Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные а комедии, продолжали волновать русскую литературу много пет спустя после появления пьесы. В комедии показано столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим», представленных Чацким и фамусовским обществом. В пьесе изображена борьба прогрессивных сил с крепостнической реакцией.

Мир Фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и прислуживающих им, подхалимствующих чиновников-Молчалиных. Кто же такой Молчалин? Это молодой человек, который с детства усвоил отцовский завет: Во-первых, угождать всем людям без изъятья -Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Выполнение отцовского завета - всем угождать- помогло Молчалину и «награжденья брать и весело пожить». Если, например, Максим Петрович заслужил почет при дворе Екатерины II тем, что «отважно жертвовал затылком», то Молчалин действует более хитро и тонко. У Молчалина, по его словам, два таланта: «умеренность и аккуратность». Во-вторых, он понял дух московского барства и его требования («ведь нынче любят бессловесных»). Это способствует тому, что он становится нужным человеком, правой рукой своего хозяина Фамусова. Софья , даже идеализирует своего героя: «Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело...»; «уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства»; «от старичков не ступит на порог». На самом деле (и Чацкий это прекрасно понимает) Молчалин - это хитрый, лицемерный, льстивый, двуличный человек. У него представление о счастье связано только с удачной карьерой, видным положением в обществе, богатством. Ему нравится служанка Лиза, а он ухаживает за Софьей, так как она дочь богатого начальника.

До поры до времени Софья не может разглядеть Молчалина в его истинном свете. А он большой мастер выгодно себя показать в глазах окружающих. Лишь два персонажа имеют возможность затянуть в истинное лицо Молчалина. Это Чацкий и Лиза. Лизе он сам открывает свою «душу», свое кредо. Откровенность с Лизой ему безопасна, так как она не выдаст. А вот с Чацким опасна, однако Молчалин верит в то, что его правила весьма благопристойны: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»; «...ведь надобно ж зависеть от других» и др.

Молчалин - это не мелкая, жалкая, незаметная фигура. Это коварный, хитрый, подлый лжец, который во имя своей выгоды продаст кого угодно. Грибоедов устами Чацкого недаром указывает читателю: «Молчалины блаженствуют на свете!» Незаметно, тихо такие, как Молчалин, достигают «степеней известных», пробираются к власти и становятся вершителями судеб порядочных людей.

В конце комедии Грибоедов заставляет трусливо бежать разоблаченного Молчалина и тем самым презрительно расправляется с ним. Драматург писал: «Всякий век имеет своих молчалиных... Всмотритесь: вы окружены молчалиными». Молчалин стал нарицательным обозначением подлости и лакейства. Об этом говорит и его фамилия. Молчалин стал символом рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев, а потом и Николай  Салтыков-Щедрин так определил опасность молчалиных: «О счастливые, о стократ блаженные молчалины! Они бесшумно, не торопясь переползают из одного периода истории в другой».

Современные Молчалины опасны тем, что их трудно разглядеть. «Услужлив, скромен, тих», он незаметно подличает, аккуратно и без шума занимается доносительством, продает и предает. А «достигнув степеней известных», молчалины «блаженствуют на свете».