Жуковский сочинения, шпоргалки /gukovskiy/2 Thu, 21 Mar 2019 06:53:52 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Основные мотивы лирики Жуковского /gukovskiy/2-2010-03-16-20-33-05/3-2010-03-16-20-34-43 Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Василий Андреевич Жуковский начинал литературную деятельность в эпоху борьбы двух литературных направлений: классицизма и сентиментализма. В его ранних стихах нашли отражение и отдельные элементы классицизма, но, безусловно, в них преобладали черты сентиментализма. Однако в русскую литературу он вошел, по определению В. Г. Белинского, как «литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма».

Излюбленным жанром В. А. Жуковского многие годы была элегия. За элегией в мировой литературе к этому времени закрепляется выражение грусти, скорби, сумрака души. Это вполне соответствовало душевному состоянию автора (который в молодости был отвергнут окружением, потому что он - внебрачный сын). В период сентиментализма поэт выступает в качестве активного просветителя. Отдавая дань традиционной теме поэта и поэзии, он в стихотворении «К поэзии» призывает поэта обличать «жестоких и развратных», которые дерзают «величать себя полубогами», унижающих и оскорбляющих «невинность, добродетель, честь», способствовать счастью «бедных тружеников». Поэзия должна воспитывать и просвещать людей, «тернистую стезю цветами усыпать». Любовь человека к мудрости и добру, его нравственные достоинства, светлые чувства - вот истинные ценности для В. А. Жуковского. Именно Жуковский провозглашает в русской поэзии культ чувства. Потому не случайно критики назвали его певцом «чувства и сердечного воображения». Известным поэта сделала элегия «Сельское кладбище», которая представляет собой вольный перевод стихотворения Томаса Грея. Однако произведение это - оригинальное, важное для русского сентиментализма в целом. Основная тема «Сельского кладбища» - взаимоотношение человека с окружающим его миром, смысл существования. Поэт размышляет о себе, о жизни и смерти, о судьбах людей. Симпатии автора на стороне людей, чьим потом «кропилась земля», которые угасают в неведении, потому что «их рок обременил убожества цепями, их гений строгою нуждою умерщвлен». Это стихотворение полностью сосредоточено на внутреннем мире человека, движениях души поэта-мечтателя.

В элегии «Вечер» продолжается та же тема. Поэт утверждает, что лучшее в быстротечной жизни - дружба, любовь, красота природы. Однако в «Вечере» усиливается пессимистическое звучание. Кроме того, автор использует более разнообразные изобразительные средства, например анафору, инверсию: «Последний луч зари на башнях умирает, Последняя в реке блестящая струя». Строй фразы музыкален, пластичен. И не случайно П. И. Чайковский включил романс на слова этой элегии в оперу «Евгений Онегин».

В творчестве В. А. Жуковского постепенно углубляются раздумья о назначении человека, о сущности Вселенной, при этом преобладающими чувствами становятся недовольство действительностью, меланхолия. В одной из своих статей поэт писал, что меланхолия - «грустное чувство, объемлющее душу при виде изменяемости и неверности благ житейских, чувство и предчувствие утраты, невозвратимой и неизбежной». Именно такое восприятие мира и обусловило возникновение образа разочарованного в жизни, страдающего поэта. В. А. Жуковский считает, что в своих несчастьях виноваты сами люди, их нравственное несовершенство, и земная жизнь - непрерывное стремление к идеалу, воплощение высшей божественной справедливости. Поэт остается, верен своим взглядам на роль искусства, е частности поэзии. Он утверждает, что «поэзия есть добродетель», а литература «должна иметь влияние на жизнь всего народа». В романтический период творчества В. А. Жуковский предпочитает всем другим жанрам балладу. С 1805 по 1833 год он создает 39 таких произведений. Особенно интересны баллады «Людмила», «Светлана» и «Ленора». Своеобразие их в том, что все три баллады написаны практически  на один и тот же сюжет. В основе их  баллада немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора».

«Светлана» - не только самое известное, но и самое светлое и радостное произведение В. Жуковского. Баллада связана с русскими поверьями, обычаями, фольклором. Здесь и крещенские гадания, и под блюдные песни («Кузнец, скуй мне злат и нов венец...»), и выражения, присущие народным песням («красен свет», «радость, свет моих очей», «ворота тесова» и т. д.). Современники недаром называли поэта «певцом Светланы», так как ему удалось в этой балладе впервые создать образ именно русской девушки, передать ее нравственную чистоту, цельность и простодушие, величайшие движения ее души. Героиня то молчали во-грустна, тоскует по исчезнувшему жениху, то замирает от страха во время гадания, ужасается страшному мистическому сну. Как и в большинстве произведений В. А. Жуковского, в «Светлане» говорится о победе любви над смертью, но основная идея баллады передается в следующих строках:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Радостен и финал произведения. Светлана, пробудившись от кошмара, слышит, как «вдали пустой гремит колокольчик звонкий», и вскоре «статный гость к крыльцу идет: Кто? Жених Светланы». Автор завершает балладу пожеланием героине: «Будь вся  жизнь ее светла, будь веселость, как была, дней ее подруга».

«Ленора», написана в 1829 году, представляет собой точный перевод произведения Г. Бюргера. В. А. Жуковский - создатель интимной лирики. Автор  психологически верно передает оттенки переживаний, эмоционально рисует пейзаж, окутывая при этом все дымкой мечтательности и таинственности. Воспевая дружбу как «святой союз», В. А. Жуковский все же ставит превыше всего любовь, в которой «жизни цвет хранится». Для автора любимая - «жизни сладость», вечный «незримый спутник», а любовь, возвышенная, не признающая никаких преград, взаимная, небесное блаженство. Но это счастье часто прерывается или жизненными невзгодами, или потерей любимой, или разлукой. Гораздо чаще у поэта речь идет о любви безответной, о «стонах растерзанного сердца» по не сбывшемуся. Но и в этом есть утешение, надежда и красота. Природа для В.А.Жуковского - отражение души человеческой, переживаний лирического героя. Явления природы причудливо изменчивы, преходящи, мимолетны, но и в этом проявляются дыхание вечно го и непостижимого, замысел творца. Можно вспомнить, например, стихотворения «Листок», «Утренняя звезда», «Цветы» и другие. Хотя поэт, «вихрем бедствия гонимый», и искал поддержку в «провиденье», но он не был чужд ни гражданственности, ни патриотизма. Подъем этих чувств, естественно, приходится, на годы войны 1812 года. Наиболее известным является стихотворение «Певец во стане русских воинов». В нем хвала мужеству и доблести русского народа, уверенность в победе над иноземными захватчиками, пламенная любовь к Отчизне. Строки афористичны: «Мы сёла - в пепел; грады - в прах; в мечи - серпы и плуги», «за гибель - гибель, брань - за брань». Поэт обращается и к средствам фольклора, чтобы создать образы героев-полководцев. Например, о  Платове говорится так: «Орлом низмишь по облакам, по полю волком рыщешь». После этого гимна, по словам В. Г. Белинского, и «узнала вся Россия своего великого поэта».

Жуковскому удалось обогатить строй и язык русского стиха, его поэзия - период не только в литературе, но и в «нравственном развитии нашего общества», как отмечал В. Г Белинский. Мне кажется, что А. С. Пушкин прекрасно определил особенности творчества В. А. Жуковского, о котором он сказал: (   «Его стихов пронзительная сладость».

]]>
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Tue, 16 Mar 2010 20:33:35 +0000