Sochinenya.Ru сочинения, шпоргалки /component/content/section/12 2019-03-21T06:53:50Z Joomla! 1.5 - Open Source Content Management «Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» 2012-03-18T13:05:59Z 2012-03-18T13:05:59Z /chernyshevskiy/106-novie-ludi <p>Реалистический роман Чернышевского был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на социалистический идеал. Но &laquo;Что делать?&raquo; - это еще и глубоко дидактический роман. Утопия, созданная автором, выступает в роли образца. Это уже проделанный опыт, дающий положительные результаты.</p> <p>Чернышевский рисует не только картину светлого будущего, но и пути его приближения. Изображены и люди, которые достигли идеала. Сэм подзаголовок роману &laquo;Из рассказов о новых людях&raquo; указывает на их исключительную роль.<br /> Автор постоянно подчеркивает типологию &laquo;новых людей&raquo;, рассказывает о целой группе. &laquo;Эти люди среди других, будто среди китайцев несколько человек европейцев, которых не могут различить одного от другого китайцы&raquo;. Каждый герой обладает общими для группы чертами - отвагой, умением взяться за дело, честностью.</p> <p>Для Чернышевского чрезвычайно важно показать развитие &laquo;новых людей&raquo;, их отличие от общей массы. Единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, - это Верочка. Что позволяет ей высвободиться из среды &laquo;пошлых людей&raquo;? По мнению Чернышевского, - труд и образование. &laquo;Мы бедны, но мы - рабочие люди, у нас здоровые руки. Будем учиться - знание освободит нас, будем трудиться - труд обогатит нас&raquo;.</p> <p>Кирсанов, Лопухов и Мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. Характерно, что медики (аллегория: их призвание - лечить от болезней, людей и общество) появляются в романе во время написания диссертации - труд и образование сливаются воедино. Кроме того, автор дает понять, что если и Лопухов и Кирсанов выходцы из небогатых и незнатных семей, го за плечами у них наверняка бедность и труд без которого невозможно образование. Это раннее знакомство с трудом дает &laquo;новому человеку&raquo; преимущество перед другими людьми.</p> <p>Если когда-то труд был необходим &laquo;новым людям&raquo; для получения образования, то теперь герои пытаются давать людям образование в процессе труда. С этим связана еще одна важная философская идея автора в изображении &laquo;новых людей&raquo; - их просветительская деятельность.</p> <p>Лопухова мы знаем как активного пропагандиста новых идей среди молодежи, общественного деятеля. Студенты называют его &laquo;одной из лучших голов в Петербурге&raquo;. Сам Лопухов считал работу в конторе на заводе очень важной. &laquo;Разговор (со студентами) имел практическую, полезную цель - содействие развитию умственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях&raquo;, - пишет Лопухов жене. Естественно, что такой человек не мог ограничиться обучением грамоте. Сам автор намекает на революционную работу на заводе среди рабочих: &laquo;И мало ли что такое&raquo; делает Лопухов, кроме обучения грамоте.</p> <p>И неоспоримое преимущество &laquo;новым людям&raquo; дает теория разумного эгоизма. В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека. Самым примитивным автор считает эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому добра без денежного расчета. Гораздо более страшен эгоизм обеспеченных людей. Он растет на &laquo;фантастической&raquo; почве - на стремлениях к излишествам и праздности. Пример такого эгоизма &ndash; Соловьев, разыгрывающий любовь к Кате Полозовой из-за ее наследства.</p> <p>Эгоизм &laquo;новых людей&raquo; тоже строится на расчете и выгоде одного человека. &laquo;Каждый думает больше всего о себе&raquo;, - говорит Лопухов Вере Павловне. Но это - принципиально новый моральный кодекс. Суть его состоит в том, что счастье одного человека неотделимо от счастья других людей. Выгода, счастье &laquo;разумного эгоиста&raquo; зависит от состояния его близких, общества в целом. Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, - сходит со сцены. Кирсанов помогает Кате Полозовой. Вера организует мастерскую. Для героев следовать теории разумного эгоизма - значит каждым своим поступком учитывать интересы другого человека. На первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению.</p> <p>Как видно, &laquo;разумный эгоизм&raquo; героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, корыстью. Почему же это все-таки теория &laquo;эгоизма&raquo;? Латинский корень этого слова &laquo;эго&raquo; - &laquo;я&raquo; указывает на то, что в центр своей теории Чернышевский ставит человека. В этом случае теория разумного эгоизма становится развитием антропологического принципа, который Чернышевский поставил в основу своей философской идеи.</p> <p>В одном из разговоров с Верой Павловной автор говорит: &laquo;..Я чувствую радость и счастье&raquo; - значит, мне хочется, чтобы все люди были счастливы по-человечески. Верочка, эти обе мысли одно&raquo;. Таким образом. Чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. В этом сказывается несомненная революционность взглядов Чернышевского.</p> <p>Многие нравственные принципы &laquo;новых людей&raquo; раскрываются в отношении их к проблеме любви и брака. Для них человек, его свобода - главная жизненная ценность. Любовь и гуманная дружба составляют основу отношений между Лопуховым и Верой Павловной. Даже признание в любви происходит во время обсуждения положения Верочки в семье ее матери и поисков пути к освобождению. Таким образом, чувство любви лишь приспосабливается к возникшей ситуации (надо отметить, что подобное заявление вступало в полемику со многими произведениями XIX века).</p> <p>Своеобразно решается &laquo;новыми людьми&raquo; и проблема женской эмансипации. Хотя признается только церковный брак, женщина должна оставаться и в браке материально и духовно независимой от мужа. Создание семьи - только одна из вех на пути приближения идеала.<br /> С &laquo;новыми людьми&raquo; связана тема возрождения падшей женщины. Встреча с Кирсановым дает Насте Крюковой силы подняться со дна. Живущая же в среде &laquo;пошлых людей&raquo; Жюли такой возможности не имеет. Кроме того, видна двухсторонняя связь: люди, которые возрождаются благодаря поддержке &laquo;новых людей&raquo;, сами пополняют их ряды.</p> <p>По мнению Чернышевского, только дети делают женщину счастливой, а семью семьей. Именно с воспитанием детей и их будущим связывает автор второй брак Веры Павловны. Он становится реальным мостиком в будущее.<br /> Герои романа Чернышевского &laquo;Что делать?&raquo; - разночинцы, новые герои литературы. Недооценивая роль рабочего класса. Чернышевский предрекает революционерам-демократам, разночинцам победу и приближение будущего.<br /> &nbsp;</p> <p>Реалистический роман Чернышевского был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на социалистический идеал. Но &laquo;Что делать?&raquo; - это еще и глубоко дидактический роман. Утопия, созданная автором, выступает в роли образца. Это уже проделанный опыт, дающий положительные результаты.</p> <p>Чернышевский рисует не только картину светлого будущего, но и пути его приближения. Изображены и люди, которые достигли идеала. Сэм подзаголовок роману &laquo;Из рассказов о новых людях&raquo; указывает на их исключительную роль.<br /> Автор постоянно подчеркивает типологию &laquo;новых людей&raquo;, рассказывает о целой группе. &laquo;Эти люди среди других, будто среди китайцев несколько человек европейцев, которых не могут различить одного от другого китайцы&raquo;. Каждый герой обладает общими для группы чертами - отвагой, умением взяться за дело, честностью.</p> <p>Для Чернышевского чрезвычайно важно показать развитие &laquo;новых людей&raquo;, их отличие от общей массы. Единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, - это Верочка. Что позволяет ей высвободиться из среды &laquo;пошлых людей&raquo;? По мнению Чернышевского, - труд и образование. &laquo;Мы бедны, но мы - рабочие люди, у нас здоровые руки. Будем учиться - знание освободит нас, будем трудиться - труд обогатит нас&raquo;.</p> <p>Кирсанов, Лопухов и Мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. Характерно, что медики (аллегория: их призвание - лечить от болезней, людей и общество) появляются в романе во время написания диссертации - труд и образование сливаются воедино. Кроме того, автор дает понять, что если и Лопухов и Кирсанов выходцы из небогатых и незнатных семей, го за плечами у них наверняка бедность и труд без которого невозможно образование. Это раннее знакомство с трудом дает &laquo;новому человеку&raquo; преимущество перед другими людьми.</p> <p>Если когда-то труд был необходим &laquo;новым людям&raquo; для получения образования, то теперь герои пытаются давать людям образование в процессе труда. С этим связана еще одна важная философская идея автора в изображении &laquo;новых людей&raquo; - их просветительская деятельность.</p> <p>Лопухова мы знаем как активного пропагандиста новых идей среди молодежи, общественного деятеля. Студенты называют его &laquo;одной из лучших голов в Петербурге&raquo;. Сам Лопухов считал работу в конторе на заводе очень важной. &laquo;Разговор (со студентами) имел практическую, полезную цель - содействие развитию умственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях&raquo;, - пишет Лопухов жене. Естественно, что такой человек не мог ограничиться обучением грамоте. Сам автор намекает на революционную работу на заводе среди рабочих: &laquo;И мало ли что такое&raquo; делает Лопухов, кроме обучения грамоте.</p> <p>И неоспоримое преимущество &laquo;новым людям&raquo; дает теория разумного эгоизма. В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека. Самым примитивным автор считает эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому добра без денежного расчета. Гораздо более страшен эгоизм обеспеченных людей. Он растет на &laquo;фантастической&raquo; почве - на стремлениях к излишествам и праздности. Пример такого эгоизма &ndash; Соловьев, разыгрывающий любовь к Кате Полозовой из-за ее наследства.</p> <p>Эгоизм &laquo;новых людей&raquo; тоже строится на расчете и выгоде одного человека. &laquo;Каждый думает больше всего о себе&raquo;, - говорит Лопухов Вере Павловне. Но это - принципиально новый моральный кодекс. Суть его состоит в том, что счастье одного человека неотделимо от счастья других людей. Выгода, счастье &laquo;разумного эгоиста&raquo; зависит от состояния его близких, общества в целом. Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, - сходит со сцены. Кирсанов помогает Кате Полозовой. Вера организует мастерскую. Для героев следовать теории разумного эгоизма - значит каждым своим поступком учитывать интересы другого человека. На первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению.</p> <p>Как видно, &laquo;разумный эгоизм&raquo; героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, корыстью. Почему же это все-таки теория &laquo;эгоизма&raquo;? Латинский корень этого слова &laquo;эго&raquo; - &laquo;я&raquo; указывает на то, что в центр своей теории Чернышевский ставит человека. В этом случае теория разумного эгоизма становится развитием антропологического принципа, который Чернышевский поставил в основу своей философской идеи.</p> <p>В одном из разговоров с Верой Павловной автор говорит: &laquo;..Я чувствую радость и счастье&raquo; - значит, мне хочется, чтобы все люди были счастливы по-человечески. Верочка, эти обе мысли одно&raquo;. Таким образом. Чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. В этом сказывается несомненная революционность взглядов Чернышевского.</p> <p>Многие нравственные принципы &laquo;новых людей&raquo; раскрываются в отношении их к проблеме любви и брака. Для них человек, его свобода - главная жизненная ценность. Любовь и гуманная дружба составляют основу отношений между Лопуховым и Верой Павловной. Даже признание в любви происходит во время обсуждения положения Верочки в семье ее матери и поисков пути к освобождению. Таким образом, чувство любви лишь приспосабливается к возникшей ситуации (надо отметить, что подобное заявление вступало в полемику со многими произведениями XIX века).</p> <p>Своеобразно решается &laquo;новыми людьми&raquo; и проблема женской эмансипации. Хотя признается только церковный брак, женщина должна оставаться и в браке материально и духовно независимой от мужа. Создание семьи - только одна из вех на пути приближения идеала.<br /> С &laquo;новыми людьми&raquo; связана тема возрождения падшей женщины. Встреча с Кирсановым дает Насте Крюковой силы подняться со дна. Живущая же в среде &laquo;пошлых людей&raquo; Жюли такой возможности не имеет. Кроме того, видна двухсторонняя связь: люди, которые возрождаются благодаря поддержке &laquo;новых людей&raquo;, сами пополняют их ряды.</p> <p>По мнению Чернышевского, только дети делают женщину счастливой, а семью семьей. Именно с воспитанием детей и их будущим связывает автор второй брак Веры Павловны. Он становится реальным мостиком в будущее.<br /> Герои романа Чернышевского &laquo;Что делать?&raquo; - разночинцы, новые герои литературы. Недооценивая роль рабочего класса. Чернышевский предрекает революционерам-демократам, разночинцам победу и приближение будущего.<br /> &nbsp;</p> Рахметов – особенный человек. 2012-02-05T16:53:02Z 2012-02-05T16:53:02Z /chernyshevskiy/104-rahmetov-osobennyi-chelovek <p>Роман Чернышевского писался в эпоху подъема революционного движения в России. Герой романа Рахметов, как никто другой, подходил для революционной деятельности своей жесткостью, аскетизмом, железной волей, ненавистью к народным угнетателям. Недаром вождь большевиков Ленин ставил этого литературного героя в пример своим соратникам, говоря, что только с такими людьми возможен революционный переворот в России.<br /> Итак, что же это за особенный человек, привлекавший и привлекающий е наши дни внимание личностей, жаждущих потрясений ради общего блага? По происхождению Рахметов дворянин. Его отец был очень богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на естественный факультет в Петербурге.<br /> Рахметов без труда сблизился в столице с прогрессивно мыслящими людьми. Случай свел его с Кирсановым, от которого он узнал много нового и передового в политическом отношении. Стал запоем читать книги.<br /> Похоже, что он отмерил себе временной отрезок и точно в него уложился - через полгода отложил книги и сказал: &laquo;Теперь чтение стало для меня делом второстепенным; я с этой стороны готов для жизни&raquo;. Уже в этом поступке Рахметова можно разглядеть нечто выходящее за рамки нормально развивающегося человека. Рахметов начал приучать свою физическую сущность подчиняться духовной, то есть стал приказывать сам себе и эти приказы выполнять точно и в срок. Далее он стал закалять организм. Брался за самую тяжелую работу. Был даже бурлаком.<br /> Как выясняется вскоре, все это он проделывал, готовясь к великим революционным делам. Ему блестяще удалось создать себя мощным физически и твердым духовно человеком.<br /> Рахметов фанатично следовал выбранным раз и навсегда путем. Он ел только то, что ели простые люди, хотя имел возможность питаться лучше. Объяснял он это просто: &laquo;Так нужно - это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться&raquo;. Видимо, чтобы подчеркнуть его крайнюю революционность, Чернышевский принудил своего героя отказаться и от личного человеческого счастья ради идеалов революционной борьбы. Рахметов отказался от женитьбы на богатой молодой вдове, тем самым подтвердив свою волю к борьбе. Объяснил он это так &laquo;Я должен подавить в себе любовь; любовь к вам связала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня - уже связаны&raquo;.<br /> Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал; &laquo;Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли&raquo;.<br /> Сейчас, когда время показало несостоятельность большевистских идей, мне ясно, почему вожди Октябрьского переворота избрали Рахметова своим идеалом. Они развивали те рахметовские качества, с которыми им было удобно совершать жестокие дела: не жалели себя, а тем более других, исполняли приказы с леденящей бездумной четкостью железного двигателя, относились к инакомыслящим, как сверхчеловеки к недочеловекам. В результате мир был потрясен. Россия залита кровью.<br /> Сейчас наше общество вновь на пути к цивилизованному будущему. И лично я мечтаю о том, чтобы этом нашем будущем было поменьше &laquo;особенных&raquo; людей, а побольше обычных: добрых, улыбчивых, бо&not;ящихся спать на гвоздях, чтобы не проснуться в прошлом. Я хочу, чтобы это будущее стало действительностью.<br /> &nbsp;</p> <p>Роман Чернышевского писался в эпоху подъема революционного движения в России. Герой романа Рахметов, как никто другой, подходил для революционной деятельности своей жесткостью, аскетизмом, железной волей, ненавистью к народным угнетателям. Недаром вождь большевиков Ленин ставил этого литературного героя в пример своим соратникам, говоря, что только с такими людьми возможен революционный переворот в России.<br /> Итак, что же это за особенный человек, привлекавший и привлекающий е наши дни внимание личностей, жаждущих потрясений ради общего блага? По происхождению Рахметов дворянин. Его отец был очень богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на естественный факультет в Петербурге.<br /> Рахметов без труда сблизился в столице с прогрессивно мыслящими людьми. Случай свел его с Кирсановым, от которого он узнал много нового и передового в политическом отношении. Стал запоем читать книги.<br /> Похоже, что он отмерил себе временной отрезок и точно в него уложился - через полгода отложил книги и сказал: &laquo;Теперь чтение стало для меня делом второстепенным; я с этой стороны готов для жизни&raquo;. Уже в этом поступке Рахметова можно разглядеть нечто выходящее за рамки нормально развивающегося человека. Рахметов начал приучать свою физическую сущность подчиняться духовной, то есть стал приказывать сам себе и эти приказы выполнять точно и в срок. Далее он стал закалять организм. Брался за самую тяжелую работу. Был даже бурлаком.<br /> Как выясняется вскоре, все это он проделывал, готовясь к великим революционным делам. Ему блестяще удалось создать себя мощным физически и твердым духовно человеком.<br /> Рахметов фанатично следовал выбранным раз и навсегда путем. Он ел только то, что ели простые люди, хотя имел возможность питаться лучше. Объяснял он это просто: &laquo;Так нужно - это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться&raquo;. Видимо, чтобы подчеркнуть его крайнюю революционность, Чернышевский принудил своего героя отказаться и от личного человеческого счастья ради идеалов революционной борьбы. Рахметов отказался от женитьбы на богатой молодой вдове, тем самым подтвердив свою волю к борьбе. Объяснил он это так &laquo;Я должен подавить в себе любовь; любовь к вам связала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня - уже связаны&raquo;.<br /> Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал; &laquo;Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли&raquo;.<br /> Сейчас, когда время показало несостоятельность большевистских идей, мне ясно, почему вожди Октябрьского переворота избрали Рахметова своим идеалом. Они развивали те рахметовские качества, с которыми им было удобно совершать жестокие дела: не жалели себя, а тем более других, исполняли приказы с леденящей бездумной четкостью железного двигателя, относились к инакомыслящим, как сверхчеловеки к недочеловекам. В результате мир был потрясен. Россия залита кровью.<br /> Сейчас наше общество вновь на пути к цивилизованному будущему. И лично я мечтаю о том, чтобы этом нашем будущем было поменьше &laquo;особенных&raquo; людей, а побольше обычных: добрых, улыбчивых, бо&not;ящихся спать на гвоздях, чтобы не проснуться в прошлом. Я хочу, чтобы это будущее стало действительностью.<br /> &nbsp;</p>