Главная / Гоголь / Ревизор / Сатира на чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (2-й вариант)

Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года, и с тех пор эта комедия вошла в золотой фонд отечественной драматургии. Журналисты и критики николаевской России на разные лады бра­нили комедию, называя автора «бунтовщиком, кото­рому уготована Сибирь». Мнение таких представи­телей передовой общественной мысли, как Вяземс­кий, Кюхельбекер, было иным: они рассматривали новое произведение Гоголя как политическую сати­ру на весь бюрократический режим. В. Г. Белинский считая, что Гоголь заслужил любовь читателей тем, что реалистически отразил современную жизнь и создал галерею типических характеров русских чи­новников. Глубочайший общественно-политический смысл комедии отметил Герцен: «Никто никогда рань­ше не читал такого полного курса патологической анатомии русского чиновничества». И действитель­но. Гоголь своей убийственной сатирой намертво пригвоздил к позорному столбу такие страшные по­роки чиновничества, как карьеризм, взяточничество, бюрократизм. В живых, конкретных сценах, многих эпизодах отражены отношения, сущность которых выражалась в весьма распространенной в те вре­мена формуле: «Чин чина почитай». Невежествен­ное, корыстолюбивое чиновничество приобрело в то время огромную силу и было поистине социальным злом.

Все видные чиновники города, характеризуя положение дел в подведомственных им учреждени­ях, характеризуют одновременно и себя, особеннос­ти своей деятельности. Городничий предстает перед нами довольно расторопным администратором, уме­ющим «подсунуть вовремя взятку и задобрить опас­ного для него человека». Его легко можно узнать по самоуверенной интонации и грубым окрикам в ад­рес подчиненных. Он никого не боится, за исключе­нием столичного начальства. Городничему до сих пор все сходило с рук, оставались безнаказанными все его проделки с купцами, чиновниками, жителями го­рода. В истории с Хлестаковым Сквозник-Дмухановский впервые потерпел фиаско. Он сам признается в финале комедии, что одурачил за свою жизнь трех губернаторов, а теперь вот обманут сам.

Судья Ляпкин-Тяпкин- лицо выборное. Он гор­дится своим умом и красноречием, образованностью и осведомленностью. Но весь интеллектуальный багаж судьи сводится к нескольким масонским кни­гам, которые он прочитал в своей жизни. У него есть собственная доморощенная теория сотворения мира, и приезд ревизора он объясняет тем, что ско­ро начнется война с Турцией, поэтому нужно выяс­нить настроение людей в провинции. Ляпкин-Тяп­кин - бездельник, хитрец и взяточник, хотя он сам считает себя честным человеком, полагая, что взят­ка «борзыми щенками» не так постыдна, как взятка в виде дорогой шубы, какую получил однажды Го­родничий. Судья умело пользуется своим служебным положением: охотится на зайцев в угодьях как по­терпевших, так и обвиняемых.

Земляника - обобщенный образ плута и мошен­ника, характерный для чиновника того времени. К своим попечительским обязанностям он относится спустя рукава, но изрядно наживается на всех бого­угодных заведениях: больницах, приютах, богадель­нях. Должность Земляники предоставляет очень широкие возможности для обмана вышестоящих чи­новников и казнокрадства: денежные средства, от­пускаемые для содержания больниц и приютов, он прикарманивает без всякого стеснения, поэтому в ле­чебных заведениях «дорогих лекарств не дают», больные «выздоравливают, как мухи» (т. е. почти все умирают), а стариков в богадельнях «пичкают капус­той вместо супа». Земляника способен оклеветать своих сослуживцев, донести, посплетничать. Во вре­мя приватного разговора с Хлестаковым он сообща­ет «для пользы отечества», что судья проводит все свое свободное время в обществе жены Добчинского и что все дети последнего, даже маленькая де­вочка, как две капли воды похожи на судью. Артемий Филиппович полон злобы и зависти, особенно к го­родничему, поэтому готов оклеветать его любой це­ной за то, что Сквозник-Дмухановский «лезет в гене­ралы».

Смотритель училищ Хлопов возглавляет про­свещение. Он всего лишь титулярный советник, и маленький чин заставляет его перед всеми пре­смыкаться, всего бояться. Постоянное ожидание ре­визии или доноса со стороны сослуживцев, обвине­ния «в неблагонадежности» сделали Хлопова таким трусом.

Интересен образ почтмейстера Шпекина, лю­бителя чужой корреспонденции. Этим персонажем автор дополнил галерею «кривых рож и свиных рыл» России того времени.

Несомненно стоит упомянуть о местных поме­щиках, сплетниках и болтунах Добчинском и Бобчинском, сыгравших не последнюю роль в той путани­це, которая произошла в связи с ожиданием приез­да ревизора и случайным появлением Хлестакова. Интересы помещиков столь же убоги, как и интере­сы чиновников. Они от скуки ждут всяких сенсаций и готовы мгновенно распространить любую пикантную
новость.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь показан це­лый мир чиновнической России. Писатель гневно осудил типичнейшие для своего времени обществен­ные и социальные пороки, такие, как взяточничество, чинопочитание, злоупотребление властью и многие другие. Все персонажи комедии показаны автором гротескно и вместе с тем в высшей степени реалис­тично. Вероятно поэтому актуальность и острота тем, поставленных писателем в этом произведении, не по­теряют своей значимости никогда.

 

   


Поиск по сайту
Наши спонсоры