Обломов и обломовщина.
Роман И.А.Гончарова «Обломов» появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность, а борьба передовых слоев русского общества становилась все более энергичной и непримиримой.
По своему жанру «Обломов» - это роман социально-психологический, дающий широкое обобщение в понятии «обломовщина», изображающий губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность.
Образ Обломова - это величайшее художественное обобщение мировой литературы, воплощающее в себе типические черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Одна из заслуг Гончарова состоит в том, что он раскрывает социально-исторические причины возникновения такого характера, как Обломов. Поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его героя.
В главе «Сон Обломова» писатель с изумительной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дворянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. Писатель рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину «мирного уголка»: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». «Ни страшных бурь, ни разрешений не слыхать в том краю». «Жизнь, как покойная река, текла мимо них». Такая жизнь порождала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и примитивность психологии. Гончаров не раз указывает, что в жизни обломовцев важнейшее место занимали еда и сон. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота е Обломовке». Этой заботе был подчинен весь строй жизни. Свои примитивные потребности обломовцы удовлетворяли при помощи подневольного труда крепостных, что вызывало в них паразитическое отношение к жизни и отвращение к труду. Паразитизм, душевная к физическая лень, полная умственная бездеятельность - вот черты, характеризующие обитателей Обломовки.
Обломовская жизнь оказывает губительное воздействие на формирование человеческой личности. Писатель рисует образ живого; любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него среды и обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосходства над другими. Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения не получить чинов, крестов и денег, и скрипя сердцем учили Илюшу у немца Штольца. Позже Обломов изучал науки в столичном учебном заведении, потом служил, но при первом же затруднении оставил службу. Стремясь только к покою, Обломов к 32 годам превратился в «байбака», в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем «голубиную кротость». Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине.
Все эти замыслы остались лишь словами. Обломов привык к тому, чтобы за него действовали другие. И потому вся жизнь его представляет собой постепенное угасание в нем ценных человеческих качеств. Он сам сознает это и говорит Штольцу: «...жизнь моя началась с погасания... С первой минуты, когда я сознавал себя, я почувствовал, что я уже гасну». Для того, чтобы еще больше подчеркнуть сипу инерции в свеем герое, Гончаров показывает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вернуть его к действенному существованию. Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою. Даже Ольга Ильинская не может возродить Обломова и вернуть к жизни. Любовь Ольги захватила и приподняла его, но очень ненадолго. Лень, боязнь хлопот и дел, связанных с женитьбой, оказываются сильнее любви, толкают его к разрыву и навсегда ввергают в полусонный быт пшеницынского дома, который он и сам называет ямой.
Душевная драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором». Обломов понимает причины своей духовной гибели, и когда Ольга спросила его: «Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» - «Есть, - сказал он чуть слышно...- обломовщина!»
В образе Обломова Гончарову удалось создать типическое обобщение характера, порожденного крепостнической действительностью. Классовыми корнями ему служит русское барство с его паразитизмом; оно тесно связано с крепостными слугами, с теми «тремястами Захаров», что своим трудом давали возможность Обломову пролежать всю жизнь на диване. В образе крепостного слуги Захара писатель показывает другую сторону «обломовщины» - губительное действие крепостничества на человека, лишенного свободы. Обломовщина воспитала у Захара рабскую психологию. Жизнь ввергла его а умственное убожество и в то же время развила в нем лень и косность. Илья Ильич был прав, думая о своем слуге: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам».
Показывая жизненную несостоятельность Обломова, Гончаров противопоставляет ему умного и деятельного Андрея Штольца, Ольгу Ильинскую с ее независимой сильной и решительной натурой.
Но ни Штольц, ни Ольга не смогли возродить Обломова к жизни. Именно его имя тесно связано с понятием «обломовщина». Н.А.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал блестящий и до сих пор непревзойдённый анализ романа. Он отмечает, что общественное значение романа «Обломов» заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан «современный русский тип» и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности. «Слово это - обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психологический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порождает в нем нравственное рабство: «...гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается». Обломовы- это все те, у кого слово расходится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.
Добролюбов расширил понятие «обломовщины». Это социально-психологическое явление не исчезает с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее - инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство - продолжают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инертное нечто, в жалких неудачников. Обломовы не исчезли и в конце XX века. Жива она и в наши дни.