Sochinenya.Ru сочинения, шпоргалки /component/content/section/13 2019-03-21T06:53:49Z Joomla! 1.5 - Open Source Content Management Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова. 2012-03-18T13:56:41Z 2012-03-18T13:56:41Z /nekrasov-na/111-obraz-russkoi-zhenshini-v-tvorchestve-nekrasova <p>Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. &laquo;Я лиру посвятил народу своему&raquo;, - с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую &laquo;долюшку женскую&raquo; Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле:</p> <p style="text-align: center;">Три тяжкие доли имела судьба,<br /> И первая доля с рабом повенчаться.<br /> Вторая - быть матерью сына-раба,<br /> И третья - до гроба рабу покоряться.<br /> И все эти грозные доли легли<br /> На женщину русской земли.</p> <p>Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины - наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки - &laquo;отцветать, не успевая расцвесть&raquo; - поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке:</p> <p style="text-align: center;">Есть женщины в русских селеньях<br /> С спокойною важностью лиц,<br /> С красивою силой в движеньях,<br /> С походкой, со взглядом цариц.</p> <p>Работая над поэмами &laquo;Мороз, Красный нос&raquo;, &laquo;Кому на Руси жить хорошо&raquo; и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны - героини поэмы &laquo;Кому на Руси жить хорошо&raquo; и о многом другом. Поэма &laquo;Кому на Руси жить хорошо&raquo; дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала &laquo;народной книгой&raquo;, а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства.<br /> Матрена Тимофеевна - женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:</p> <p style="text-align: center;">Осанистая женщина.<br /> Широкая и плотная. <br /> Лет тридцати восьми. <br /> Красива, волос с проседью. <br /> Глаза большие, строгие.<br /> Ресницы богатейшие, <br /> Сурова и смугла!</p> <p>В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь&nbsp; как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,<br /> создавая образ своей любимой героини. Рассказ о&nbsp; Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в&nbsp; женщине, самом обездоленном и забитом существе,&nbsp; зреет душевная гроза - значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта:</p> <p style="text-align: center;">В рабстве спасенное<br /> Сердце свободное<br /> Золото, золото<br /> &nbsp;Сердце народное!</p> <p style="text-align: justify;">Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и&nbsp; родителей да вечная забота о детях. Она говорит: &laquo;За них горой стояла я&raquo;. Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: &laquo;А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!&raquo; Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе:</p> <p style="text-align: center;">...я только не послушалась.<br /> Судила я по-своему.<br /> Коли терпеть, так матери.<br /> Я перед богом грешница.<br /> А не дитя мой.</p> <p>Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть,&nbsp; счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача&nbsp; после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных&nbsp; сил Она понимает, что &laquo;крестьянские порядки неисчерпаемы&raquo; и что &laquo;не дело между бабами счастливую искать&raquo;. Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем.&nbsp; И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.<br /> &nbsp;</p> <p>Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. &laquo;Я лиру посвятил народу своему&raquo;, - с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую &laquo;долюшку женскую&raquo; Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле:</p> <p style="text-align: center;">Три тяжкие доли имела судьба,<br /> И первая доля с рабом повенчаться.<br /> Вторая - быть матерью сына-раба,<br /> И третья - до гроба рабу покоряться.<br /> И все эти грозные доли легли<br /> На женщину русской земли.</p> <p>Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины - наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки - &laquo;отцветать, не успевая расцвесть&raquo; - поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке:</p> <p style="text-align: center;">Есть женщины в русских селеньях<br /> С спокойною важностью лиц,<br /> С красивою силой в движеньях,<br /> С походкой, со взглядом цариц.</p> <p>Работая над поэмами &laquo;Мороз, Красный нос&raquo;, &laquo;Кому на Руси жить хорошо&raquo; и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны - героини поэмы &laquo;Кому на Руси жить хорошо&raquo; и о многом другом. Поэма &laquo;Кому на Руси жить хорошо&raquo; дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала &laquo;народной книгой&raquo;, а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства.<br /> Матрена Тимофеевна - женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:</p> <p style="text-align: center;">Осанистая женщина.<br /> Широкая и плотная. <br /> Лет тридцати восьми. <br /> Красива, волос с проседью. <br /> Глаза большие, строгие.<br /> Ресницы богатейшие, <br /> Сурова и смугла!</p> <p>В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь&nbsp; как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,<br /> создавая образ своей любимой героини. Рассказ о&nbsp; Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в&nbsp; женщине, самом обездоленном и забитом существе,&nbsp; зреет душевная гроза - значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта:</p> <p style="text-align: center;">В рабстве спасенное<br /> Сердце свободное<br /> Золото, золото<br /> &nbsp;Сердце народное!</p> <p style="text-align: justify;">Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и&nbsp; родителей да вечная забота о детях. Она говорит: &laquo;За них горой стояла я&raquo;. Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: &laquo;А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!&raquo; Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе:</p> <p style="text-align: center;">...я только не послушалась.<br /> Судила я по-своему.<br /> Коли терпеть, так матери.<br /> Я перед богом грешница.<br /> А не дитя мой.</p> <p>Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть,&nbsp; счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача&nbsp; после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных&nbsp; сил Она понимает, что &laquo;крестьянские порядки неисчерпаемы&raquo; и что &laquo;не дело между бабами счастливую искать&raquo;. Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем.&nbsp; И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.<br /> &nbsp;</p> Народ и Родина в лирике Н. А. Некрасова. 2012-03-18T13:53:47Z 2012-03-18T13:53:47Z /nekrasov-na/110-narod-i-rodina-v-lirike-nekrasova <p>Поэзия Николая Алексеевича Некрасова целиком и полностью посвящена России и русскому народу. Великий поэт развил и укрепил мотивы народности и гражданственности, продолжая традиции Пушкина. Всю свою жизнь Некрасов писал только о России, о ее великом и многострадальном народе.</p> <p>Тема Родины и тема народа в лирике Некрасова неразрывны. Поэт создает в своих стихотворениях страшные, но правдивые картины жизни простого человека на Руси. Народная Россия противопоставляется автором миру жестоких помещиков-крепостников и бездушных чиновников. Стихотворение &laquo;Родина&raquo; посвящено родным поэту волжский просторам. Но воспоминания Некрасова о своем детстве вызывают у поэта отвращение. Он рассказывает о жизни господ, проводивших время в пирах, разврате и издевательствах над крепостными. О несчастном простом народе Некрасов говорит так:</p> <p style="text-align: center;">... Где рой подавленных и трепетных рабов<br /> Завидовал житью последних барских псов.</p> <p>Название этого стихотворения подчеркивает, что такая жизнь была характерна для всей крепостнической России. В душе Некрасова сталкиваются любовь к Отчизне и ненависть к царящей в ней несправедливости. Примером этому может служить стихотворение &laquo;На Волге&raquo;. Поэт говорит о своей еще детской любви к великой русской реке, считает Волгу &laquo;колыбелью&raquo;. Некрасов никогда не расстался бы с Волгой,</p> <p style="text-align: center;">Когда б, о Волга! над тобой<br /> Не раздавался этот вой!</p> <p>Перед глазами поэта встает страшная картина, увиденная в детстве и оставшаяся в памяти на всю жизнь. Волжские бурлаки взволновали юную душу, заставили Некрасова забыть о красоте родных мест. Теперь он называет Волгу &laquo;рекою рабства и тоски&raquo;. Это одно из многих стихотворений, написанных на основе личных наблюдений Некрасова.</p> <p>Подобным образом было создано и знаменитое стихотворение &laquo;Размышления у парадного подъезда&raquo;. Деревенские просители у дома богатого сановника - это воплощение всего униженного и бесправного русского народа. Русскому мужику нигде нет защиты, он не может найти правды и справедливости. Автор прямо обвиняет владельцев &laquo;роскошных палат&raquo;. Вельможам нет дела до судьбы простых людей, и поэтому русскому народу приходится только стонать и терпеть. Некрасов показывает, что маленький эпизод, увиденный поэтом, является отражением происходящего в России:</p> <p style="text-align: center;">... Родная земля!<br /> Назови мне такую обитель,<br /> Я такого угла не видал.<br /> Где бы сеятель твой и хранитель.<br /> Где бы русский мужик не стонал?</p> <p>Поэт вновь вспоминает о Волге и стонущих на ее берегах бурлаках. Русская земля переполнена народным горем. Некрасова волнует, сумеет пи русский народ изменить свою жизнь, или ему суждено и дальше страдать и терпеть.</p> <p>Человек труда находится в рабском положении, он не получает счастья от своей работы. Эта мысль ярко звучит в стихотворении &laquo;Железная дорога&raquo;. Некрасов показывает истинных строителей железной дороги, которых согнал на строительство страшный царь-голод. Толпа мертвецов за окнами вагона заставляет проникнуться любовью и уважением к труженикам и ненавистью к угнетателям. Для поэта строители дороги - это его братья. Некрасов не скрывает своих чувств. Авторские симпатия и боль слышны в описании высокорослого больного белоруса. Поэт призывает:</p> <p style="text-align: center;">Благослови же роботу народную<br /> И научись мужика уважать.</p> <p>Это стихотворение пронизано авторской верой в великое будущее России и ее народа. Терпение и рабская покорность простого человека вызывают гнев Некрасова. Но автор убежден в том, что русский народ сумеет преодолеть все беды и горести, выстоит и победит о борьбе со своим несчастьем. Будущее России Некрасов называет прекрасной порой. Народная Русь проложит &laquo;широкую и ясную&raquo; дорогу к счастью.<br /> Великий русский поэт и гражданин Некрасов мог с полным правом сказать о себе: &laquo;Я лиру посвятил народу своему&raquo;.</p> <p>Патриотизм поэта, его любовь к простому народу проявляются в каждой строке стихотворений Некрасова. Его поэзия - пример служения России и русскому народу, которым автор посвятил всю свою жизнь, все силы своей благородной и честной души.<br /> &nbsp;</p> <p>Поэзия Николая Алексеевича Некрасова целиком и полностью посвящена России и русскому народу. Великий поэт развил и укрепил мотивы народности и гражданственности, продолжая традиции Пушкина. Всю свою жизнь Некрасов писал только о России, о ее великом и многострадальном народе.</p> <p>Тема Родины и тема народа в лирике Некрасова неразрывны. Поэт создает в своих стихотворениях страшные, но правдивые картины жизни простого человека на Руси. Народная Россия противопоставляется автором миру жестоких помещиков-крепостников и бездушных чиновников. Стихотворение &laquo;Родина&raquo; посвящено родным поэту волжский просторам. Но воспоминания Некрасова о своем детстве вызывают у поэта отвращение. Он рассказывает о жизни господ, проводивших время в пирах, разврате и издевательствах над крепостными. О несчастном простом народе Некрасов говорит так:</p> <p style="text-align: center;">... Где рой подавленных и трепетных рабов<br /> Завидовал житью последних барских псов.</p> <p>Название этого стихотворения подчеркивает, что такая жизнь была характерна для всей крепостнической России. В душе Некрасова сталкиваются любовь к Отчизне и ненависть к царящей в ней несправедливости. Примером этому может служить стихотворение &laquo;На Волге&raquo;. Поэт говорит о своей еще детской любви к великой русской реке, считает Волгу &laquo;колыбелью&raquo;. Некрасов никогда не расстался бы с Волгой,</p> <p style="text-align: center;">Когда б, о Волга! над тобой<br /> Не раздавался этот вой!</p> <p>Перед глазами поэта встает страшная картина, увиденная в детстве и оставшаяся в памяти на всю жизнь. Волжские бурлаки взволновали юную душу, заставили Некрасова забыть о красоте родных мест. Теперь он называет Волгу &laquo;рекою рабства и тоски&raquo;. Это одно из многих стихотворений, написанных на основе личных наблюдений Некрасова.</p> <p>Подобным образом было создано и знаменитое стихотворение &laquo;Размышления у парадного подъезда&raquo;. Деревенские просители у дома богатого сановника - это воплощение всего униженного и бесправного русского народа. Русскому мужику нигде нет защиты, он не может найти правды и справедливости. Автор прямо обвиняет владельцев &laquo;роскошных палат&raquo;. Вельможам нет дела до судьбы простых людей, и поэтому русскому народу приходится только стонать и терпеть. Некрасов показывает, что маленький эпизод, увиденный поэтом, является отражением происходящего в России:</p> <p style="text-align: center;">... Родная земля!<br /> Назови мне такую обитель,<br /> Я такого угла не видал.<br /> Где бы сеятель твой и хранитель.<br /> Где бы русский мужик не стонал?</p> <p>Поэт вновь вспоминает о Волге и стонущих на ее берегах бурлаках. Русская земля переполнена народным горем. Некрасова волнует, сумеет пи русский народ изменить свою жизнь, или ему суждено и дальше страдать и терпеть.</p> <p>Человек труда находится в рабском положении, он не получает счастья от своей работы. Эта мысль ярко звучит в стихотворении &laquo;Железная дорога&raquo;. Некрасов показывает истинных строителей железной дороги, которых согнал на строительство страшный царь-голод. Толпа мертвецов за окнами вагона заставляет проникнуться любовью и уважением к труженикам и ненавистью к угнетателям. Для поэта строители дороги - это его братья. Некрасов не скрывает своих чувств. Авторские симпатия и боль слышны в описании высокорослого больного белоруса. Поэт призывает:</p> <p style="text-align: center;">Благослови же роботу народную<br /> И научись мужика уважать.</p> <p>Это стихотворение пронизано авторской верой в великое будущее России и ее народа. Терпение и рабская покорность простого человека вызывают гнев Некрасова. Но автор убежден в том, что русский народ сумеет преодолеть все беды и горести, выстоит и победит о борьбе со своим несчастьем. Будущее России Некрасов называет прекрасной порой. Народная Русь проложит &laquo;широкую и ясную&raquo; дорогу к счастью.<br /> Великий русский поэт и гражданин Некрасов мог с полным правом сказать о себе: &laquo;Я лиру посвятил народу своему&raquo;.</p> <p>Патриотизм поэта, его любовь к простому народу проявляются в каждой строке стихотворений Некрасова. Его поэзия - пример служения России и русскому народу, которым автор посвятил всю свою жизнь, все силы своей благородной и честной души.<br /> &nbsp;</p> Гражданственность поэзии Н. А.Некрасова 2012-03-18T13:49:31Z 2012-03-18T13:49:31Z /nekrasov-na/109-grazhdanstvennost-poezii-nekrasova <p style="text-align: right;">Я лиру посвятил народу своему...<br /> Н. А. Некрасов</p> <p>В годы творческой молодости Некрасов находился под влиянием своего друга и учителя В. Г. Белинского его ближайшими соратниками были Н. Г. Чернышевский и Н. А Добролюбов. Русская действительность и близость к революционерам-демократам были той школой, которая сформировал Некрасова как мыслителя и поэта, в которой сложились его взгляды на сущность искусства, на место и роль в поэзии и жизни.<br /> Современники и идейные противники Некрасова- Фет, Майков и все те, кто защищал поэзию &laquo;чистого искусства&raquo;, &mdash; видели в поэте &laquo;жреца красоты&raquo;, который прорывается &laquo;к звездам, где пышно и светло&raquo;. Некрасов заявлял: &laquo;Нет науки для науки, нет искусства для искусства - все существует для общества, для облагорожения человека...&raquo;</p> <p>Некрасов видел, как тяжело жилось народу в суровых социальных условиях ого времени. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, каторжный труд бурлака - все эти стороны печальной русской действительности глубоко волновали поэта-патриота, угнетали его сознание гражданина:</p> <p style="text-align: center;">Зрелище бедствий народных<br /> Невыносимо, мой друг...</p> <p>В суровое время борьбы за освобождение крестьян муза Некрасова становится &laquo;музыкой мести и печали&raquo;. Так, в стихотворении &laquo;Вчерашний день, часу в шестом&raquo; поэт описывает случай избиения молодой женщины на Сенной площади.</p> <p style="text-align: center;">Ни звука из ее груди.<br /> Лишь бич свистал, играя...<br /> И Музе я сказал: &laquo;Гпяди!<br /> Сестра твоя родная!&raquo;</p> <p>Муза Некрасова была спутницей бедняков, рожденных для труда, страданья и оков. Она раскрывала бездны насилия и зла, звала на борьбу.<br /> Поэт в своем творчестве всегда обращался к народу, родине и революции, и стихи Некрасова -памятник борцам его эпохи за светлое будущее России. В творчестве поэта важнейшее место заняли произведения, посвященные Белинскому, Добролюбову. Чернышевскому. В поэме &laquo;Белинский&raquo;, стихотворениях &laquo;Памяти Добролюбова&raquo; и &laquo;Чернышевский&raquo; Некрасов в соответствии с требованиями своего времени запечатлел идеалы общественных деятелей. Поэт писал:</p> <p style="text-align: center;">Природа-мать! Когда б таких людей<br /> Ты иногда не посылала миру,<br /> Заглохла б нива жизни.</p> <p>Гражданственность поэта Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта и поэзии. Каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии? Эти вопросы всегда были предметом ожесточенных споров в русской и мировой литературе. В стихотворении &laquo;Поэт и гражданин&raquo; Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может и не должен быть равнодушен к горю и мукам &laquo;не имущих хлеба&raquo;, не имеет права уклоняться от борьбы за счастье народа:</p> <p style="text-align: center;">Иди в огонь за честь отчизны.<br /> За убежденность, за любовь...<br /> Иди и гибни безупречно</p> <p>Умрешь не даром: депо прочно. Когда под ним струится кровь. И действительно, через сердце поэта проходят боли народные&raquo;. <br /> Вот от &laquo;парадного подъезда&raquo; гонят &laquo;оборванную чернь&raquo;, вот на &laquo;несжатой полосе&raquo; плачет крестьянка от непосильного труда, вот разоренные голодные деревни, тройки, мчащиеся по бездорожью, вот бурлаки со стонами тянут баржу, вот Россия, где &laquo;рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов&raquo;. Некрасовская Россия - это поэтические размышления о судьбе народа.</p> <p>Мыслям, высказанным в стихотворении &laquo;Поэт и гражданин&raquo;, Некрасов оставался верен в течение всей своей жизни. В стихотворении &laquo;Элегия&raquo;, написанном в последние годы жизни, он подвод и т итог своему творчеству:</p> <p style="text-align: center;">Я пиру посвятил народу своему.<br /> Быть может, я умру, неведомый ему.<br /> Но я ему служил - и сердцем я спокоен.</p> <p>Для Некрасова общественные, социальные темы были настолько личными и &laquo;больными&raquo;, что он назвал элегией стихи, проникнутые свободолюбивым духом. Смысл некрасовского творчества прежде всего в борьбе за счастье народа. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым. Пушкиным и Лермонтовым. Она не переставала &laquo;глаголом жечь сердца людей&raquo;. Высокий гражданский пафос ее воспримут впоследствии Блок и. особенно. Маяковский, который совсем по-некрасовски скажет о себе: Я - народа водитель и одновременно - народный слуга. И как по-современному звучат слова Некрасова сегодня:&nbsp;</p> <p style="text-align: center;">Поэтом можешь ты не быть,<br /> Но гражданином быть обязан...<br /> А что такое гражданин?<br /> Отечества достойный сын.<br /> &nbsp;</p> <p style="text-align: right;">Я лиру посвятил народу своему...<br /> Н. А. Некрасов</p> <p>В годы творческой молодости Некрасов находился под влиянием своего друга и учителя В. Г. Белинского его ближайшими соратниками были Н. Г. Чернышевский и Н. А Добролюбов. Русская действительность и близость к революционерам-демократам были той школой, которая сформировал Некрасова как мыслителя и поэта, в которой сложились его взгляды на сущность искусства, на место и роль в поэзии и жизни.<br /> Современники и идейные противники Некрасова- Фет, Майков и все те, кто защищал поэзию &laquo;чистого искусства&raquo;, &mdash; видели в поэте &laquo;жреца красоты&raquo;, который прорывается &laquo;к звездам, где пышно и светло&raquo;. Некрасов заявлял: &laquo;Нет науки для науки, нет искусства для искусства - все существует для общества, для облагорожения человека...&raquo;</p> <p>Некрасов видел, как тяжело жилось народу в суровых социальных условиях ого времени. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, каторжный труд бурлака - все эти стороны печальной русской действительности глубоко волновали поэта-патриота, угнетали его сознание гражданина:</p> <p style="text-align: center;">Зрелище бедствий народных<br /> Невыносимо, мой друг...</p> <p>В суровое время борьбы за освобождение крестьян муза Некрасова становится &laquo;музыкой мести и печали&raquo;. Так, в стихотворении &laquo;Вчерашний день, часу в шестом&raquo; поэт описывает случай избиения молодой женщины на Сенной площади.</p> <p style="text-align: center;">Ни звука из ее груди.<br /> Лишь бич свистал, играя...<br /> И Музе я сказал: &laquo;Гпяди!<br /> Сестра твоя родная!&raquo;</p> <p>Муза Некрасова была спутницей бедняков, рожденных для труда, страданья и оков. Она раскрывала бездны насилия и зла, звала на борьбу.<br /> Поэт в своем творчестве всегда обращался к народу, родине и революции, и стихи Некрасова -памятник борцам его эпохи за светлое будущее России. В творчестве поэта важнейшее место заняли произведения, посвященные Белинскому, Добролюбову. Чернышевскому. В поэме &laquo;Белинский&raquo;, стихотворениях &laquo;Памяти Добролюбова&raquo; и &laquo;Чернышевский&raquo; Некрасов в соответствии с требованиями своего времени запечатлел идеалы общественных деятелей. Поэт писал:</p> <p style="text-align: center;">Природа-мать! Когда б таких людей<br /> Ты иногда не посылала миру,<br /> Заглохла б нива жизни.</p> <p>Гражданственность поэта Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта и поэзии. Каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии? Эти вопросы всегда были предметом ожесточенных споров в русской и мировой литературе. В стихотворении &laquo;Поэт и гражданин&raquo; Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может и не должен быть равнодушен к горю и мукам &laquo;не имущих хлеба&raquo;, не имеет права уклоняться от борьбы за счастье народа:</p> <p style="text-align: center;">Иди в огонь за честь отчизны.<br /> За убежденность, за любовь...<br /> Иди и гибни безупречно</p> <p>Умрешь не даром: депо прочно. Когда под ним струится кровь. И действительно, через сердце поэта проходят боли народные&raquo;. <br /> Вот от &laquo;парадного подъезда&raquo; гонят &laquo;оборванную чернь&raquo;, вот на &laquo;несжатой полосе&raquo; плачет крестьянка от непосильного труда, вот разоренные голодные деревни, тройки, мчащиеся по бездорожью, вот бурлаки со стонами тянут баржу, вот Россия, где &laquo;рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов&raquo;. Некрасовская Россия - это поэтические размышления о судьбе народа.</p> <p>Мыслям, высказанным в стихотворении &laquo;Поэт и гражданин&raquo;, Некрасов оставался верен в течение всей своей жизни. В стихотворении &laquo;Элегия&raquo;, написанном в последние годы жизни, он подвод и т итог своему творчеству:</p> <p style="text-align: center;">Я пиру посвятил народу своему.<br /> Быть может, я умру, неведомый ему.<br /> Но я ему служил - и сердцем я спокоен.</p> <p>Для Некрасова общественные, социальные темы были настолько личными и &laquo;больными&raquo;, что он назвал элегией стихи, проникнутые свободолюбивым духом. Смысл некрасовского творчества прежде всего в борьбе за счастье народа. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым. Пушкиным и Лермонтовым. Она не переставала &laquo;глаголом жечь сердца людей&raquo;. Высокий гражданский пафос ее воспримут впоследствии Блок и. особенно. Маяковский, который совсем по-некрасовски скажет о себе: Я - народа водитель и одновременно - народный слуга. И как по-современному звучат слова Некрасова сегодня:&nbsp;</p> <p style="text-align: center;">Поэтом можешь ты не быть,<br /> Но гражданином быть обязан...<br /> А что такое гражданин?<br /> Отечества достойный сын.<br /> &nbsp;</p> Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова 2012-03-18T13:46:02Z 2012-03-18T13:46:02Z /nekrasov-na/108-tema-poeta-i-poezii-v-lirike-nekrasova <p style="text-align: center;">Я лиру посвятил народу своему.<br /> Быть может, я умру, неведомый ему,<br /> Но я ему служил, и сердцем я спокоен.</p> <p>Николай Алексеевич Некрасов, наверное, самый &laquo;народный&raquo; поэт из всей плеяды удивительных мастеров XIX века. В своем творчестве автор пытался искренне и честно осветить насущные проблемы современности, волновавшие умы как простых людей, так и передовых и прогрессивных представителей эпохи. Вопрос о назначении поэта и поэзии в обществе стал для Некрасова одним из самых актуальных. Его он попытался осветить в своей лирике.</p> <p>В стихотворении &laquo;Блажен незлобливый поэт...&raquo;, написанном в 1852 году в дань смерти Гоголя, автор осуждает тех поэтов, которые фальшью и неискренностью зарабатывают авторитет у толпы. Поэзия, не затрагивающая злободневных проблем современности, по мнению Некрасова, есть проявление &laquo;спокойного искусства&raquo;. Безусловно, такой поэт может найти &laquo;сочувствие в толпе&raquo;, а современники ему при жизни памятник готовят&raquo;:</p> <p style="text-align: center;">Ему сочувствие в толпе.<br /> Как ропот волн, ласкает ухо;<br /> Он чужд сомнениям в себе -<br /> Сей пытки творческого духа.</p> <p>Гораздо ближе и понятнее Некрасову те поэты, которые обличают толпу, проповедуют любовь &laquo;враждебным словом отрицанья&raquo; и проходят свой тернистый жизненный путь со &laquo;своей карающею лирой&raquo;. Автор считает, что признание к настоящему художнику приходит только после его смерти:&nbsp;</p> <p style="text-align: center;">Со всех сторон его клянут,<br /> И, только труп его увидя,<br /> Как много сделал он, поймут,<br /> И как любил он - ненавидя!</p> <p>В стихотворении &laquo;Элегия&raquo;, посвященном А. Н. Ермакову, автор отмечает, что истинная поэзия должна служить народу. Весь свой талант, все свои мыс-пи и чувства творец обязан предоставлять тем, ради кого истинное искусство и существует. Когда бедствует народ, несчастны люди, поэт как истинный выразитель народной мысли должен страдать вместе с ним:</p> <p style="text-align: center;">Пускай нам говорит изменчивая мода.<br /> Что тема старая - &laquo;страдания народа&raquo;.<br /> И что поэзия забыть ее должна.<br /> Не верьте, юноши! Не старится она.<br /> О, если бы ее могли состарить годы!</p> <p>По мнению Некрасова, поэт должен постоянно &laquo;толпе напоминать, что бедствует народ&raquo; и &laquo;к народу возбуждать вниманье сильных мира&raquo;. Автор ни на мгновение не сомневается, что рано или поздно наступит время, когда те, кто находится у власти, будут прислушиваться к тому, что говорят простые люди, какими проблемами они живут, о чём думают и мечтают:</p> <p style="text-align: center;">И слезы сладкие я пролил, а умиленье:<br /> Довольно ликовать в наивном увлеченье,<br /> Шепнула муза мне, - &laquo;пора идти вперед:<br /> Народ освобожден, но счастлив ли народ?&raquo;</p> <p>Стихотворение &laquo;О Муза! Я у двери гроба!&raquo;, написанное автором за год до смерти, является своего рода подведением жизненных итогов. В нем поэт говорит, что всегда творил только для народа, поэтому ему не страшна &laquo;людская злоба&raquo;, пока его не покидает муза:</p> <p style="text-align: center;">Не плачь! Завиден жребий наш.<br /> Не надругаются над нами:<br /> Меж мной и честными сердцами<br /> Порваться долго ты не дашь<br /> Живому, кровному союзу.</p> <p>Творческое наследие Некрасова велико. В течение всей жизни этот автор отстаивал интересы народа, что нашло отражение во многих лирических произведениях, в том числе касающихся проблемы поэта и поэзии в обществе. Несомненно, этот автор стал достойным продолжателем традиций русской литературы, заложенных мастерами предыдущей эпохи - такими как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов. Но даже определяя Некрасова в один ряд с гениями русской культуры, хочется отметить, что тема простого народа, проблема поэта, являющегося частью этого народа, в творчестве данного автора отражена, на мой взгляд, гораздо более полно и остается актуальной и в наши дни.<br /> &nbsp;</p> <p style="text-align: center;">Я лиру посвятил народу своему.<br /> Быть может, я умру, неведомый ему,<br /> Но я ему служил, и сердцем я спокоен.</p> <p>Николай Алексеевич Некрасов, наверное, самый &laquo;народный&raquo; поэт из всей плеяды удивительных мастеров XIX века. В своем творчестве автор пытался искренне и честно осветить насущные проблемы современности, волновавшие умы как простых людей, так и передовых и прогрессивных представителей эпохи. Вопрос о назначении поэта и поэзии в обществе стал для Некрасова одним из самых актуальных. Его он попытался осветить в своей лирике.</p> <p>В стихотворении &laquo;Блажен незлобливый поэт...&raquo;, написанном в 1852 году в дань смерти Гоголя, автор осуждает тех поэтов, которые фальшью и неискренностью зарабатывают авторитет у толпы. Поэзия, не затрагивающая злободневных проблем современности, по мнению Некрасова, есть проявление &laquo;спокойного искусства&raquo;. Безусловно, такой поэт может найти &laquo;сочувствие в толпе&raquo;, а современники ему при жизни памятник готовят&raquo;:</p> <p style="text-align: center;">Ему сочувствие в толпе.<br /> Как ропот волн, ласкает ухо;<br /> Он чужд сомнениям в себе -<br /> Сей пытки творческого духа.</p> <p>Гораздо ближе и понятнее Некрасову те поэты, которые обличают толпу, проповедуют любовь &laquo;враждебным словом отрицанья&raquo; и проходят свой тернистый жизненный путь со &laquo;своей карающею лирой&raquo;. Автор считает, что признание к настоящему художнику приходит только после его смерти:&nbsp;</p> <p style="text-align: center;">Со всех сторон его клянут,<br /> И, только труп его увидя,<br /> Как много сделал он, поймут,<br /> И как любил он - ненавидя!</p> <p>В стихотворении &laquo;Элегия&raquo;, посвященном А. Н. Ермакову, автор отмечает, что истинная поэзия должна служить народу. Весь свой талант, все свои мыс-пи и чувства творец обязан предоставлять тем, ради кого истинное искусство и существует. Когда бедствует народ, несчастны люди, поэт как истинный выразитель народной мысли должен страдать вместе с ним:</p> <p style="text-align: center;">Пускай нам говорит изменчивая мода.<br /> Что тема старая - &laquo;страдания народа&raquo;.<br /> И что поэзия забыть ее должна.<br /> Не верьте, юноши! Не старится она.<br /> О, если бы ее могли состарить годы!</p> <p>По мнению Некрасова, поэт должен постоянно &laquo;толпе напоминать, что бедствует народ&raquo; и &laquo;к народу возбуждать вниманье сильных мира&raquo;. Автор ни на мгновение не сомневается, что рано или поздно наступит время, когда те, кто находится у власти, будут прислушиваться к тому, что говорят простые люди, какими проблемами они живут, о чём думают и мечтают:</p> <p style="text-align: center;">И слезы сладкие я пролил, а умиленье:<br /> Довольно ликовать в наивном увлеченье,<br /> Шепнула муза мне, - &laquo;пора идти вперед:<br /> Народ освобожден, но счастлив ли народ?&raquo;</p> <p>Стихотворение &laquo;О Муза! Я у двери гроба!&raquo;, написанное автором за год до смерти, является своего рода подведением жизненных итогов. В нем поэт говорит, что всегда творил только для народа, поэтому ему не страшна &laquo;людская злоба&raquo;, пока его не покидает муза:</p> <p style="text-align: center;">Не плачь! Завиден жребий наш.<br /> Не надругаются над нами:<br /> Меж мной и честными сердцами<br /> Порваться долго ты не дашь<br /> Живому, кровному союзу.</p> <p>Творческое наследие Некрасова велико. В течение всей жизни этот автор отстаивал интересы народа, что нашло отражение во многих лирических произведениях, в том числе касающихся проблемы поэта и поэзии в обществе. Несомненно, этот автор стал достойным продолжателем традиций русской литературы, заложенных мастерами предыдущей эпохи - такими как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов. Но даже определяя Некрасова в один ряд с гениями русской культуры, хочется отметить, что тема простого народа, проблема поэта, являющегося частью этого народа, в творчестве данного автора отражена, на мой взгляд, гораздо более полно и остается актуальной и в наши дни.<br /> &nbsp;</p> Темы и образы лирики Н. А Некрасова 2012-03-18T13:28:15Z 2012-03-18T13:28:15Z /nekrasov-na/107-temy-i-obrazy-liriki-nekrasova <p>Лирика Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических разночинных кругов, пережившего тяжелые противоречия периода распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.</p> <p>Лирические стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.</p> <p>Осмысливая свое творчество, дискутируя с апологетами чистого искусства. Некрасов неоднократно выступал с поэтическими декларациями, в которых подчеркивал демократический и революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема которого стала лейтмотивом всего его творчества. В этом стихотворении образ Музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.</p> <p style="text-align: center;">Вчерашний день, часу в шестом<br /> Зашел я на Сенную,<br /> Там били женщину кнутом,<br /> Крестьянку молодую.<br /> Ни звука из ее груди.<br /> Лишь бич свистал, играя...<br /> И Музе я сказал: &laquo;Гпяди!<br /> Сестра твоя родная!&raquo;</p> <p>Поэзии Некрасова чужды условность, отвлеченность. Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а е образе страдающей крестьянской женщины подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.</p> <p>Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в другом, более позднем стихотворении &laquo;Поэт и гражданин&raquo;, ставшем поэтическим манифестом нового, демократического направления в литературе. В этом программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта - гражданина, общественного деятеля:</p> <p style="text-align: center;">Иди в огонь за честь Отчизны,<br /> За убежденье, за любовь...<br /> Иди и гибни безупречно -<br /> Умрешь недаром: дело прочно,<br /> Когда под ним струится кровь...</p> <p>Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии:</p> <p style="text-align: center;">Поэтом можешь ты не быть.<br /> Но гражданином быть обязан.</p> <p>Некрасов не отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким и гуманным задачам. Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве.</p> <p>Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.</p> <p>Лирическим пафосом и сатирическим бичеванием проникнуто одно из наиболее известных его стихотворений - &laquo;Размышления у парадного подъезда&raquo;, резко разоблачающее самодержавно-крепостнический режим.</p> <p>Владельцу роскошных палат, считавшему &laquo;жизнью завидной волокитство, обжорство, игру&raquo;, поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой изобразительной силой поэт наглядно показывает примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России:</p> <p style="text-align: center;">И пошли они солнцем палимы.<br /> Повторяя: &laquo;Суди его Бог!&raquo;<br /> Разводя безнадежно руками.<br /> И покуда я видеть их мог.<br /> С непокрытыми шли головами.</p> <p>Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущим. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: &laquo;Ты проснешься ль исполненный сил?&raquo;</p> <p>Безжалостные правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов &laquo;На улице&raquo;.<br /> Простая будничная сценка, будничная &laquo;физиология&raquo; столицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты - все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма.</p> <p>Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении &laquo;Еду ли ночью по улице темной* поэт рисует типичную картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простои русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека.</p> <p>Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл. В стихотворении &laquo;Памяти Добролюбова&raquo;, одном из лучших в этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию:</p> <p style="text-align: center;">Суров ты был, ты в молодые годы<br /> Умел рассудку страсти подчинять.<br /> Учил ты жить для славы, для свободы.<br /> Но болев, учил ты умирать.</p> <p>Духовную чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов раскрывает в следующих строках:</p> <p style="text-align: center;">Сознательно мирские наслажденья<br /> Ты отвергал, ты чистоту хранил...<br /> Как женщину, ты родину любил...</p> <p>Дабы передать духовное величие Добролюбова, поэт обращается к возвышенно-одическому стилю. Это стихотворение - поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.</p> <p>Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.</p> <p>Это лирика жизни, лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность. Центральное место в ней - народ в своем стремлении к счастью, красоте, справедливости. Это стремление у Некрасова; приобретает конкретный, социальный характер.<br /> &nbsp;</p> <p>Лирика Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических разночинных кругов, пережившего тяжелые противоречия периода распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.</p> <p>Лирические стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.</p> <p>Осмысливая свое творчество, дискутируя с апологетами чистого искусства. Некрасов неоднократно выступал с поэтическими декларациями, в которых подчеркивал демократический и революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема которого стала лейтмотивом всего его творчества. В этом стихотворении образ Музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.</p> <p style="text-align: center;">Вчерашний день, часу в шестом<br /> Зашел я на Сенную,<br /> Там били женщину кнутом,<br /> Крестьянку молодую.<br /> Ни звука из ее груди.<br /> Лишь бич свистал, играя...<br /> И Музе я сказал: &laquo;Гпяди!<br /> Сестра твоя родная!&raquo;</p> <p>Поэзии Некрасова чужды условность, отвлеченность. Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а е образе страдающей крестьянской женщины подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.</p> <p>Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в другом, более позднем стихотворении &laquo;Поэт и гражданин&raquo;, ставшем поэтическим манифестом нового, демократического направления в литературе. В этом программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта - гражданина, общественного деятеля:</p> <p style="text-align: center;">Иди в огонь за честь Отчизны,<br /> За убежденье, за любовь...<br /> Иди и гибни безупречно -<br /> Умрешь недаром: дело прочно,<br /> Когда под ним струится кровь...</p> <p>Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии:</p> <p style="text-align: center;">Поэтом можешь ты не быть.<br /> Но гражданином быть обязан.</p> <p>Некрасов не отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким и гуманным задачам. Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве.</p> <p>Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.</p> <p>Лирическим пафосом и сатирическим бичеванием проникнуто одно из наиболее известных его стихотворений - &laquo;Размышления у парадного подъезда&raquo;, резко разоблачающее самодержавно-крепостнический режим.</p> <p>Владельцу роскошных палат, считавшему &laquo;жизнью завидной волокитство, обжорство, игру&raquo;, поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой изобразительной силой поэт наглядно показывает примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России:</p> <p style="text-align: center;">И пошли они солнцем палимы.<br /> Повторяя: &laquo;Суди его Бог!&raquo;<br /> Разводя безнадежно руками.<br /> И покуда я видеть их мог.<br /> С непокрытыми шли головами.</p> <p>Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущим. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: &laquo;Ты проснешься ль исполненный сил?&raquo;</p> <p>Безжалостные правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов &laquo;На улице&raquo;.<br /> Простая будничная сценка, будничная &laquo;физиология&raquo; столицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты - все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма.</p> <p>Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении &laquo;Еду ли ночью по улице темной* поэт рисует типичную картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простои русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека.</p> <p>Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл. В стихотворении &laquo;Памяти Добролюбова&raquo;, одном из лучших в этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию:</p> <p style="text-align: center;">Суров ты был, ты в молодые годы<br /> Умел рассудку страсти подчинять.<br /> Учил ты жить для славы, для свободы.<br /> Но болев, учил ты умирать.</p> <p>Духовную чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов раскрывает в следующих строках:</p> <p style="text-align: center;">Сознательно мирские наслажденья<br /> Ты отвергал, ты чистоту хранил...<br /> Как женщину, ты родину любил...</p> <p>Дабы передать духовное величие Добролюбова, поэт обращается к возвышенно-одическому стилю. Это стихотворение - поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.</p> <p>Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.</p> <p>Это лирика жизни, лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность. Центральное место в ней - народ в своем стремлении к счастью, красоте, справедливости. Это стремление у Некрасова; приобретает конкретный, социальный характер.<br /> &nbsp;</p>