Главная

Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Известный писатель И. А. Гончаров отмечал, что «Горе от ума» - произведение, которое «переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». И, думается, депо здесь не только в «картине нравов», но и в том, что герои пьесы настолько ярки, своеобразны, что их переживания находят отклик в душах читателей. Традиционно принято говорить о двух сюжетных пиниях этого произведения, при этом первенство отдается социально-политическому конфликту, обличению «века минувшего». Однако все действия комедии развиваются лишь благодаря изображению крушения любви Чацкого к Софье Фамусовой. Поэтому, как мне кажется, можно назвать героиню «скрытой пружиной», «двигателем» пьесы. И хотя этому образу уделялось гораздо меньше внимания, чем Александру Чацкому, Фамусову, Молчалину, но существуют его различные трактовки. Некоторые критики без всякого сомнения причисляют Софью к сатирически изображаемому фамусовскому обществу, другие - противопоставляют ев этому лагерю, третьи - отмечают, что героиня вынуждена примкнуть к консерваторам, опасаясь общественного мнения.

Попытаемся же без предубеждения проанализировать образ Софьи Павловны Фамусовой в комедии «Горе от ума». В начале XIX века роль женщины в обществе практически ограничивалась «семейным кругом». Единственную, пусть и маловероятную, возможность обрести какую-либо свободу женщина могла лишь в любви. Именно это чувство позволяло раскрыть как сильные, так и слабые стороны ее характера. В то же время женщина могла быть и властительницей в семье и создавать общественное мнение. Софья воспитывалась в Москве, отец искренне ее любил, заботился о ее образовании настолько, насколько это было принято в обществе: «Уж об твоем ли не радели о воспитании! С колыбели!»

Из текста произведения мы узнаем, также, что Софья Павловна читает по-французски, играет на фортепьяно, следит за всеми модными новинками. Ее отец с понятным возмущением произносит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам и авторы, и музы, губители карманов и сердец!» Софья увлечена сентиментальными романами, они формируют ее взгляды на жизнь, в том числе и на любовь. В то же время она не лишена и ума, и практической смекалки. Понимая условность требований света, Софья Павловна то проявляет презрение к ним, сознательно демонстрирует свою независимость, то прислушивается к общественному мнению, то вполне успешно использует известные ей законы света в собственных интересах.

Определяет восприятие жизни героиней любовь, точнее желание любви, это же чувство и раскрывает читателю характер Софьи. Жизнь молодой девушки ограничена ее семьей, мать давно умерла, с отцом они не всегда понимают друг друга, единственный друг, Чацкий, чье общество могло бы изменить Софью, уезжает. Героиня уже в начале пьесы достаточно определяет свое отношение к Александру Чацкому: «Остер, умен, красноречив. В друзьях особенно счастлив». В этом проявляется и ум, и способность Софьи оценивать людей. Она невольно признается в том, что отъезд Чацкого обидел ее: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Эти же слова во многом объясняют и то, почему героиня выбрала Молчалина, убедила себя в том. что любит его. Он ищет человека близкого; присущие ей, по мнению И. Гончарова, «путаница понятий, умственная и нравственная слепота» приводят к тому, что она считает едва ли не совершенством качества, которые свидетельствуют об ограниченности ее избранника: «враг дерзости», «уступчив, скромен, тих». Вероятно, прав Чацкий, который, беседуя с Софьей, говорит: «Быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему...»

Но не только влиянием сентиментальных романов, наивностью и молодостью героини можно объяснить ее выбор. Она прислушивается и к мнению окружающих о Молчалине, который стал незаменимым человеком, «дружбу всех... в доме приобрел». По мнению Фамусова, у Молчалина - один, но важный недостаток. Он заявляет дочери еще до приезда Чацкого, когда та рассказывает якобы виденный сон: «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара!» Может быть, знание этого и мешает Софье признаться отцу, хотя и сложности, и тайны, окружающие ее чувство, лишь придают остроты ощущениям героини. В то же время Молчалин вполне отвечает представлениям общества, московского в особенности, об идеальном муже: «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей», который «молчит, когда его бранят». Некоторые критики не без основания полагали, что Софья желает не только покровительствовать избраннику, но и «иметь в нем вечного раба». Однако героиня, безусловно, искренна в своем чувстве, Молчалин для нее важнее всего в мире, она, гордая и своенравная, способна на жертвы для него: «Хотите вы? ... Пойду любезничать сквозь слез...». Софья оценивает других людей по тому, как они относятся к ее кумиру. Об отце она говорит так: «Брюзглив, неугомонен, скор». Чацкий же, осмелившийся вышучивать Молчалина, по ее мнению, «не человек! Змея!» Софья стремится по-своему защитить любимого, у нее зарождается план мести. Весть о сумасшествии главного героя возникает как бы случайно. Размышляя о страстном и несколько неожиданном, объяснении Чацкого в любви, Софья произносит, как отмечено в ремарке, «про себя»: «Вот нехотя с ума свела». Зато забывает об этих словах. Но на балу, когда Чацкий вновь язвительно и резко отзывается о Молчалине («В нем Загорецкий не умрет...»), она в гневе и раздражении говорит  «он не в своем уме». При этом у Софьи еще нет определенного плана, однако она быстро и верно оценивает ситуацию, разыгрывает свою партию виртуозно. Все свершилось, механизм сплетен, правящий в Москве, запущен, и Софья торжествует, ее Молчалин отомщен: «А! Чацкий, любите ли вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?»

Мне кажется, что героиня не ожидала того, какой эффект будут иметь ее слова, месть ее не простиралась так далеко. Но законы жизни таковы, что каждый поступок вызывает противодействие. Софье «достается свой «мильон терзаний». Лишь одно, как ей кажется, несколько ослабляет удар судьбы, Софья «сама довольна тем, что ночью все узнала, нет укоряющих свидетелей в глазах...». Но и этого героиня лишена. В этой ситуации вновь, как мне думается, проявляется характер героини. Хотя она и потрясена, но находит в себе силы сказать в ответ на обличения Чацкого: «Не продолжайте, я виню себя кругом. Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен». Совсем не случайно Гончаров отмечал, что Софье «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого». Ведь Чацкий - хозяин своей судьбы, а она вынуждена подчиняться воле отца, оставаться в обществе, жить по его законам, а «сильные задатки недюжинной натуры» не могут развиваться в этом узком мирке.

Мне кажется, что Софья - одно из самых ярких лиц в пьесе. Этот персонаж многомерен, но в то же время во многом типичен...

 

   


Поиск по сайту
Наши спонсоры