Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

В. Г. Белинский писал, что в «Герое нашего вре­мени» «автор является решителен важных современных вопросов». Уже во вступлении Лермонтов заявляет, что образ Печорина - портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения». Действительно, автор добивается поставленной цели - создать первый в истории русской литературы социально-психологический роман, отразив при этом все приметы времени с максимальной точностью.

Хочется отметить, что Печорин далеко не един­ственный персонаж романа, который несет в себе определенную идею. Думается, что Лермонтов в со­временном ему русском обществе видел несколько социально-психологических типов:

Тип личности, приближенный к простому на­роду (воплощен, прежде всего, в образе Максима Максимыча);

Тип «европеизированной черни» (воплощен в образе Грушницкого и некоторых представителях «водяного общества»);

Тип Печорина.

Остановимся подробнее на каждом из представ­ленных автором социально-психологических портретов.

Максим Максимыч - рядовой армейский офи­цер. Это человек, за спиной у которого есть большой жизненный опыт. Служба в армии приучила его к дисциплине. Пожилой штабс-капитан любит людей во всех их проявлениях, старается отыскать положи­тельные качества в каждом человеке. Через этот образ мы можем понять, насколько тонко и точно уловил Лермонтов черты характера прототипа Мак­сима Максимыча (который наверняка существовал). Вспомним сцену встречи старика и Печорина, когда Григорий Александрович остается абсолютно безраз­личным к появлению штабс-капитана. Когда экипаж главного героя удалился, Максим Максимыч в серд­цах произнес, что он «не богат, не чиновен, да и по летам ему совсем не пара». Не менее примечатель­ной выглядит и следующая фраза офицера, ставшая, как оказалось, пророческой. Отмечая, что в Персию может отправиться только ветреный человек, Мак­сим Максимыч делает заключение, что Печорин «...дурно кончит: да и нельзя иначе». Возможно, в этом и проявилось мастерство Лермонтова-реалис­та и тонкого психолога, наделившего образ отстав­ного штабс-капитана способностью предчувствовать и предсказывать будущее.

Второй тип личности, гениально изображенный автором в своем романе, воплощен в образе Груш­ницкого. Ю. М. Лотман определяет «водяное обще­ство» как «европеизированную чернь». Думается, что такая характеристика как нельзя лучше отражает сущность и намерения этого круга людей, наиболее типичным представителем которого и является Грушницкий. Безликость, бездействие, неискренность, склонность к пустым рассуждениям- черты, харак­теризующие «водяное общество». Через наблюде­ния Печорина Лермонтов дает точное и емкое опи­сание внутреннего мира Грушницкого. даже упоми­ная о таких, казалось бы, малозначительных дета­лях, как эпиграммы юнкера, которые «часто забав­ны, но никогда не бывают остры», автор указывает на бездарность, отсутствие творческого начала у данного героя. Попытки совершать какие-либо серь­езные действия так и остаются для него всего лишь попытками. Лермонтов отмечает, что Грушницкий из тех людей, «которые на все случаи жизни имеют го­товые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необык­новенные чувства, возвышенные страсти и исклю­чительные страдания». Мне кажется, что совсем не случайно писатель построил сюжет таким образом, что Грушницкий погибает от руки Печорина: ведь праздность, фальшь, притворство, неискренность и подлость, которую в итоге совершает юнкер, долж­ны быть наказаны.

Гораздо более сложной и противоречивой яв­ляется натура Печорина. Мне бы хотелось проана­лизировать некоторые черты характера героя на примере его действий и поступков в повести «Фата­лист». По существу, Григорий Александрович а чем-то схож с представителями «водяного общества»: ведь он тоже увлекается западными направлениями искусства и политики. Печорин любит Байрона, раз­деляет взгляды Наполеона. Не идеи романтизма, ко­торые иногда прослеживаются в действиях героя, в России были уже совсем не актуальны. Поэтому Пе­чорин находится в ссоре со временем, не может и не хочет никого полюбить, не находит для себя люби­мого занятия. Его спор с Вуличем во многом объяс­няется противоречивой натурой Печорина. Я думаю, что Григорий совершает в корне неверный поступок: ведь осечки могло и не быть, и поручик мог застрелиться. Печорин отмечает, что читал на лице Вулича «печать смерти». Но разве можно так играть с жиз­нью, тем более с чужой жизнью? Печорин всегда любил рисковать, и все люди, которые находились рядом с ним, тоже были вынуждены рисковать. От­нюдь не случайно Григорий врывается в дом к каза­ку, убившему Вулича. Печорин который раз играет со своей судьбой, хотя, по большому счету, ситуация этого не требует.

В своем гениальном творении М. Ю. Лермонтов изобразил несколько социально-психологических типов личности. Автор сумел мастерски показать ка­чества характеров различных персонажей, погружая их в сложные жизненные ситуации.