Главная / Лермонтов М.Ю / Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова.
Спонсоры
Статистика
Пользователи : 20115
Статьи : 127
Просмотры материалов : 1096690
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 
AddThis Social Bookmark Button

В лирике М. Ю. Лермонтова широкое освеще­ние нашёл вопрос о назначении поэта и поэзии а обществе. Следуя традициям, заложенным А. С. Пушкиным, миссия мастера слова сравнима с мис­сией пророка. Поэт должен жить не для себя, а для людей. В своём творчестве он должен отражать са­мые важные, самые насущные проблемы современ­ности.

В стихотворении «Поэт» Лермонтов осуждает своих современников. Он говорит, что стихи многих авторов отличаются исключительно внешней красо­той, в них нет жизни, нет чувств, которые могли бы стать близкими и понятными читателю:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны.

В первой части стихотворения Лермонтов срав­нивает перо поэта с клинком, который некогда ис­пользовался по назначению («наезднику в горах слу­жил он много лет»), а теперь «игрушкой золотой он блещет на стене». Лермонтов говорит, что современ­ный поэт «своё утратил назначенье», а власть, кото­рой наделены мастера слова, утеряна ими навсег­да. Тем не менее автор надеется, что рано или по­здно «осмеянный пророк» «проснётся» и «вырвет» свой клинок «из золотых ножон»:

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из.золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

В стихотворении «Пророк» Лермонтов говорит о  том, что миссия поэта порой так же неблагодарна, как и миссия пророка. Правда всегда бывает горькой, по­этому люди часто воспринимают её не должным об­разом, часто обвиняя и упрекая того, кто им эту прав­ду несёт. Презрение и непонимание толпы, которое Лермонтов не раз испытывал сам, приводит поэта к мысли о том, что жизнь в уединении - единственный верный способ постижения духовкой истины:

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи.

В заключительной части стихотворения автор показывает реакцию толпы на нищего и уставшего поэта, которого общество некогда отвергло:

...то старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами,

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами...»

Безусловно, подлинным шедевром лермонтов­ской лирики является стихотворение «Смерть поэта». В нём автор показал, что утрата такого гения, как Пушкин, не восполнима для нации. Поэт гневно осуж­дает Дантеса, чья рука не дрогнула в момент выст­рела на дуэли:

Его убийца хладнокровно

Навёл удар: спасенья нет.

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

Лермонтов с негодованием говорит о тех, кто не смог предотвратить гибель Пушкина. Он замеча­ет, что палачей «Свободы, Гения и Славы» вскоре настигнет божий суд:


Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!

Поэт, идеал которого со всеми его пороками и добродетелями Лермонтов видит в Пушкине, всегда оказывается выше «мелочных обид», ему чужды пу­стые похвалы и светское мнение:

И умер он с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

«Глаголом жги сердца людей». Этому пушкинс­кому принципу Лермонтов был верен всегда. Его сти­хи впитали в себя всю правду, всю боль и радость, всю полноту проявления жизни первой половины XX века.