Н. В. Гоголь и «Натуральная школа»
Н. В. Гоголь был главой и основателем «натуральной школы», ставшей колыбелью целой плеяды великих русских писателей: А, И. Герцена, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, И. А. Гончарова, М. Е.Салтыкова-Щедрина и других. Ф. М. Достоевский писал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», подчеркивая этим ведущую роль писателя в «натуральной школе». Автор «Мертвых душ» был преемником А. С. Пушкина, продолжил начатую а «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике» тему «маленького» человека. Можно сказать, что на протяжении всего своего творческого пути Н. В. Гоголь последовательно раскрывал две темы: любви к «маленькому» человеку и обличения пошлости пошлого человека.
Примером отражения первой из названных тем может послужить знаменитая «Шинель». В этом произведении, которое было закончено в 1842 году. Гоголь показал весь трагизм положения бедняка разночинца, «маленького» человека, для которого целью жизни, единственной мечтой становится приобретение вещей. В «Шинели» звучит гневный протест автора против унижения «маленького» человека, против несправедливости. Акакий Акакиевич Башмачкин - человек тишайший и незаметнейший, ревностный труженик, он терпит постоянные унижения и обиды от различных «значительных лиц», более молодых и успешных сослуживцев. Новая шинель для этого незначительного чиновника недостижимая мечта и тяжелая забота. Отказывая себе во всем, Башмачкин приобретает шинель. Но радость была недолгой, его ограбили. Герой был потрясен, он заболел и умер. Автор подчеркивает типичность персонажа, в начале произведения он пишет: «Итак, в, одном департаменте служил один чиновник». Повесть Н. В. Гоголя построена на контрасте между бесчеловечней средой и ее жертвой, к которой автор относится с любовью и сочувствием. Когда Башмачкин просит молодых чиновников не смеяться над ним, в его «проникающих словах звенели другие слова: я брат твой». Как мне кажется, этой фразой Гоголь не только выражает свою собственную жизненную позицию, но и пытается показать внутренний мир персонажа. Кроме того, это и напоминание читателям о необходимости человеческого отношения к окружающим. Акакий Акакиевич не способен бороться с несправедливостью, лишь в беспамятстве, практически в бреду он смог проявить недовольство людьми, столь грубо его унижавшими, попиравшими его достоинство. В защиту оскорбленного «маленького» человека выступает автор. Финал повести фантастичен, хотя имеет и реальные мотивировки: «значительное лицо» едет по неосвещенной улице после выпитого шампанского, и привидиться ему могло всякое. Финал этого произведения производил неизгладимое впечатление на читателей. Например, С. П. Строганов говорил: «Какая страшная повесть Гоголева «Шинель», ведь это привидение на мосту тащит просто у каждого из нас шинель с плеч». Привидение, срывающее на мосту шинели, - символ неосуществленного в реальности протеста униженного человек, грядущего отмщения.
Тема «маленького» человека раскрывается и в «Записках сумасшедшего». В этом произведении рассказана типичная история скромного чиновника Поприщина, духовно искалеченного жизнью, в которой «все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою - срывает у тебя камер-юнкер или генерал». Герой не вынес несправедливости, бесконечных унижений и сошел с ума. Титулярный советник Поприщин сознает собственную незначительность, страдает от этого. В отличие от главного героя «Шинели», он человек самолюбивый, даже честолюбивый, ему хочется быть замеченным, играть какую-либо видную роль в обществе. Чем острее его мучения, чем сильнее испытываемые унижения, тем свободнее от власти разума становится его мечта. В повести «Записки сумасшедшего» представлен, таким образом, ужасающий разлад между реальной действительностью и мечтой, который и приводит героя к безумию, Гибели личности.. Акакий Башмачкин и Поприщин- жертвы системы, существовавшей в то время в России. Но можно сказать, что такие люди всегда оказываются жертвами любой бюрократической машины. , Вторая тема творчества Н. В. Гоголя отражена в таких его произведениях, как «Старосветские помещики», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в замечательной поэме «Мертвые души» и во многих других.
Начатое в «Петербургских повестях» разоблачение пошлости общества было позднее продолжено в сборнике «Миргород» и в «Мертвых душах». Для всех этих произведений характерен такой прием изображения, как резкое противопоставление внешнего благообразия и внутреннего безобразия героев. Достаточно вспомнить образ Павла Ивановича Чичикова или Ивана Ивановича. В своих творениях Н. В. Гоголь стремился высмеять все дурное, окружавшее его. Он писал, что «смеха боится даже тот, кто уже ничего не боится». В то же время он пытался показать влияние среды на формирование человека, его становление как личности.
Можно сказать, что Н. В. Гоголь был писателем-моралистом, считая, что литература должна помогать людям понимать жизнь, определять свое место в ней. Он стремился показать читателям, что в окружающем юс мире устроено несправедливо, как и А. С. Пушкин побуждал в людях «чувства добрые».
Темы, начатые Н. В. Гоголем», позднее были по-разному продолжены писателями «натуральной школы».