"Герой нашего времени" социально-психологический роман (2 вариант)
В. Г. Белинский писал, что в «Герое нашего времени» «автор является решителен важных современных вопросов». Уже во вступлении Лермонтов заявляет, что образ Печорина - портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения». Действительно, автор добивается поставленной цели - создать первый в истории русской литературы социально-психологический роман, отразив при этом все приметы времени с максимальной точностью.
Хочется отметить, что Печорин далеко не единственный персонаж романа, который несет в себе определенную идею. Думается, что Лермонтов в современном ему русском обществе видел несколько социально-психологических типов:
Тип личности, приближенный к простому народу (воплощен, прежде всего, в образе Максима Максимыча);
Тип «европеизированной черни» (воплощен в образе Грушницкого и некоторых представителях «водяного общества»);
Тип Печорина.
Остановимся подробнее на каждом из представленных автором социально-психологических портретов.
Максим Максимыч - рядовой армейский офицер. Это человек, за спиной у которого есть большой жизненный опыт. Служба в армии приучила его к дисциплине. Пожилой штабс-капитан любит людей во всех их проявлениях, старается отыскать положительные качества в каждом человеке. Через этот образ мы можем понять, насколько тонко и точно уловил Лермонтов черты характера прототипа Максима Максимыча (который наверняка существовал). Вспомним сцену встречи старика и Печорина, когда Григорий Александрович остается абсолютно безразличным к появлению штабс-капитана. Когда экипаж главного героя удалился, Максим Максимыч в сердцах произнес, что он «не богат, не чиновен, да и по летам ему совсем не пара». Не менее примечательной выглядит и следующая фраза офицера, ставшая, как оказалось, пророческой. Отмечая, что в Персию может отправиться только ветреный человек, Максим Максимыч делает заключение, что Печорин «...дурно кончит: да и нельзя иначе». Возможно, в этом и проявилось мастерство Лермонтова-реалиста и тонкого психолога, наделившего образ отставного штабс-капитана способностью предчувствовать и предсказывать будущее.
Второй тип личности, гениально изображенный автором в своем романе, воплощен в образе Грушницкого. Ю. М. Лотман определяет «водяное общество» как «европеизированную чернь». Думается, что такая характеристика как нельзя лучше отражает сущность и намерения этого круга людей, наиболее типичным представителем которого и является Грушницкий. Безликость, бездействие, неискренность, склонность к пустым рассуждениям- черты, характеризующие «водяное общество». Через наблюдения Печорина Лермонтов дает точное и емкое описание внутреннего мира Грушницкого. даже упоминая о таких, казалось бы, малозначительных деталях, как эпиграммы юнкера, которые «часто забавны, но никогда не бывают остры», автор указывает на бездарность, отсутствие творческого начала у данного героя. Попытки совершать какие-либо серьезные действия так и остаются для него всего лишь попытками. Лермонтов отмечает, что Грушницкий из тех людей, «которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Мне кажется, что совсем не случайно писатель построил сюжет таким образом, что Грушницкий погибает от руки Печорина: ведь праздность, фальшь, притворство, неискренность и подлость, которую в итоге совершает юнкер, должны быть наказаны.
Гораздо более сложной и противоречивой является натура Печорина. Мне бы хотелось проанализировать некоторые черты характера героя на примере его действий и поступков в повести «Фаталист». По существу, Григорий Александрович а чем-то схож с представителями «водяного общества»: ведь он тоже увлекается западными направлениями искусства и политики. Печорин любит Байрона, разделяет взгляды Наполеона. Не идеи романтизма, которые иногда прослеживаются в действиях героя, в России были уже совсем не актуальны. Поэтому Печорин находится в ссоре со временем, не может и не хочет никого полюбить, не находит для себя любимого занятия. Его спор с Вуличем во многом объясняется противоречивой натурой Печорина. Я думаю, что Григорий совершает в корне неверный поступок: ведь осечки могло и не быть, и поручик мог застрелиться. Печорин отмечает, что читал на лице Вулича «печать смерти». Но разве можно так играть с жизнью, тем более с чужой жизнью? Печорин всегда любил рисковать, и все люди, которые находились рядом с ним, тоже были вынуждены рисковать. Отнюдь не случайно Григорий врывается в дом к казаку, убившему Вулича. Печорин который раз играет со своей судьбой, хотя, по большому счету, ситуация этого не требует.
В своем гениальном творении М. Ю. Лермонтов изобразил несколько социально-психологических типов личности. Автор сумел мастерски показать качества характеров различных персонажей, погружая их в сложные жизненные ситуации.