Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

В одном из своих писем Н. В. Гоголь, комменти­руя пьесу «Ревизор», которая была неоднозначно принята в русском обществе после ее появления в печати и на театральной сцене, писал: «В «Ревизо­ре» я решился собрать в одну кучу все дурное и од­ним разом посмеяться над всем». Этот замысел на­шел блестящее воплощение в пьесе.

Писатель практически отказывается от тради­ций классицизма и создает социально-политическую комедию, которая представляет собой широкую кар­тину чиновничье-бюрократического правления в Рос­сии тридцатых годов, где царствует, по словам В. Г. Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей». Завязкой и сюжетным конфликтом в пьесе являются не семейные и любовные обстоя­тельства, не частная жизнь людей, а событие обще­ственного значения.

В образе мелкого петербургского чиновника Хле­стакова Гоголь воплотил хлестаковщину - особое порождение российского сословно-бюрократического строя. Ведь этот человек не просто выдает себя за того, кем он хочет быть, но кем не является и никог­да не будет. От этого изображения он имеет матери­альную выгоду, а значит своеобразно превышает свои права и полномочия.

«Ревизор» отличается не только своеобразием жанра, но и оригинальностью композиции. Например, вопреки всем предписаниям и нормам, действие в комедии начинается с отвлекающих событий, с за­вязки. Гоголь, не теряя времени, не отвлекаясь на частности, вводит в суть вещей, в суть драматичес­кого конфликта, который заключается в неудавшей­ся попытке уездных чиновников скрыть от столично­го ревизора свои служебные преступления. В зна­менитой первой фразе комедии дана фабула и ее импульс - страх. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор», - сообщает городничий собравшим­ся у него чиновникам.

Своей первой фразой Гоголь как бы очень туго закрутил пружину, которая затем начинает стреми­тельно раскручиваться.

Основа комедийности пьесы - алогизм, излюб­ленный прием Гоголя-сатирика. В ней, как и в других произведениях писателя, многое алогично и не под­дается объяснению с точки зрения здравого смысла. Как бы поменялись местами Городничий и Хлеста­ков.

Суть комедийности конфликта состоит в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, который они создали в своем воображении. И здесь снова проявляется гоголевский алогизм. Глупый Хлестаков сумел обмануть и так ловко провести много­опытного и умного городничего и еще многих чиновников. Он потому оказался хитрее, что был просто­душнее, ведь он не собирался обманывать и гово­рит в гостинице так правдиво и искренне, что город­ничий даже не сомневается: перед ним опытный ре­визор, который хочет обвести его вокруг пальца. Будь Хлестаков сознательным лгуном, он оказался бы по­нятным, и разгадать его было бы проще. Конечно же, не последнюю роль в этом сыграл и всеобщий страх, этот импульс, на котором держится конфликт в ко­медии. Именно страх не дает открыть глаза городни­чему и чиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на них такой поток вранья, в который трудно поверить даже человеку непросвещенному.

Первая реплика, пройдя определенный путь по окружности, замкнула ее в кольцо в заключительной


сцене пьесы. Поэтому «Ревизор» имеет «кольцевую композицию», что отнюдь не характерно для произведений сценических.

Поражает своеобразие сатирических приемов, используемых Гоголем е комедии. Здесь можно встретить яркие говорящие фамилии: судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда. Этот сатирический прием заимствован Гоголем у классицистов.

Гоголь выступает тонким мастером речевой ха­рактеристики героев. Речь каждого персонажа пред­ставляет собой законченную стилистическую систе­му, в которой, словно в фокусе, отражается соответ­ствующий характер.