Мятежный дух лирики М.Ю.Лермонтова
Вся лирика Лермонтова наполнена выражением мятежного духа поэта-гражданина. Его протест против угнетения народа, жестокости бездушия, лицемерия и фальши светского общества выражен в стихотворениях «Смерть Поэта», «Жалобы гурка», «Из Андрея Шенье», «83-го июня дня», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Желанье» и многих других.
Как человек и поэт Лермонтов формировался в эпоху николаевской реакции. Воспитывался он в семье, близкой к декабристским кругам. Брат бабушки А.Столыпин дружил с Грибоедовым и Рылеевым; другой брат, Д. Столыпин, был близким другом Пестеля. С детства будущий поэт буквально «впитывал» дух свободомыслия. Казни, изгнания, принужденное молчание только разжигали мятежность духа. Лермонтов с ненавистью относился как к деспотизму «господ», так и к пассивности «рабов» («Прощай, немытая Россия!») Уже в ранних произведениях он противопоставлял миру «господ» и «рабов» образ человека, стремящегося к свободе. Таков поэт, похожий на Байрона, который принимал участие в освободительной борьбе в Италии и Греции:
Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел!..
Мотивы гражданской поэзии прорывались уже в стихах 5-летнего Лермонтова. В стихотворении «Жалобы турка» автор, намекая на положение в России, восклицал:
Тем стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! Этот край... моя отчизна!
Однако юный поэт не собирался мириться с рабством. И в стихотворении «83-го июня дня» он писал:
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал...
Постоянные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание вот что волнует Лермонтова- поэта, который жаждет действовать. Он порицал свое поколение за то, что оно стояло в стороне от общественной борьбы. Он призывал современников не жить «ошибками отцов и поздним их умом» «Дума». Поэт предчувствовал, что потомок «прах наш оскорбит презрительным стихом» «обманутого сына» за отсутствие твердых убеждений и сильных чувств, за неспособность на большое дело, на подвиг.
Сам поэт готов был пожертвовать своей свободой и жизнью во имя дела. В стихотворении «Из Андрея Шенье» он соглашался с таким будущим:
За дело общее, быть может, я паду,
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу.
Мятежный поэт, переживающий боль за свою родину, оказывается в полном одиночестве среди «пестрой толпы» светского общества. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...» поэт показывает маскарад бездушных и безликих людей, на котором гибнет живая душа. В этом стихотворении сатирические мотивы переплетаются с эпетическими. Вначале поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушные людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тархановские места: «...сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», «дымящееся село» и «туманы над полями». Поэт задыхался в душной атмосфере света, куда определила его судьба. Его жалобы на современную ему жизнь переходят в решительный протест:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия пассивности, малодушия своего поколения. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина. В то время, когда было запрещено упоминать имя А. С. Пушкина, Лермонтов во всеуслышание заявил, что Поэт потому убит, что «восстал» против высшего света. Б ответ на продолжающуюся клевету против погибшего Поэта Лермонтов дописал последние 6 строк. В них он обратился к «жадно стоящим у трона», называя их:
Свободы, Гения и Славы палачи! И грозил им суровой карой за убийство Поэта:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Продолжая традиции Пушкина, Лермонтов помает рамки общепринятых жанров и создает новый жанр, наиболее подходящий для выражения его мыслей и чувств. «Смерть поэта» - это речь общественного обвинителя, новый образец политической лирики, отличающийся точностью и ясностью языка. Голос Лермонтова то дрожит от сдерживаемого негодования, то полон презрения; его речь то звучит грустно-лирически, то наполнена обличительным пафосом.
Стихотворение «Смерть поэта» вызвало большое волнение среди современников. Критик В. Стасов писал, что читающая публика и не знала, к кому относятся слова «...вы, жадною толпой стоящие у трона», но все волновались, приходили в глубокое негодование, пылали от всей души. Сила стихов Лермонтова была столь велика, что, как отмечал Стасов, особенно молодежь была готова, «пожалуй, на что угодно». Критик также отмечал, что вряд ли когда-нибудь в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление. В стихотворении «Желание» поэт подчеркивает, что он любит риск и готов сразиться со стихией. Поэт не желает иметь крепкую ладью, которая спасет его от бури. Дайте мне челнок дощатый с полусгнившею скамьей, Парус серый и косматый, Ознакомленный с грозой. Поэту необходима борьба, чтобы увериться в своих силах и стать вровень со стихией. Чем она яростнее, чем меньше возможности защититься от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. «Буйный спор с дикой прихотью пучин» делает поэта радостным и свободным. Мятежный дух поэта удовлетворен.
Лермонтов с честью принял у Пушкина эстафету гражданской тематики в русской лирике. Его творчество отразило думы и чувства лучших представителей передовой России.
Понимая невозможность победы свободы в ближайшее время, Лермонтов утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего. Он вступал в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. И не одно последующее поколение воодушевлялось на борьбу за свое человеческое и гражданское достоинство.