Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

«Обломов» И. А. Гончарова продолжает традиции реалистического социально-бытового романа. В нем нашли яркое воплощение такие черты, как создание типичных образов, воплощающих черты определенных социальных групп в конкретную историческую эпоху, достоверность и объективность изображения действительности. Но это произведение и специфично, что обусловлено своеобразием авторской манеры. И. А. Гончаров считал, что типичный образ «слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц», поэтому отличительными чертами творчества данного автора, в полной мере проявившимися в романе «Обломов», являются объективное воссоздание повседневной жизни, неторопливое и подробное описание быта.

Роман был далеко не однозначно воспринят критикой. Наиболее показателен анализ этого произведения в статье Н. А. Добролюбова «Что же такое обломовщина?». Критик попытался свести многоплановый роман Гончарова всего лишь к отражению данного социального явления.

Однако и произведение в целом, и образ главного героя гораздо шире одного этого понятия. Илья Ильич Обломов, по описанию автора, «был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица...». Основным качеством его натуры была мягкость, «которая была основным выражением но только лица, а всей души». Истоки характера героя следует искать в его детстве, в том укладе жизни, который определил его воспитание. Далеко не случайно одно из центральных мест в романе занимает глава «Сон Обломова». Герой вспоминает свою жизнь в родном имении. Прекрасная, мягкая, веселая природа Средней полосы, «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю...». Те же качества характерны и для жителей: «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю». Всё вокруг «дышало первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью». Такова была обстановка, в которой рос Илья Обломов. Он сложился как натура поэтическая, мечтательная, мягкая. Но отнюдь не склонная к активной деятельности. В первые годы жизни в Петербурге Илья Ильич Обломов пытался служить, но жизнь для него «разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья». В конце концов Обломов подает в отставку, постепенно перестает бывать и в обществе, «он всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире». Почти все дни этот персонаж проводит лёжа на диване, ничего не делая, да и почти ни о чем не думая. Однако Обломова довольно часто посещают гости: Волков, литератор Пенкин, Михей Тарантьев, Алексеев и другие. Вероятно, эти эпизодические герои понадобились автору для того, чтобы продемонстрировать различные варианты так называемой деятельной жизни, а также показать способность Ильи Ильича ясно и точно оценивать людей. Так, слушая рассказы Волкова о светских развлечениях, Обломова думает: «И это жизнь!.. Где же тут человек?» Судьбинский вызывает в нем искреннее недоумение. По мнению главного героя, тот «и слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А будет со временем ворочать делами и чинов нахватает». Искренне любил Илья Ильич только Андрея Ивановича Штольца, верил ему, под его влиянием пробуждался от вечной дрёмы. Для Обломова необходимость любого действия ужасна, является причиной тяжелых мучений. Так, он практически заболевает от необходимости принять решение о переезде на другую квартиру. В то же время этому человеку свойственны и минуты, по словам автора, «ясные», когда он осознает «свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил», когда ему кажется, «будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования». Лишь однажды чувство искренней глубокой любви к Ольге Ильинской, казалось, пробудило главного героя романа к жизни. Но и в этом случае Обломов не может окончательно преодолеть инерцию своего привычного существования. Показательно, что именно Илья Ильич Обломов находит ответ на вопрос Ольги о том, что же «сгубило его», он сам называет это зло: «обломовщина». Как мне кажется, И. А. Гончарову удалось убедительно: показать, что «обломовщина» - черта натуры, свойственная не только главному герою произведения. Она присуща в определенной степени практически всем персонажам. Ведь если жизнь движется по раз и навсегда определенному пути, если человек не стремится к развитию своих сил и способностей, то-это и есть обломовщина, только принимающая самые разнообразные обличия. Можно сказать, что в этом смысле и внешне деятельная, просвещенная и культурная жизнь Андрея Штольца также поражена этим недугом.

Критики не раз отмечали, что И. А. Гончаров хотел, чтобы читатели любили Штольца, а сам любил Обломова. И это во многом справедливо, потому что Илья Ильич смог сохранить «честное, верное сердце». По словам Штольца, это «хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; это перлы в толпе!». Вероятно, именно эти качества делают Обломова не только олицетворением вполне конкретного социального зла, но и поистине одним из самых ярких и светлых образов в русской классической литературе, служит залогом долгой жизни романа И. А. Гончарова.