Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова.
В лирике М. Ю. Лермонтова широкое освещение нашёл вопрос о назначении поэта и поэзии а обществе. Следуя традициям, заложенным А. С. Пушкиным, миссия мастера слова сравнима с миссией пророка. Поэт должен жить не для себя, а для людей. В своём творчестве он должен отражать самые важные, самые насущные проблемы современности.
В стихотворении «Поэт» Лермонтов осуждает своих современников. Он говорит, что стихи многих авторов отличаются исключительно внешней красотой, в них нет жизни, нет чувств, которые могли бы стать близкими и понятными читателю:
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны.
В первой части стихотворения Лермонтов сравнивает перо поэта с клинком, который некогда использовался по назначению («наезднику в горах служил он много лет»), а теперь «игрушкой золотой он блещет на стене». Лермонтов говорит, что современный поэт «своё утратил назначенье», а власть, которой наделены мастера слова, утеряна ими навсегда. Тем не менее автор надеется, что рано или поздно «осмеянный пророк» «проснётся» и «вырвет» свой клинок «из золотых ножон»:
Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из.золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.
В стихотворении «Пророк» Лермонтов говорит о том, что миссия поэта порой так же неблагодарна, как и миссия пророка. Правда всегда бывает горькой, поэтому люди часто воспринимают её не должным образом, часто обвиняя и упрекая того, кто им эту правду несёт. Презрение и непонимание толпы, которое Лермонтов не раз испытывал сам, приводит поэта к мысли о том, что жизнь в уединении - единственный верный способ постижения духовкой истины:
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи.
В заключительной части стихотворения автор показывает реакцию толпы на нищего и уставшего поэта, которого общество некогда отвергло:
...то старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами,
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами...»
Безусловно, подлинным шедевром лермонтовской лирики является стихотворение «Смерть поэта». В нём автор показал, что утрата такого гения, как Пушкин, не восполнима для нации. Поэт гневно осуждает Дантеса, чья рука не дрогнула в момент выстрела на дуэли:
Его убийца хладнокровно
Навёл удар: спасенья нет.
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
Лермонтов с негодованием говорит о тех, кто не смог предотвратить гибель Пушкина. Он замечает, что палачей «Свободы, Гения и Славы» вскоре настигнет божий суд:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!
Поэт, идеал которого со всеми его пороками и добродетелями Лермонтов видит в Пушкине, всегда оказывается выше «мелочных обид», ему чужды пустые похвалы и светское мнение:
И умер он с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
«Глаголом жги сердца людей». Этому пушкинскому принципу Лермонтов был верен всегда. Его стихи впитали в себя всю правду, всю боль и радость, всю полноту проявления жизни первой половины XX века.