Главная
Спонсоры
Статистика
Пользователи : 20115
Статьи : 127
Просмотры материалов : 1096684
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
AddThis Social Bookmark Button

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана в 1860 году. Это было время общественного подъема, когда трещали устси кре­постничества и в душной, тревожной атмосфере рус­ской жизни действительно собиралась гроза. У Ост­ровского гроза - это не просто величественное яв­ление природы, она- олицетворение социального потрясения.

В драме отразились подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди 50-60-х годов. В пьесе обрисована русская жизнь с 40-х по 80-е годы, борьба между отживаю­щей моралью купцов-самодуров и их безответных жертв с новой моралью, людей, в душе которых про­буждается чувство человеческого достоинства.

Действие пьесы происходит в купеческом доме Марфы Игнатьевны Кабановой. Великолепна обста­новка, в которой развертываются события пьесы, пре­красен сад, разбитый на высоком берегу Волги. Но в роскошном купеческом доме, за высокими заборами и тяжелыми замками царит произвол самодуров, льются невидимые слезы, калечатся людские души.

Против произвола протестует Варвара, не же­лающая жить по воле матери и становящаяся на путь обмана. Робко жалуется слабый и безвольный Бо­рис, которому недостает сил защитить ни себя, ни любимую женщину. Протестует обезличенный и жал­кий Тихон, впервые в жизни бросающий отчаянный упрек матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Осуждает жестокие нравы Диких и Кабановых талантливый умелец Кулигин. Но только один протест - активный вызов дикому произволу и морали «темного цар­ства» - протест Катерины. Именно ее Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве».

Цельная и сильная натура Катерины лишь до поры до времени терпит деспотизм. «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»- гово­рит она. Среди жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью и пря­мотой: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Катерина выросла среди раздольной русской природы. Ее речь выразительна и эмоциональна. В этой речи часто встречаются ласкательные и умень­шительные слова: «солнышко», «водица»; сравне­ния - как, например, «точно голубь воркует».

Проснувшаяся в душе Катерины любовь рас­крепощает ее, пробуждает невыносимую тоску по воле и мечту о настоящей человеческой жизни. Она не может и не хочет скрывать своего чувства и смело вступает в неравную борьбу с силами «тёмного цар­ства»: «Пусть все видят, все знают, что я делаю!».

Положение Катерины трагично. Ее не путают да­лекая Сибирь, возможное преследование. Но ее друг слаб и запуган. И его отъезд, бегство от любви отреза­ют Катерине путь к счастью и свободной жизни.

Драма завершается нравственной победой Ка­терины и над внешними силами, сковывающими ее свободу, и над темными представлениями, сковыва­ющими ее волю и разум.

Роль Катерины из русской сцене исполняли вы­дающиеся актрисы. Они, каждая по-своему, тракто­вали сложный образ, некоторые подчеркивали ее ре­лигиозность. А между тем религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а скорее детская вера в волшебные сказки. Катерину, тонкую поэтическую натуру, привлекает в религии эстетическая сторона: красота преданий, церковная музыка, иконопись. Кончая жизнь самоубийством, она не думает уже о спасении своей души, о страшном грехе. Она совер­шает свой последний шаг во имя большой любви, открывшейся ей. Самоубийство является выражени­ем протеста против «тёмного царства» Дикого, Бориса, Катерина, по ее мнению, соверши­ла страшный грех: грех против Бога, заветов стари­ны. Ее душа не могла этого вынести, не могла геро­иня и следовать примеру Варвары, для которой глав­ное - «чтобы все шито да крыто было»..Катерина прибегает к старинному средству искупления греха: покаяться «всенародно». Когда человек, которого по­любила она всей душой своей, пылкой и страстной, светлой и наивной, оставил Катерину, не оказал ей в трудную минуту никакой помощи, не оставил даже малейшей надежды, героиня решилась на еще боль­ший в ее представлении грех-самоубийство. Таким образом, в представлении критиков, близких к кру­гам славянофилов, главная героиня драмы «Гроза» - человек, переживший жестокий душевный кризис, не сумевший найти в себе сипы для того, чтобы про­должать жить в мире, в котором не было места люб­ви и счастью.

Иначе воспринимали этот образ критики демок­ратического направления. Так, например, Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» писал, что в самом появлении такой героини он ви­дит протест, «провозглашенный и под домашней пыт­кой, и над бездной, в которую бросилась бедная жен­щина». Смерть Катерины критик воспринимает как «страшный вызов самодурной силе». Именно глав­ная героиня и есть тот «луч света», который озаряет «темное царство» Кабановых и Диких. Ее стихийный протест олицетворял для Н.А. Добролюбова гряду­щую победу над силами «темного царства». Однако оценка драмы «Гроза» критиками-демократами была отнюдь не однозначна. В отличие от Добролюбова, Д. И. Писарев считал, что истинный «луч света», спо­собный уничтожить силы самодурства - знание, об­разование. Сила характера главной героини вполне обоснованно вызывала у критика сомнения, а ее решение покончить счеты с жизнью было для него не столько олицетворением вызова обществу, сколь­ко свидетельством слабости. И действительно, са­моубийство - далеко не лучший способ борьбы. Ге­роиня разрешает таким образом собственные про­блемы, на минуту пробуждает к жизни дремлющее сознание Тихона, но ее поступок, вероятно, не толь­ко не сможет изменить сами устои общества, но и будет либо забыт, либо ложно истолкован.

А. Н. Островский изображал русскую жизнь объективно, с точки зрения писателя-гуманиста. В своем творчестве он продолжал лучшие традиции отечественной классической литературы, провозгла­шал сочувствие ко всем страдающим и угнетенным. Этот автор - один из самых ярких русских драматур­гов, ему удалось психологически точно раскрыть ми­росозерцание именно русского человека. Именно эти качества пьес А. Н. Островского и заставляли обра­щаться к ним критиков самых разных направлений.