Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (2-й вариант)
Н.В.Гоголь в своем творчестве пытался извлечь «из обыкновенного» содержащееся в нем «необыкновенное». Говоря о своем способе изображения характеров, он отмечал: «Я никогда не писал портрета в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья. Чем больше вещей принимал я в соображенье, тем у меня верней выходило создание». Данный метод нашел яркое выражение и в образе Павла Ивановича Чичикова, главного героя поэмы «Мертвые души». Этот персонаж должен был занимать видное место во всех частях произведения, поэтому автор дает его характеристику особенно обстоятельно.
Н. В. Гоголь создает образ Чичикова средствами, которые отличаются от приемов раскрытия других героев поэмы. Герой появляется в самом начале «Мертвых душ», но о нем известно отнюдь не многое. Кратко описывается его внешность, потом сообщаются чин да крайне неопределенная цель приезда в город. Уже в портретной характеристике автор подчеркивает внешнюю неприметность героя и его способность производить весьма приятное впечатление на окружающих: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок: нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».
Если образы помещиков Н. В. Гоголь мастерски создает, пользуясь одной и той же схемой, согласно которой сначала дается описание поместья, затем дома, а только после этого самого героя, то Чичиков проявляет вначале определенные черты характера, совершает действия, только много позже, в 11 главе первого тома, мы узнаем подробности его биографии, его «историю». Таким образом, автор в одном произведении использует разные приемы создания образов. Для помещиков избирается прием проявления свойств героя через предметы, вещи, его окружающие. Достаточно, например, вспомнить, как в доме Собакевича каждая вещь, «каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича!». Образ Павла Ивановича Чичикова раскрывается преимущественно через общение с другими героями.
Однако Н. В. Гоголь прибегает и к приемам характеристики через предмет и к внутреннему монологу как средству характеризации персонажа. Можно упомянуть, например, знаменитую шкатулку Чичикова, подробное описание которой дается и в первой главе, и в эпизоде посещения Павлом Ивановичем имения Коробочки, и во втором томе, когда, находясь под следствием, Чичиков, постоянно вспоминает об этой шкатулке. В ней для Павла Ивановича сосредоточилось все, чего он смог добиться в жизни, плоды «трудов». Для создания образа Павла Ивановича Чичикова важно, что черты его характера раскрываются постепенно. Кроме того, этот персонаж дан автором в развитии, он способен изменяться, и это проявляется не только в том что герой приспосабливается к манере поведения, взглядам человека, с которым общается.
Н, В. Гоголь считает подобную способность одним из свойств натуры русского человека. Так, он отмечает, что «у нас на Руси, если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко обогнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения». Павел Иванович Чичиков достиг немалых высот в этом искусстве. Он владеет и возвышенным сентиментальным слогом, который производит впечатление на некоторых чиновников, Манилова, и в особенности на дам губернского города NN.
Поездка Чичикова с целью покупки «мертвых душ» - средство, которое позволило автору показать панораму жизни России, создать галерею ярких образов, сложных характеров. Если Гоголь в первом томе сатирически обрисовывает помещиков и чиновников, то в Павле Чичикове причудливо сочетаются отрицательные и положительные черты. Предлагая Манилову приобрести у него умерших крестьян, Павел Чичиков оказывается в несомненном выигрыше. Помещик не только не берет денег, но и предлагает оформить за свой счет купчую. Кроме того, именно у Манилова Чичиков заимствует замечательное определение для своей аферы, которое звучит респектабельно и гуманно- «негоция». Кстати, в дальнейшей беседе с Маниловым он пользуется именно этим словом.
Формально Чичиков остается победителем в торге за «мертвые души» с Коробочкой. Однако эта победа затем стоила ему слишком дорого. Коробочка, опасаясь что она продешевила, отправляется в город, чтобы узнать, «почем нынче мертвые души». Ее приезд- начало краха Чичикова. Во встрече с Ноздревым обнаруживается слабость в характере Чичикова, его некоторое легкомыслие, стремление добиться цели побыстрее. Отнюдь не случайно Павел Иванович позже бранил себя за то, что рассказал Ноздреву о своем деле. В проигрыше оказывается Чичиков и при покупке крестьян у Собакевича. Всей целеустремленности, всего упорства Павла Ивановича не хватает для того, чтобы убедить Собакевича продать «мертвые души» дешево. Далеко не сразу удается персонажу найти и нужный тон в общении с этим человеком, похожим на «средней величины медведя».
В торге с Плюшкиным Чичиков оказывается в выигрыше. Однако и Плюшкин, по-видимому, убежден, что совершил весьма выгодную сделку. Мне кажется, что в этом случае Гоголь показал два типа приобретателя. Павел Чичиков копит деньги для того, чтобы «обзавестись семейством», испытать все, что супит богатство. Плюшкин копит уже практически бездумно, только ради процесса накопления. Автор дает собственную оценку персонажу лишь в 11 главе. До этих пор он предоставляет эту возможность другим персонажам, самому Чичикову, а выводы должен делать читатель. Рассказывая уже в конце поэмы биографию главного героя, Н. В. Гоголь показывает причины, по которым Чичиков стал именно таким. Он пишет:, «Очень сомнительно, чтобы изображаемый нами герой понравился читателям». Пожалуй, это первая открыто высказанная авторская оценка персонажа.
Излагая в этой главе достаточно подробно биографию Чичикова, Н. В. Гоголь пытается показать истоки характера персонажа, определить причины поступков героя. Как объясняет автор, «природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал жалости и сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме, чтобы не трогать уже тех денег, которые положено было не трогать».
Ради получения капитала он совершал многое, но то суровый начальник изгонял его, раскрыв дело о взятках в строительной комиссии, то из-за пустяка раскрывалась замечательная афера с контрабандой кружев. Наконец герой изобретает новую «негоцию»: покупку «мёртвых душ», но и она заканчивается неудачей.
В первом томе своей поэмы Н. В. Гоголь гораздо подробнее описывает отрицательные черты персонажей, в том числе и Чичикова. Однако он показывает, что главный герой произведения не лишён и положительных качеств: Павел Иванович не лишен некоторого романтизма, он мечтает о прекрасной жене, о детях, оправдывает свои поступки тем, что стремится обеспечить их будущее. Персонаж сознательно заглушает в себе все «благие порывы», стремясь к богатству. По замыслу Н. В. Гоголя, во втором томе поэмы «Мёртвые души» должно было произойти нравственное воскрешение Чичикова. К сожалению, следующие части «Мёртвых душ» не сохранились, поэтому остается неясным, сможет ли Павел Иванович Чичиков возродиться к новой, честной и деятельной жизни, или снова вернется «на круги своя». Однако и в этой неопределенности есть некоторые достоинства: читатель может сам домыслить судьбу героя.
Мне кажется, что гениальное произведение Н. В. Гоголя приобрело особую актуальность в наше время, когда каждый человек стоит перед выбором: любыми средствами создать состояние или сохранить верность нравственным принципам.