Главная

Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 

Роман И.А.Гончарова «Обломов» появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность, а борьба передовых слоев русского общества стано­вилась все более энергичной и непримиримой.

По своему жанру «Обломов» - это роман соци­ально-психологический, дающий широкое обобще­ние в понятии «обломовщина», изображающий гу­бительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность.

Образ Обломова - это величайшее художе­ственное обобщение мировой литературы, воплоща­ющее в себе типические черты характера, порожден­ного русской патриархальной помещичьей жизнью. Одна из заслуг Гончарова состоит в том, что он рас­крывает социально-исторические причины возникно­вения такого характера, как Обломов. Поэтому в ро­мане важное место занимает изображение тех усло­вий и той среды, в которых происходило формиро­вание его героя.

В главе «Сон Обломова» писатель с изумитель­ной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дво­рянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. Писатель рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину «мирного уголка»: «Правильно и невозмутимо совер­шается там годовой круг». «Ни страшных бурь, ни разрешений не слыхать в том краю». «Жизнь, как покойная река, текла мимо них». Такая жизнь порож­дала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и примитивность психо­логии. Гончаров не раз указывает, что в жизни обломовцев важнейшее место занимали еда и сон. «За­бота о пище была первая и главная жизненная забо­та е Обломовке». Этой заботе был подчинен весь строй жизни. Свои примитивные потребности обломовцы удовлетворяли при помощи подневольного труда крепостных, что вызывало в них паразитичес­кое отношение к жизни и отвращение к труду. Пара­зитизм, душевная к физическая лень, полная ум­ственная бездеятельность - вот черты, характеризу­ющие обитателей Обломовки.

Обломовская жизнь оказывает губительное воз­действие на формирование человеческой личности. Писатель рисует образ живого; любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него сре­ды и обломовской системы воспитания. Родители ог­раждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосход­ства над другими. Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения не получить чинов, крес­тов и денег, и скрипя сердцем учили Илюшу у немца Штольца. Позже Обломов изучал науки в столичном учебном заведении, потом служил, но при первом же затруднении оставил службу. Стремясь только к по­кою, Обломов к 32 годам превратился в «байбака», в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, ха­латом из персидской материи и лежанием на дива­не. Такое состояние убивает в Обломове положи­тельные человеческие качества, которых в нем не­мало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем «голубиную кротость». Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал анг­лийский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине.

Все эти замыслы остались лишь словами. Об­ломов привык к тому, чтобы за него действовали другие. И потому вся жизнь его представляет собой постепенное угасание в нем ценных человеческих качеств. Он сам сознает это и говорит Штольцу: «...жизнь моя началась с погасания... С первой ми­нуты, когда я сознавал себя, я почувствовал, что я уже гасну». Для того, чтобы еще больше подчеркнуть сипу инерции в свеем герое, Гончаров показы­вает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вер­нуть его к действенному существованию. Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвя­щего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Иль­ич к покою. Даже Ольга Ильинская не может возро­дить Обломова и вернуть к жизни. Любовь Ольги захватила и приподняла его, но очень ненадолго. Лень, боязнь хлопот и дел, связанных с женитьбой, оказываются сильнее любви, толкают его к разрыву и навсегда ввергают в полусонный быт пшеницынского дома, который он и сам называет ямой.

Душевная драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, нанос­ным сором». Обломов понимает причины своей ду­ховной гибели, и когда Ольга спросила его: «Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгуби­ло тебя? Нет имени этому злу...» - «Есть, - сказал он чуть слышно...- обломовщина!»

В образе Обломова Гончарову удалось создать типическое обобщение характера, порожденного кре­постнической действительностью. Классовыми кор­нями ему служит русское барство с его паразитиз­мом; оно тесно связано с крепостными слугами, с теми «тремястами Захаров», что своим трудом да­вали возможность Обломову пролежать всю жизнь на диване. В образе крепостного слуги Захара писа­тель показывает другую сторону «обломовщины» - губительное действие крепостничества на челове­ка, лишенного свободы. Обломовщина воспитала у Захара рабскую психологию. Жизнь ввергла его а умственное убожество и в то же время развила в нем лень и косность. Илья Ильич был прав, думая о сво­ем слуге: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, неже­ли я сам».

Показывая жизненную несостоятельность Об­ломова, Гончаров противопоставляет ему умного и деятельного Андрея Штольца, Ольгу Ильинскую с ее независимой сильной и решительной натурой.

Но ни Штольц, ни Ольга не смогли возродить Обломова к жизни. Именно его имя тесно связано с понятием «обломовщина». Н.А.Добролюбов в ста­тье «Что такое обломовщина?» дал блестящий и до сих пор непревзойдённый анализ романа. Он отме­чает, что общественное значение романа «Обломов» заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан «современный русский тип» и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности. «Слово это - обломов­щина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психоло­гический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порож­дает в нем нравственное рабство: «...гнусная при­вычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это пе­реплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславлива­ется». Обломовы- это все те, у кого слово расхо­дится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.

Добролюбов расширил понятие «обломовщи­ны». Это социально-психологическое явление не ис­чезает с уничтожением крепостнического строя. Пе­режитки ее - инертность, косность, эгоизм, парази­тизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство - продол­жают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инер­тное нечто, в жалких неудачников. Обломовы не ис­чезли и в конце XX века. Жива она и в наши дни.

 

   


Поиск по сайту
Наши спонсоры