Главная

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Одним из величайших событий XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии автор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и сейчас продолжают волновать человечество. Немаловажную роль в комедии играет не только главный герой Чацкий, но и Софья, а также Молчалин. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом, сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Софья увлекается чтением французской литературы. Фамусов, отец Софьи, говорит:

«Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.»

Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Вот как об этом писал И. А. Гончаров: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».

В то же время Софья-дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских романов, а именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Поэтому она не случайно обратила внимание на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Софья любит Молчалина. Но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять, «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права», - вот ее цель, по мнению А. И. Гончарова. Молчалин - мелкий чиновник, старающийся угодить всем людям света, проводящий свое время со старичками для того чтобы его заметили и отличили. Он хочет быть знатным, богатым, принятым в «высшем свете», он любит легкую веселую жизнь, без забот и тревог. Интересы Молчалина ограничены тем, чтобы набить себе желудок, ничего не делая, иметь высокий пост, ездить на балы и праздники, Он уважает людей не за их ум, честность, знания, душу, а за друзей, занимающих высокие посты, которые могут быть полезными. Молчалин - бедный человек. Он обокрал сам себя, все свои помыслы, чувства, желания направив на достижение материального благополучия. Он и любить не может, Софью любит по должности, горничную - от скуки. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, - несчастный человек. Зная всё это, Чацкий не мог стать Молчалиным. К Молчалину можно применить фразу, сказанную Львом Толстым в романе «Война и мир»: «Для лакея нет великого человека, у лакея свое понятие о величии». Такие люди, как Молчалин, обычно достигают того, к чему стремятся. Они оказываются в милости при дворе и приняты в высшем свете. И Софья, которая безумно любила Молчалина, поняла, что на самом деле он принимал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Ей нужен был такой человек как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. И если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен как близкий Чацкому. Но в самом деле, когда Софья становится невольной свидетельницей «ухаживаний» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов всей пьесы.

В своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создать незабываемые образы, интересные нынешнему читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литературе и «отличается от других произведений слова моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью».
 

   


Поиск по сайту
Наши спонсоры