Гончаров сочинения, шпоргалки /iagoncharov/14 Thu, 21 Mar 2019 06:53:51 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» /iagoncharov/14-oblomov/75-ytfop Критики отмечают, что И. А. Гончаров- «художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей ценности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией...» Думается, что это высказывание вполне справедливо и для всей системы образов в романе «Обломов», и для женских образов в частности. Особенно интересны Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна, Эти женщины сыграли значительную роль в жизни главного героя произведения. Можно сказать, что они воплощают в себе два идеала, два представления о женщине.

Ольга - это то светлое, радостное, что было в жизни Ильи Ильича Обломова. Без нее, без ее драмы читатели не могли бы понять героя. Ильинская - натура необыкновенно глубокая, тонкая. Именно Ольга смогла увидеть прекрасные качества Обломова, осознать, что он «озаряется через любовь». Отнюдь не случайно образ Ольги Ильинской привлекал внимание критиков. Так, Н. А. Добролюбов подчеркивал, что «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни».

Ильинская не только ясный, светлый, чуткий человек, но и чрезвычайно цельная натура, поражающая гармонией «сердца и воли». На протяжении всего произведения она верна себе. Познакомившись с Обломовым, полюбив его, Ольга искренне старается изменить его существование, пробудить его к жизни. Героиня весьма своеобразна, мнения людей о ней иногда диаметрально противоположны. То что одним кажется достоинством, другие считают чуть ли не недостатком. Так, Андрей Штольц «говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя и бессознательно, шла простым, природным путем жизни. Ни жеманства, ни кокетства, ... ни умысла!» А чуть позже автор отмечает, что некоторые считали ее простой, недалекой, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудреные сентенции о жизни, ... ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе...» Вероятно, именно эти качества привлекли Илью Ильича к Ольге. Под ее влиянием он оживает, даже способен совершать поступки, которые для него - почти подвиг. Обломов уже не лежит после обеда, выезжает с Ольгой в театр, обсуждает с ней книги. Но чем ближе решающий момент, тем менее способен на него герой. Он отказывается от ее любви во имя ее же счастья. Ольга соединяет свою судьбу с Андреем Штольцем. Именно отношение к Ильинской показывает, насколько различны Илья Обломов и Штольц. Если Обломов уверен, что она та любящая женщина, которая способна создать безмятежную жизнь, то Штольц пытается развить ее ум, воспитать в ней деятельное начало. Однако Ольга Ильинская глубже, умнее, тоньше, чем люди, окружающие ее. Отнюдь не случайно в финале романа она осознает, что ее деятельная жизнь со Штольцем, вероятно, не менее пуста и бесполезна, чем жизнь Обломова.

Мне кажется, что Агафья Матвеевна Пшеницына - воплощение иного идеала женщины. В жизни главного героя романа «Обломов» она сыграла не менее значительную роль, чем Ольга. На первый взгляд эта женщина - полная противоположность Ильинской. Простая, не очень образованная, Агафья Матвеевна знала лишь жизнь, полную самых обыденных забот. Но в ней, как и в Ольге, была способность понимать, сочувствовать и заботиться. Илья Обломов поразил ее не только тем, что «он барин) он сияет, он блещет», но и тем, что он добр, мягко! Пшеницына «молча приняла на себя обязанности отношении к Обломову». Она совершенно искренне заботится о нем, хранит его покой, не пытается что либо в нем менять. Она счастлива уже тем, что может служить Илье Ильичу. Для Обломова же Агафья Матвеевна - «идеал того необозримого, как океан,  ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве...» Илья Ильич не испытывает столь бурных чувств, «не рвался душой на высоту, на подвиги», но ему необычайно спокойно, уютно с этой женщиной. Можно сказать, что герой обрел свое счастье. Он будто вновь вернулся  милую Обломовку, ему не надо ни о чем волноваться, ни о чем заботиться. Однако, вероятно, он не забыл высокого чувства, которое на миг осветило его жизнь. Отнюдь не случайно он просит Штольца ни чего не рассказывать Ольге Ильинской о его теперешней жизни.

Агафья Матвеевна лишь в заботах об Илье Ильиче обрела настоящую жизнь: «она жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила...» Она молила бога, «продлить веку Илье Ильичу», думая только о его покое и удобствах. Многие критики считали, что этот образ является отрицательным, что Пшеницына- олицетворение пошлости и обыденности жизни. Но в ней есть и самопожертвования, и искренность и доброта. Она освещает жизнь Обломова, пусть иначе, чем Ольга Ильинская. Хотя свет этот неярок, но не будь его, во что превратилось бы существование Ильи Ильича на Выборгской стороне, вдали и от Штольца, и от Ольги! После смерти обожаемого Ильи Ильича Агафья Матвеевна с особой нежностью заботится об Андрюше, соглашается отдать его на воспитание Штольцу, понимая, что «там его настоящее место». Она делает это из любви к сыну, в память о его отце.

Думается, что именно образ Агафьи Матвеевны послужил источником, например, для героини чеховского рассказа «Душечка». Основной чертой характера Пшеницыной является вечная способность к незаметной, ничего не требующей любви. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына, по-видимому, и объединены тем, что способны освещать жизнь других людей, дарить им любовь. Но эти женщины значительно отличаются друг от друга. Если Ольга - поэзия жизни, человек, идущий вперед, жаждущий нового, то Агафья Матвеевна - милый сердцу многих покой, воплощение нерушимости самого уклада существования.

И. А. Гончарову удалось создать не только реалистические, но и яркие, психологически верные женские образы. Во многом этим обусловлена счастливая литературная судьба произведения.

]]>
Обломов Thu, 22 Jul 2010 16:42:08 +0000
Образ Обломова /iagoncharov/14-oblomov/73-obrazoblom Русская литература подарила миру много прекрасных образов. Изнеженный Онегин и страдающий эгоист Печорин, рассудительный Болконский и эмоциональный Безухов, индивидуалист Раскольников и нигилист Базаров - вот далеко не полный перечень имен любимых нами героев. В один ряд с ними можно поставить Илью Ильича Обломова, героя великолепного романа И. А. Гончарова.

Обломов в равной степени заслуживает уважения и негодования, доброй улыбки и злого смеха. Положительные качества этого человека гораздо ярче, чем плюсы в характере Онегина или Печорина. Даже внешность Обломова производит не просто приятное впечатление, но и настраивает на спокойный лад. Гончаров подчеркивает мягкость, которая была «господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души» главного героя. Илья Ильич очень добр и благороден. Он совершенно неспособен творить подлые дела. Это хорошо понимают те, кто любит главного героя романа. Его старый друг Штольц говорит об Обломове: «Это хрустальная, прозрачная душа!».

По мнению Ольги Ильинской, Илья Ильич своей нежностью и кротким нравом напоминает голубя. Стоит только вспомнить, как искренне радуется Обломов неожиданному приезду Штольца. Герой очень трепетно относится к чувствам любимой девушки. Когда он приходит к мысли о том, что не принесет Ольге счастья, Обломов решает отказаться от своей любви ради счастья Ильинской. Илья Ильич кричит себе: «Я похищаю чужое! Я - вор!» Это поступок чуткого человека, испытавшего глубокое чувство. Илью Ильича взволновала не внешность Ольги, а ее душа. Герой влюбился в Ильинскую тогда, когда она пела. На Обломова огромное влияние оказывает музыка, он понимает по-настоящему большое искусство. В юности Илья Ильич плакал, глядя на картины итальянских художников. Его можно назвать образованным и культурным человеком. Обломов выгодно отличается от светского бездельника Волкова и карьериста Судьбинского. В сравнении с негодяем Тарантьевым ярче видна честная и беззлобная натура главного героя. Обломов вызывает огромную симпатию, любовь у таких же умных и порядочных, как он, людей. Поэтому Штольц и Ильинская так долго пытаются спасти Обломова, так сильно сопереживаем главному герою мы.

Однако уже в первом описании Ильи Ильича, когда Гончаров дает подробный портрет своего героя, нас настораживает потрясающая беспечность, полная безмятежность Обломова. Он целый день лежит на диване, на его лице не видно признака какой-либо идеи. Постепенно перед нами раскрывается образ ленивого и безвольного человека. Обломов ничем не занимается, он не может самостоятельно позаботиться о себе. Удивительно, что даже самые неотложные дела не вызывают у героя прилива энергии. Илья Ильич хочет прожить жизнь так, как будто ее счастливо проспал. Ему даже «во сне хочется спать». Обломов сознательно отдаляется от большой жизни, ограничиваясь рамками собственной квартиры. Такое существование Штольц называет словом «обломовщина». Илья Ильич сам понимает, что живет не так, как нужно, как он мечтал жить в юности. Однако все попытки изменить привычный уклад ни к чему не приводят. Обломовщина отняла у героя силы и способность жить самостоятельно. Это явление имеет глубокие корни. Причину такого поведения Обломова надо искать в детстве Ильи Ильича. Он родился в маленькой патриархальной дерев не, где царили лень и косность взглядов. Труд для жителей Обломовки был «тяжким наказанием», а любимыми занятиями - еда и сон. Илюша рос живым и любознательным мальчиком, задавал взрослым массу вопросов. Но родители хотели, чтобы сын много ел и сладко спал, был румяным и пухленьким. Обломов пытался делать все самостоятельно, но вскоре понял, что не нужно трудиться, когда вокруг триста крепостных. Среда постепенно убивала в Обломове желание жить полнокровной жизнью. В юности Илья Ильич считал, что «вся жизнь есть мысль и труд», но быстро понял, что его представления о жизни очень далеки от реальности. Обломов привык быть барином; гордился тем, что не работает, даже чулки себе ни разу самостоятельно не одел. Поэтому жизнь героя оказалась серой и незаметной. Попав в дом Пшеницыной, Обломов нашел там сытую и спокойную жизнь, когда можно много спать и ни о чем не заботиться. Илья Ильич достоин сочувствия и жалости, но нельзя не согласиться со словами Штольца: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».

Обломов продолжает галерею «лишних» людей в русской литературе, начатую Онегиным и Печориным. Он не смог реализовать свои лучшие качества, воплотить мечты в жизнь. Крепостное право, позволявшее Илье Ильичу не работать и жить, сгубило этого очень доброго и хорошего человека, типичного героя своего времени.

]]>
Обломов Thu, 22 Jul 2010 16:19:13 +0000
Обломовцы и обломовщина /iagoncharov/14-oblomov/72-oblomovci «Обломов» И. А. Гончарова продолжает традиции реалистического социально-бытового романа. В нем нашли яркое воплощение такие черты, как создание типичных образов, воплощающих черты определенных социальных групп в конкретную историческую эпоху, достоверность и объективность изображения действительности. Но это произведение и специфично, что обусловлено своеобразием авторской манеры. И. А. Гончаров считал, что типичный образ «слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц», поэтому отличительными чертами творчества данного автора, в полной мере проявившимися в романе «Обломов», являются объективное воссоздание повседневной жизни, неторопливое и подробное описание быта.

Роман был далеко не однозначно воспринят критикой. Наиболее показателен анализ этого произведения в статье Н. А. Добролюбова «Что же такое обломовщина?». Критик попытался свести многоплановый роман Гончарова всего лишь к отражению данного социального явления.

Однако и произведение в целом, и образ главного героя гораздо шире одного этого понятия. Илья Ильич Обломов, по описанию автора, «был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица...». Основным качеством его натуры была мягкость, «которая была основным выражением но только лица, а всей души». Истоки характера героя следует искать в его детстве, в том укладе жизни, который определил его воспитание. Далеко не случайно одно из центральных мест в романе занимает глава «Сон Обломова». Герой вспоминает свою жизнь в родном имении. Прекрасная, мягкая, веселая природа Средней полосы, «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю...». Те же качества характерны и для жителей: «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю». Всё вокруг «дышало первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью». Такова была обстановка, в которой рос Илья Обломов. Он сложился как натура поэтическая, мечтательная, мягкая. Но отнюдь не склонная к активной деятельности. В первые годы жизни в Петербурге Илья Ильич Обломов пытался служить, но жизнь для него «разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья». В конце концов Обломов подает в отставку, постепенно перестает бывать и в обществе, «он всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире». Почти все дни этот персонаж проводит лёжа на диване, ничего не делая, да и почти ни о чем не думая. Однако Обломова довольно часто посещают гости: Волков, литератор Пенкин, Михей Тарантьев, Алексеев и другие. Вероятно, эти эпизодические герои понадобились автору для того, чтобы продемонстрировать различные варианты так называемой деятельной жизни, а также показать способность Ильи Ильича ясно и точно оценивать людей. Так, слушая рассказы Волкова о светских развлечениях, Обломова думает: «И это жизнь!.. Где же тут человек?» Судьбинский вызывает в нем искреннее недоумение. По мнению главного героя, тот «и слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А будет со временем ворочать делами и чинов нахватает». Искренне любил Илья Ильич только Андрея Ивановича Штольца, верил ему, под его влиянием пробуждался от вечной дрёмы. Для Обломова необходимость любого действия ужасна, является причиной тяжелых мучений. Так, он практически заболевает от необходимости принять решение о переезде на другую квартиру. В то же время этому человеку свойственны и минуты, по словам автора, «ясные», когда он осознает «свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил», когда ему кажется, «будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования». Лишь однажды чувство искренней глубокой любви к Ольге Ильинской, казалось, пробудило главного героя романа к жизни. Но и в этом случае Обломов не может окончательно преодолеть инерцию своего привычного существования. Показательно, что именно Илья Ильич Обломов находит ответ на вопрос Ольги о том, что же «сгубило его», он сам называет это зло: «обломовщина». Как мне кажется, И. А. Гончарову удалось убедительно: показать, что «обломовщина» - черта натуры, свойственная не только главному герою произведения. Она присуща в определенной степени практически всем персонажам. Ведь если жизнь движется по раз и навсегда определенному пути, если человек не стремится к развитию своих сил и способностей, то-это и есть обломовщина, только принимающая самые разнообразные обличия. Можно сказать, что в этом смысле и внешне деятельная, просвещенная и культурная жизнь Андрея Штольца также поражена этим недугом.

Критики не раз отмечали, что И. А. Гончаров хотел, чтобы читатели любили Штольца, а сам любил Обломова. И это во многом справедливо, потому что Илья Ильич смог сохранить «честное, верное сердце». По словам Штольца, это «хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; это перлы в толпе!». Вероятно, именно эти качества делают Обломова не только олицетворением вполне конкретного социального зла, но и поистине одним из самых ярких и светлых образов в русской классической литературе, служит залогом долгой жизни романа И. А. Гончарова.

]]>
Обломов Thu, 22 Jul 2010 16:16:38 +0000
Обломов и обломовщина (2-й вариант) /iagoncharov/14-oblomov/71-oblom Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» - это рассказ о жизни доброго и порядочного молодого дворянина, превратившегося в «лишнего» человека. Но было бы неправильным утверждать, что только Обломову автор уделяет такое пристальное внимание. Не меньшее значение имеет обломовщина - страшное, но типичное социальное явление в русской жизни. Автор подробно описывает ту среду и те отношения, которые сформировали характер Ильи Ильича. Именно в рассказе о месте, где родился и вырос главный герой, о царящих там нравах следует искать корни, истоки обломовщины.

Илья Ильич появился на свет в маленькой патриархальной деревне. Рассказывая о том, как далеко находилась Обломовка от Петербурга, губернского и уездного города, Гончаров подчеркивает, что это была самая настоящая глушь, «забытый всеми уголок». Главная черта всего края- абсолютное спокойствие и полная безмятежность. Даже погода строго подчиняется указанию календаря, не устраивая никаких сюрпризов. Когда читаешь описание тех мест, хочется говорить шепотом, чтобы не нарушить покой этого сонного царства. Кажется, что в Обломовке никто не живет - настолько там все тихо и мирно. В это замкнутое пространство не попадают вести извне, большая жизнь обходит обломовцев стороной. Люди обходятся минимальным количеством проблем: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Обсуждение того, что подавать на стол к обеду, вносило оживление в скучную жизнь обломовцев. Они работают, но труд не является для них потребностью. Жители Обломовки терпят его так, как тяжелое наказание, поэтому стараются отложить до лучших времен самые неотложные дела. Мост чинят только тогда, когда е него свалится кучер, галерея так и обрушилась, не дождавшись починки, после чего сохранившуюся часть подперли упавшими досками. Смех вызывает рассказ о духовной жизни обломовцев. Ее и назвать-то так нельзя, потому что эти полная бездуховность!

Обломовцы ничем не интересуются, ничего не знают о происходящем в мире. Из всех жителей только один старый барин читает книги. Но он читает все подряд, не понимая и не вникая в смысл прочитанного. Для Ильи Ивановиче чтение не потребность, а роскошь. Гончаров с иронией замечает: «Он, как и многие тогда, почитал сочинителя не иначе как весельчаком, гулякой, пьяницей и потешником, вроде плясуна». Вместо научных знаний обломовцы используют народные приметы, ведут счет дням не по календарю, а по церковным праздникам. За столом иногда возникает вялый и пустой разговор, но чаще все молчат, а после обеда Обломовка погружается в глубокий сон. Мне очень запомнился эпизод с письмом, которое вызвало суеверный страх у получивших его обломовцев. Так они относятся ко всему, что нарушает плавное и безмятежное течение их жизни. Гончаров мастерски передает в словах матери Обломова всю суть жизни Обломовки: «Надо богу больше молиться да не думать ни о чем!» Вот такая тихая, спокойная и убогая обстановка окружает Илюшу Обломова. «Обломовщина» - это явление, поразившее всех обитателей Обломовки, в том числе и главного героя романа. Илья Ильич в детстве был живым и любознательным мальчиком, он задавал взрослым массу вопросов. Илюша хотел делать все самостоятельно, но родителям было нужно, чтобы ребенок много ел и слал, стал румяным и толстеньким. Обломова отучили трудиться, приставив к нему слуг, и мальчик постепенно превратился в ленивого барчонка. Вместо правдивых рассказов о жизни Илюша слушал разные небылицы, ничего нужного не вышло из попытки дать мальчику образование, не нарушая привычного обломовского ритма жизни. Ведь в Обломовке обучение тоже является тяжелым, но неизбежным наказанием. Писатель показывает, какой огромный вред обломовская среда наносит главному герою романа, когда Обломов пытается начать самостоятельную жизнь. Например, Илье Ильичу «будущая служба представлялась... в виде какого-то семейного занятия...». Он не может позаботиться о себе, за него все делает слуга Захар, такой же развращенный обломовский человек. Обломов не желает браться за самые важные дела, главное занятие для нега- сон. Как истинный обломовец, Илья-Ильич хочет, чтобы жизнь его «не трогала». Стремясь к покою, Обломов к тридцати двум годам превратился в безвольного, апатичного человека, которому «и жить-то лень». Он понимает причину, погубившую его. Когда Ольга говорит, что этому злу нет названия, Обломов отвечает: «Есть... Обломовщина!».

«Обломовщина» - это неизбежное порождение крепостного права, позволяющего человеку жить, не прикладывая к этому никаких усилий. Она поражает не только господ, но и слуг. Образы Обломова и Захара показывают, как опасно это явление, приводящее людей к паразитизму и духовной смерти. «Обломовщина» была типичным явлением для России того времени, что так мастерски изобразил в своем романе великий русский писатель-реалист Гончаров.

]]>
Обломов Sun, 06 Jun 2010 18:15:45 +0000
Обломов и обломовщина. /iagoncharov/14-oblomov/70-oblomov Роман И.А.Гончарова «Обломов» появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность, а борьба передовых слоев русского общества стано­вилась все более энергичной и непримиримой.

По своему жанру «Обломов» - это роман соци­ально-психологический, дающий широкое обобще­ние в понятии «обломовщина», изображающий гу­бительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность.

Образ Обломова - это величайшее художе­ственное обобщение мировой литературы, воплоща­ющее в себе типические черты характера, порожден­ного русской патриархальной помещичьей жизнью. Одна из заслуг Гончарова состоит в том, что он рас­крывает социально-исторические причины возникно­вения такого характера, как Обломов. Поэтому в ро­мане важное место занимает изображение тех усло­вий и той среды, в которых происходило формиро­вание его героя.

В главе «Сон Обломова» писатель с изумитель­ной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дво­рянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. Писатель рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину «мирного уголка»: «Правильно и невозмутимо совер­шается там годовой круг». «Ни страшных бурь, ни разрешений не слыхать в том краю». «Жизнь, как покойная река, текла мимо них». Такая жизнь порож­дала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и примитивность психо­логии. Гончаров не раз указывает, что в жизни обломовцев важнейшее место занимали еда и сон. «За­бота о пище была первая и главная жизненная забо­та е Обломовке». Этой заботе был подчинен весь строй жизни. Свои примитивные потребности обломовцы удовлетворяли при помощи подневольного труда крепостных, что вызывало в них паразитичес­кое отношение к жизни и отвращение к труду. Пара­зитизм, душевная к физическая лень, полная ум­ственная бездеятельность - вот черты, характеризу­ющие обитателей Обломовки.

Обломовская жизнь оказывает губительное воз­действие на формирование человеческой личности. Писатель рисует образ живого; любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него сре­ды и обломовской системы воспитания. Родители ог­раждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосход­ства над другими. Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения не получить чинов, крес­тов и денег, и скрипя сердцем учили Илюшу у немца Штольца. Позже Обломов изучал науки в столичном учебном заведении, потом служил, но при первом же затруднении оставил службу. Стремясь только к по­кою, Обломов к 32 годам превратился в «байбака», в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, ха­латом из персидской материи и лежанием на дива­не. Такое состояние убивает в Обломове положи­тельные человеческие качества, которых в нем не­мало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем «голубиную кротость». Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал анг­лийский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине.

Все эти замыслы остались лишь словами. Об­ломов привык к тому, чтобы за него действовали другие. И потому вся жизнь его представляет собой постепенное угасание в нем ценных человеческих качеств. Он сам сознает это и говорит Штольцу: «...жизнь моя началась с погасания... С первой ми­нуты, когда я сознавал себя, я почувствовал, что я уже гасну». Для того, чтобы еще больше подчеркнуть сипу инерции в свеем герое, Гончаров показы­вает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вер­нуть его к действенному существованию. Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвя­щего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Иль­ич к покою. Даже Ольга Ильинская не может возро­дить Обломова и вернуть к жизни. Любовь Ольги захватила и приподняла его, но очень ненадолго. Лень, боязнь хлопот и дел, связанных с женитьбой, оказываются сильнее любви, толкают его к разрыву и навсегда ввергают в полусонный быт пшеницынского дома, который он и сам называет ямой.

Душевная драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, нанос­ным сором». Обломов понимает причины своей ду­ховной гибели, и когда Ольга спросила его: «Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгуби­ло тебя? Нет имени этому злу...» - «Есть, - сказал он чуть слышно...- обломовщина!»

В образе Обломова Гончарову удалось создать типическое обобщение характера, порожденного кре­постнической действительностью. Классовыми кор­нями ему служит русское барство с его паразитиз­мом; оно тесно связано с крепостными слугами, с теми «тремястами Захаров», что своим трудом да­вали возможность Обломову пролежать всю жизнь на диване. В образе крепостного слуги Захара писа­тель показывает другую сторону «обломовщины» - губительное действие крепостничества на челове­ка, лишенного свободы. Обломовщина воспитала у Захара рабскую психологию. Жизнь ввергла его а умственное убожество и в то же время развила в нем лень и косность. Илья Ильич был прав, думая о сво­ем слуге: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, неже­ли я сам».

Показывая жизненную несостоятельность Об­ломова, Гончаров противопоставляет ему умного и деятельного Андрея Штольца, Ольгу Ильинскую с ее независимой сильной и решительной натурой.

Но ни Штольц, ни Ольга не смогли возродить Обломова к жизни. Именно его имя тесно связано с понятием «обломовщина». Н.А.Добролюбов в ста­тье «Что такое обломовщина?» дал блестящий и до сих пор непревзойдённый анализ романа. Он отме­чает, что общественное значение романа «Обломов» заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан «современный русский тип» и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности. «Слово это - обломов­щина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психоло­гический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порож­дает в нем нравственное рабство: «...гнусная при­вычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это пе­реплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславлива­ется». Обломовы- это все те, у кого слово расхо­дится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.

Добролюбов расширил понятие «обломовщи­ны». Это социально-психологическое явление не ис­чезает с уничтожением крепостнического строя. Пе­режитки ее - инертность, косность, эгоизм, парази­тизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство - продол­жают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инер­тное нечто, в жалких неудачников. Обломовы не ис­чезли и в конце XX века. Жива она и в наши дни.

]]>
Обломов Sun, 06 Jun 2010 18:06:11 +0000