Диких. Ее стихийный протест олицетворял для Н.А. Добролюбова грядущую победу над силами «темного царства». Однако оценка драмы «Гроза» критиками-демократами была отнюдь не однозначна. В отличие от Добролюбова, Д. И. Писарев считал, что истинный «луч света», способный уничтожить силы самодурства - знание, образование. Сила характера главной героини вполне обоснованно вызывала у критика сомнения, а ее решение покончить счеты с жизнью было для него не столько олицетворением вызова обществу, сколько свидетельством слабости. И действительно, самоубийство - далеко не лучший способ борьбы. Героиня разрешает таким образом собственные проблемы, на минуту пробуждает к жизни дремлющее сознание Тихона, но ее поступок, вероятно, не только не сможет изменить сами устои общества, но и будет либо забыт, либо ложно истолкован.
А. Н. Островский изображал русскую жизнь объективно, с точки зрения писателя-гуманиста. В своем творчестве он продолжал лучшие традиции отечественной классической литературы, провозглашал сочувствие ко всем страдающим и угнетенным. Этот автор - один из самых ярких русских драматургов, ему удалось психологически точно раскрыть миросозерцание именно русского человека. Именно эти качества пьес А. Н. Островского и заставляли обращаться к ним критиков самых разных направлений.