Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

«Бесприданница» - лучшая драма А. Н. Остро­вского - была написана в 70-х годах XX века. Но до «Бесприданницы», ни после ней писатель не дости­гал такой художественной силы в обрисовке харак­теров своих героев.

Действие пьесы происходит в большом губерн­ском городе Бряхимове, расположенном на берегу Волги. В этом городе все друг друга знают, а значит, и существует суд общественного мнения. История Ларисы Огудаловой, главной героини драмы, вписа­на Островским в широкую картину быта и нравов города.

Лариса отличалась правдивостью, искреннос­тью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из «Грозы». По словам Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне «хитрости нет» и говорит людям она правду. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее просто­ром. Кнуров замечает, что в Ларисе «земного, этого житейского нет». И в самом деле: она вся словно при­поднята над грязью действительности, над пошлос­тью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, чест­ной и тихой жизни. Меня привлекает в героине Ост­ровского ее музыкальность. Она играет на фортепь­яно и на гитаре, к тому же она великолепно поет, глу­боко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей. Островский так изобразил а своей пьесе Ларису, что в сознании чи­тателя ее образ неразрывно сливается с романсом:

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей!

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Сама она, правда, еще далеко не разочарова­на (это придет к ней позже), но «обольщений», «ис­кушений» у нее множество. Она, по ее словам, «сто­ит на распутье», находится перед «выбором».

Может быть, предпочесть стиль жизни ее мате­ри? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заис­кивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит ей улыбаться, а ей плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее «базара», где немало «всякого сброду», увез подальше, за Волгу.

Но Лариса - бесприданница, бедная, безденеж­ная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску, она лишена цельности характера, ее душев­ная жизнь довольно противоречива. Пошлость и ци­низм окружающих ее людей она и не хочет видеть, и - довольно долго - не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жиз­ни матери, она готова выбирать среди пошлых по­клонников.

Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но «лю­безничать надо было: маменька приказывает». По­том «набегал» разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, не в доме и его принимают: «положение ее незавидное». За­тем «появился» некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Отбил всех, да недолго поку­ражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Но вот на сцене появляется в качестве поклон­ника Вожеватов. Ему явно симпатизирует Лариса, тем более, что он друг ее детства. Он приветлив, молод, весел, богат. Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадно­стью, расчетливостью и самодовольством. Пройдет немного времени, и он предаст погибающую Ларису ссылаясь на свое гнусное купеческое слово. Нет, не выберет героиня Островского этого кавалера, у ко­торого вдобавок и любви-то к ней совсем не замеча­ется.

Может быть, Кнурова предпочесть? Этот ведь намного богаче, он ворочает большими делами, чи­тает французскую газету и готовится ехать в Париж, на промышленную выставку. Он умен, несуетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное - он силь­но увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов мно­гое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он; о чем она говорить с ним будет, что будет петь, когда он всяких сантиментов начисто лишен. Не зря называ­ют его «идолом».

Всем существом своим Лариса тянется к идеа­лу. Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкрет­ном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. От­вечает ли он ее представлениям об идеале?

Паратов - богатый столичный барин, пустив­шийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает раз­мах, блеск, любовь к шику. Он ценит песню и «во­люшку», щедр и дерзок. Вот на нем было и остано­вила свой выбор Лариса. Но Паратов совсем не та­кой, каким он ей кажется. Обманщик снов прошлом году всех ее женихов отбил, «да и след его простыл». А теперь снова обманывает, забавляясь и развлека­ясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках. А (Сам он расчетлив, коварен и жесток. Его благород­ство и широта натуры показные.

Карандышев - мелкий чиновник, над которым в циничном обществе все издеваются и смеются. Но он не смирился и, будучи завистливым и болезнен­но самолюбивый человеком, претендует на самоут­верждение и даже значительность. И вот теперь этот мещанин хочет женитьбой на красавице Ларисе одер­жать «победу» над богачами, посмеяться над ними и, может быть, выбиться в люди. Поэтому, когда он падает перед Ларисой на колени и клянется в своем чувстве, она произносит: «Лжете. Я любви искала и не нашла...» Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают, как вещь, просветляют Карандышева, отрезвляют его, что-то меняют в нем. Но он оста­ется самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду.

Но и сама Лариса только что узнала об обмане Паратова, пережила новое надругательство над нею. Оказывается, что она вещь. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвига­ют, как марионетку, бросают, как куклу.

Гибель, уход из этого мира - вот истинный вы­ход. Лариса пытается сначала сама покончить с жиз­нью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее пред­решена.

И она настает. Карандышев убивает ее в бе­зумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.

«Бесприданница» А. Островского - драма о ка­тастрофе в бесчеловечном мире. Это пьеса о траге­дии обычной бесприданницы с горячим сердцем.