Сатира на чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (2-й вариант)
Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года, и с тех пор эта комедия вошла в золотой фонд отечественной драматургии. Журналисты и критики николаевской России на разные лады бранили комедию, называя автора «бунтовщиком, которому уготована Сибирь». Мнение таких представителей передовой общественной мысли, как Вяземский, Кюхельбекер, было иным: они рассматривали новое произведение Гоголя как политическую сатиру на весь бюрократический режим. В. Г. Белинский считая, что Гоголь заслужил любовь читателей тем, что реалистически отразил современную жизнь и создал галерею типических характеров русских чиновников. Глубочайший общественно-политический смысл комедии отметил Герцен: «Никто никогда раньше не читал такого полного курса патологической анатомии русского чиновничества». И действительно. Гоголь своей убийственной сатирой намертво пригвоздил к позорному столбу такие страшные пороки чиновничества, как карьеризм, взяточничество, бюрократизм. В живых, конкретных сценах, многих эпизодах отражены отношения, сущность которых выражалась в весьма распространенной в те времена формуле: «Чин чина почитай». Невежественное, корыстолюбивое чиновничество приобрело в то время огромную силу и было поистине социальным злом.
Все видные чиновники города, характеризуя положение дел в подведомственных им учреждениях, характеризуют одновременно и себя, особенности своей деятельности. Городничий предстает перед нами довольно расторопным администратором, умеющим «подсунуть вовремя взятку и задобрить опасного для него человека». Его легко можно узнать по самоуверенной интонации и грубым окрикам в адрес подчиненных. Он никого не боится, за исключением столичного начальства. Городничему до сих пор все сходило с рук, оставались безнаказанными все его проделки с купцами, чиновниками, жителями города. В истории с Хлестаковым Сквозник-Дмухановский впервые потерпел фиаско. Он сам признается в финале комедии, что одурачил за свою жизнь трех губернаторов, а теперь вот обманут сам.
Судья Ляпкин-Тяпкин- лицо выборное. Он гордится своим умом и красноречием, образованностью и осведомленностью. Но весь интеллектуальный багаж судьи сводится к нескольким масонским книгам, которые он прочитал в своей жизни. У него есть собственная доморощенная теория сотворения мира, и приезд ревизора он объясняет тем, что скоро начнется война с Турцией, поэтому нужно выяснить настроение людей в провинции. Ляпкин-Тяпкин - бездельник, хитрец и взяточник, хотя он сам считает себя честным человеком, полагая, что взятка «борзыми щенками» не так постыдна, как взятка в виде дорогой шубы, какую получил однажды Городничий. Судья умело пользуется своим служебным положением: охотится на зайцев в угодьях как потерпевших, так и обвиняемых.
Земляника - обобщенный образ плута и мошенника, характерный для чиновника того времени. К своим попечительским обязанностям он относится спустя рукава, но изрядно наживается на всех богоугодных заведениях: больницах, приютах, богадельнях. Должность Земляники предоставляет очень широкие возможности для обмана вышестоящих чиновников и казнокрадства: денежные средства, отпускаемые для содержания больниц и приютов, он прикарманивает без всякого стеснения, поэтому в лечебных заведениях «дорогих лекарств не дают», больные «выздоравливают, как мухи» (т. е. почти все умирают), а стариков в богадельнях «пичкают капустой вместо супа». Земляника способен оклеветать своих сослуживцев, донести, посплетничать. Во время приватного разговора с Хлестаковым он сообщает «для пользы отечества», что судья проводит все свое свободное время в обществе жены Добчинского и что все дети последнего, даже маленькая девочка, как две капли воды похожи на судью. Артемий Филиппович полон злобы и зависти, особенно к городничему, поэтому готов оклеветать его любой ценой за то, что Сквозник-Дмухановский «лезет в генералы».
Смотритель училищ Хлопов возглавляет просвещение. Он всего лишь титулярный советник, и маленький чин заставляет его перед всеми пресмыкаться, всего бояться. Постоянное ожидание ревизии или доноса со стороны сослуживцев, обвинения «в неблагонадежности» сделали Хлопова таким трусом.
Интересен образ почтмейстера Шпекина, любителя чужой корреспонденции. Этим персонажем автор дополнил галерею «кривых рож и свиных рыл» России того времени.
Несомненно стоит упомянуть о местных помещиках, сплетниках и болтунах Добчинском и Бобчинском, сыгравших не последнюю роль в той путанице, которая произошла в связи с ожиданием приезда ревизора и случайным появлением Хлестакова. Интересы помещиков столь же убоги, как и интересы чиновников. Они от скуки ждут всяких сенсаций и готовы мгновенно распространить любую пикантную
новость.
В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь показан целый мир чиновнической России. Писатель гневно осудил типичнейшие для своего времени общественные и социальные пороки, такие, как взяточничество, чинопочитание, злоупотребление властью и многие другие. Все персонажи комедии показаны автором гротескно и вместе с тем в высшей степени реалистично. Вероятно поэтому актуальность и острота тем, поставленных писателем в этом произведении, не потеряют своей значимости никогда.