Мотивы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
Мотивы одиночества преобладают в творчестве М. Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Всё это нашло отражение в его творчестве. Одиночество и безысходность вот основные темы лирики Лермонтова.
Уже в ранний период творчества в философском стихотворении «Чаша жизни» поэт отмечает, что мечта, ради которой живёт большинство из нас, часто остается невоплощённой в жизнь. Содержимое чаши это некий напиток, который автор олицетворяет с заветным желанием, уже выпит кем-то другим. Прожитая жизнь оказывается такой же пустой и бесцельной, как и «чаша бытия», из которой мы пьём с «закрытыми очами». На смертном одре каждый из нас понимает, что всё то, ради чего мы жили, через мгновение исчезнет навсегда:
Тогда мы видим, что пуста была златая чаша,
Что в ней напиток был - мечта
И что она - не наша!
Тему одиночества и непонимания Лермонтов развивает в стихотворении «Я не для ангелов и рая...», написанном в 83 году. Поэт сравнивает себя с демоном, который никогда не будет счастлив ни на земле, ни на небесах:
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой:
В 836 году Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта». Оказавшись за решёткой, автор по иному определяет одиночество. Если раньше поэта волновала внутренняя изоляция, то теперь Лермонтов оказался изолирован и внешне:
Одинок я нет отрады;
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнём.
«Безответный часовой» символизирует собой не только тюремного охранника, но и всё безмолвное полицейское общество первой половины XX века:
Только слышно за дверями,
Звучно мерными шагами,
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Тему духовного заточения автор продолжает в стихотворении «Пленный рыцарь». Из «окошка темницы» видно «синее небо». Там «играют» «вольные птицы». Свобода вызывает у поэта чувство зависти и стыда. Ассоциируя себя с рыцарем, закованным а «каменный панцирь», автор не перестаёт думать о вольной жизни:
В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Лермонтов стал продолжателем пушкинских традиций. В его творчестве нашли отражение многие проблемы, характерные для общественной жизни России первой половины Х!Х века. Его лирические произведения стали классикой отечественной и мировой литературы, оказали огромное влияние на творчество поэтов следующих поколений.