Идейно-художественное значение образа птицы-тройки и дороги в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
В пору жизненных невзгод, тягостных переживаний, краха творческих планов Н. В. Гоголь стремился куда-нибудь уехать, лишь бы только сменить обстановку. Дорожные происшествия и впечатления помогали ему рассеяться, избавиться от дурного расположения духа и обрести внутренний покой. Возможно, один из таких моментов своей биографии он запечатлел в известном лирическом отступлении в «Мертвых душах»: «Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала!»
Б пути-дороге Гоголь вынашивал и обдумывал свои будущие произведения, здесь «обретали плоть и кровь» его персонажи. Под звон колокольчиков и стук копыт Гоголь слушал их речи, вглядывался в выражения лиц, становился свидетелем их поступков. Благодарственным гимном дороге звучат строки писателя: «А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»
Чтобы не ушли, не выветрились из памяти дорожные картины, Гоголь иногда прерывал путешествие и садился писать. Сохранился рассказ самого писателя о том, что однажды, путешествуя по Италии, по дороге остановившись в шумном трактире, испытал величайшее желание писать. Он сел за столик, «забылся удивительным сном, и написал целую главу первого тома «Мертвых душ».
И так получилось, что тема дороги стала излюбленным композиционным приемом произведений Гоголя. Его герои обязательно куда-нибудь идут или едут, а в пути с ними случаются различные истории...
Тема дороги- композиционный стержень в поэме «Мертвые души». Кроме того, в этом произведении во всю мощь заявляет о себе многогранный образ дороги. В сюжете поэмы - это и жизненный путь Чичикова («но при всем том трудна была его дорога»), и дорога, по которой этот герой едет в своей бричке, и дороги истории, по которым несется Русь-тройка, и пути развития человечества... Со словом «дорога» тесно связана идея произведения о путях развития России - жгучий вопрос современности, которому Гоголь хотел дать свое решение.
Обратившись к словарю, мы читаем: «Дорога и путь совпадают почти во всех значениях. Различия между ними заключаются в очень тонких оттенках, основанных, главным образом, на том, что слово дорога имеет конкретное (предметное) значение, а путь - более общий и отвлеченный характер».
Изображая похождения Чичикова, Гоголь использует слово «дорога» большей частью в прямом значении- направление, путь следования: «Но Селифан никак не мог припомнить, два или три поворота проехал. Сообразив и припоминая несколько дорогу, он догадался, что много было поворотов, которые все пропустил он мимо». «А Чичиков в довольном расположении духа сидел в своей бричке, катившейся давно по столбовой дороге». И еще: «...он (Чичиков) занялся только одной дорогою, посматривал только направо и налево... Наконец, и дорога перестала занимать его...»
Кроме того, это слово выступает у Гоголя в следующих прямых значениях- перед отправлением в путь: «В продолжение этого времени он имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, ...когда человек не принадлежит ни к дороге, ни к сиденью на месте...»; для обозначения понятия «мимоходом»: «дорогою оторвал прибитую к столбу афишу»; как обозначение завершения пути: «С дороги бы следовало поесть чего-нибудь, да пора-то ночная, приготовить нельзя».
В лирических отступлениях, где речь идет о творческих замыслах писателя, особенностях его художественного метода, высоком назначении человека, будущности России, слово «дорога» выступает уже в других, переносных значениях.
Прежде всего в значении «жизнь человека»: «Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу... всю страшную потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь... которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога...»
Затем - как процесс творчества, призыв к неустанному писательскому труду: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями... озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!.. В дорогу! в дорогу! прочь набежавшая на чело морщина и строгий сумрак лица!»
А вот пример использования этого слова в рассуждении автора о путях развития человечества: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко а сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины...» Мы видим противопоставление прямого, торного пути, который «всех других путей шире... озаренный солнцем», кривой, уводящей в сторону дороге.
В заключающем первый том «Мертвых душ» лирическом отступлении автор говорит о путях развития России, о ее будущем: «Не так пи и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, отстает и остается позади... летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Образ стремительно несущейся вперед бойкой и необгокимой птицы-тройки по праву входит в сокровищницу русской национальной фразеологии. В этом образе писатель-патриот выразил свою любовь к Отчизне, художественно воплотил стремительность ее исторического развития, веру в ее лучшее будущее, мысль о неисчерпаемых творческих возможностях русского народа.
Образ гоголевской тройки неоднозначен, и уже на страницах поэмы выявляется его трехплановое построение. Сначала в поэме появляется тройка, на которой разъезжает Чичиков, скупающий свой товар. Образ чичиковской тройки с гнедым во главе, с двумя пристяжными - заседателем и лукавым чубарым, с Селифаном на козлах, сонным Петрушкой и «героем нашим», слегка «подлетывающим» на кожаной подушке, довольно прозаичен. И весьма показательно, что автор не употребляет по отношению к этой тройке своего крылатого эпитета «птица», впоследствии так прочно вошедшего в русский язык.
Вслед за этим на страницах поэмы возникает обобщенный образ русской тройки, исполненный подлинной поэзии, в котором соединились черты реализма и романтизма: с одним топором да долотом снарядил и собрал ее ярославский расторопный мужик; «но слышится в ней что-то восторженное - чудное и, как неведомая сила, подхватила она седока на крыло свое». Здесь и стиль повествования меняется, и обобщение углубляется, ибо второй образ включает в себя характеристику могучей, широкой и талантливой натуры русского трудового человека.
Смысл гоголевского образа находит свое дальнейшее и блестящее развитие, продолжение и усложнение в третьей части лирического отрывка, где птица-тройка олицетворяет всю Россию, устремленную вперед, в будущее.
Живописно и красочно гоголевское слово. Еще В. Г. Белинский в статье «Русская литература в 1843 году» очень верно подметил, что Гоголь не пишет, а рисует, «его фраза, как живая картина, мечется в глаза читателю, поражая его своею верностью природе и действительности».