Историческая тема в поэзии М.Ю.Лермонтова.
Историческая тема - одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон, властитель дум многих современников Лермонтова. К его образу, который «выше похвал, и славы, и людей», поэт обращается в стихотворениях 828 и 830 годов. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 83 г. «Атаман»), который так же наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей.
Идея сильной личности и значимых людей получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении 837 года «Бородино»:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Смысл Лермонтовского обращения к исторической теме - взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны он видит «могучее, лихое племя», а с другой:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда...
Эпоха, когда общественная жизнь замирает, сменяется периодом рефлексии. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. «Самый выбор этого предмета, - писал Белинский, - свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подобно тому как в стихотворении «Бородино» поэт обращается к теме войны 82 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей страны, в «Песне...» объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя «Песни...» исключительны. Они являются своего рода высшими проявлениями царской мощи, буйного молодечества, чести и достоинства. Все они - сильные личности, достойные внимания, и противопоставление людям «нынешнего племени» очевидно.
С художественной точки зрения произведение исключительно интересно как образец одной из наиболее удачных в творчестве Лермонтова стилизаций под народное русское творчество периода царствования Ивана Грозного. К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия поэт впервые обращается в «Балладе» 83 года. И он упал - и умирает Кровавой смертию бойца. Жена ребенка поднимает Над бледной головой отца: «Смотри, как умирают люди...» Однако с художественной точки зрения стихотворение абсолютно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни г образном отношении. Больше того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело-«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, т. е. имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину -три части, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом:
Ах, ребята, пойте - только гусли стройте;
Ах, ребята, пейте - дело разумейте;
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
Характерны обращения: «Ох ты, гой еси царь Иван Васильевич» или «Господин ты мой, Степан Парамонович». «Песня...» тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: «добрый молодец», «святая правда-матушка», «красно солнышко», «широка грудь» и прочие песенные сравнения: «Ходит плавно- как лебедушка; смотрит сладко- как голубушка; молвит слово- соловей поет...», а также характерное для фольклора одушевление природы:
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми.
Финал «Песни...» является по традиции «славой» боярину, боярыне и всему христианскому народу.
Итак, на примере «Песни...» мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-со временникам примеры, достойные подражания и гордости. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.