Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Тема одиночества характерна для всего твор­чества М. Ю. Лермонтова. Поэт считал, что постичь смысл жизни можно, только абстрагируясь от внеш­него мира. Вероятно поэтому в большинстве стихот­ворений этого автора перед нами предстает лири­ческий герой, размышляющий и ищущий истину на фоне различных картин природы.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» пейзаж дополняет состояние лирического героя. Мрачные картины природы помогают глубже проник­нуть в мысли и идеи героя, лучше осознать его внут­ренний мир:

Выхожу один я на дорогу:

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Нереализованность - вот основной девиз это­го стихотворения. Герой понимает, что в этой жизни ему удалось сделать не много. В отчаянной фразе «Я ищу свободы и покоя...» отчетливо прослежи­вается символ: невостребованный и непонятый об­ществом поэт все еще оставляет надежду на то, что рано или поздно его стихи покорят сердца многих:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я 6 хотел забыться и уснуть.

Стремление к свободе мысли и творчества мож­но найти у Лермонтова в ряде стихотворений. Осоз­нанное одиночество противопоставляется одиноче­ству, вызванному внешними факторами. В стихотво­рении «Пленный рыцарь» Лермонтов в иносказатель­ной манере передает мысли героя, оказавшегося в неволе;

В каменный панцирь я ныне закован,

Каменный шлем мою голову давит,

Щит мой от стрел и меча заколдован,

Конь мой бежит, и никто им не правит.

Не секрет, что поэт сам несколько раз оказы­вался за решеткой, и поэтому душевное состояние лирического героя показано автором очень правди­во. По мнению Лермонтова, такое одиночество тоже может быть полезным, ведь оно помогает бороться, искать путь к свободе:

Мчись же быстрее, летучее время!

Душно под новой бронею мне стало!

Смерть, как приедем, поддержит мне стремя;

Слезу и сдерну с лица я забрало.

В последней строчке тоже заложен символ. Вра­щаясь в обществе, каждый из нас вынужден скры­вать свои эмоции и мысли, часто менять маски. Лер­монтов не видит в этом необходимости, он хочет, что­бы отношения между людьми строились исключи­тельно на искренних и честных принципах. Вероят­но поэтому в стихотворениях, принадлежащих жан­ру интимной лирики, часто слышны мотивы одино­чества:

Любить... но кого же?

на время не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь?

там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно.

Поэт убежден, что в жизни может быть только одна любимая женщина. В том случае, если человек часто предает свою любовь, для него теряется смысл жизни. Любое мимолетное увлечение быстро прохо­дит, оставляя в душе лишь пустоту и боль:

Что страсти?- ведь рано иль поздно их

сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным

вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка...

Тема одиночества наиболее полно раскрыта Лермонтовым в стихотворении «Узник». Лирический герои пытается выбраться на волю. Но эта свобода своеобразная: автор хочет найти такое место на зем­ле, где он будет понят другими, обретет покой и на­дежду:

Одинок я нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем...

Мотивы одиночества пронизывают все творче­ство Лермонтова. Поэт пытался определить свое место в жизни, вкладывая мысли в уста лирических героев.