Главная
Спонсоры
Статистика
Пользователи : 20115
Статьи : 127
Просмотры материалов : 1096651
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 
AddThis Social Bookmark Button

В 1824 году появилась бессмертная комедия А. С. Грибоедова - «Горе от ума», центральное место в которой занимает изображение быта и нравов московского дворянства. Примерно в то же время начинает работу над первой главой своего романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкин. Пушкинский шедевр по праву назван «энциклопедией русской жизни», поскольку все слои русской нации, все основные проблемы, стоявшие перед обществом, нашли свое отражение на страницах этого великолепного произведения. Одна из глав романа посвящена жизни дворянской Москвы, и мы сразу видим яркие «грибоедовские» черты в изображении московских лиц и нравов начала XIX века.

Не случайно одним из эпиграфов, которые открывают седьмую главу романа «Евгений Онегин», служит фраза из комедии «Горе от ума»:

Гоненье на Москву! что значит видеть свет!

Где ж лучше? Где нас нет.

Описывая барскую Москву десятых годов XIX века, Грибоедов и Пушкин едины в своем отношении к ее обитателям. Со страниц комедии на читателя веет холодом консерватизма, косности. Недаром Фамусов с таким восторгом говорит о старых реакционерах:

Не то чтоб новизны вводили, - никогда, Спаси нас Боже! Нет.

Но такую же стойкую апатию к любым изменениям в жизни демонстрируют обитатели пушкинской Москвы, о которых автор романа с иронией замечает:

Но в них не видно перемен;

Все в них на старый образец.

Пушкин с искренней любовью относится к великому русскому городу, однако высмеивает москвичей. Дворянская Москва - это общество уютное, по-домашнему простое и «нецеремонное», но лишенное всякого намека на свежую мысль, движение, развитие. Сразу вспоминаются слова Чацкого, который считает, что Москва просто не может меняться, в ней не найдешь ничего нового:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

И Пушкин, словно следуя мыслью за грибоедовским героем, постоянно использует в списании дворянской Москвы слова «все тот же», «так же», «все то же». Персонажи, появляющиеся в седьмой главе романа «Евгений Онегин», удивительно похожи на обитателей гостиных в грибоедовской Москве. Что ни образ, что ни характер - то яркая черта барства, которое обвиняет в своей комедий Грибоедов:

У Пелагеи Николаевы

Все тот же друг мосье Финмуш

И тот же шпиц, и тот же муж.

Это прекрасное напоминание о том, что барская Москва слепо преклоняется перед всем иностранным, что любой «французик из Бордо» здесь желанный гость, для которого открыты двери всех домов:

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных, заявляет в комедии Фамусов. А шпиц этой типичной московской барыни?! Он просто, спрыгнув с рук другой яркой представительницы этого мира Хлестовой, благополучно перекочевал из одного произведения в другое. Только в комедии Грибоедова шпицем восторгается Молчалин, а в пушкинской Москве «моську вовремя погладит» другой лицемер и подхалим, из числа тех, кто постоянно угождает влиятельным московским дамам.

Пушкин, как и Грибоедов, показывает в своем  романе типичного московского «мужа-мальчика», «мужа-слугу». Именно таким человеком можно назвать мужа Пелагеи Николаевны:

А он, все клуба член исправный,

Все так же смирен, так же глух

И так же ест и пьет за двух.

Ну чем не покорный, управляемый своей супругой Платон Михайлович Горич из комедии «Горе от ума»! Барскую Москву у Грибоедова и Пушкина составляют люди глупые, лживые, лицемерные, в дворянских гостиных царят пустота и скука. Не случайно Татьяне Лариной так же тяжело здесь, как и в провинциальной глуши:

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор.

Перед нами затхлая атмосфера жизни барской Москвы, где «не вспыхнет мысли в целы сутки», где господствуют сплетни, клевета. Но та же обстановка окружает главного героя грибоедовской комедии, и Чацкий, как и Татьяна, откровенно тяготится своим пребыванием в типичной для этого города фамусовской гостиной, а в финале комедии обвиняет всю барскую Москву:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

И Чацкий, и Татьяна Ларина совершенно одиноки в этом мире, где их окружают «уроды с того света». Можно смело сказать, что героиня пушкинского романа приезжает в грибоедовскую Москву и встречается с тем же, что приносит боль и разочарование Александру Андреевичу Чацкому. Взгляд главных героев двух великих произведений на жизнь и нравы барской Москвы - это отношение к московскому дворянству Грибоедова и Пушкина.

Изображая дворянскую Москву, гении русской литературы остаются верны исторической правде. Москва Грибоедова и Москва Пушкина - это единый мир, бездушный и безобразный, вызывающий отвращение у любой честной, духовно богатой натуры.