Смех сквозь «невидимые миру слезу» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
В замечательной комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь легко и свободно вводит читателя в мир захолустного уездного городка, отдаленного от столицы. Размеренное течение жизни нарушает «неприятное известие» о приезде ревизора. Подобный сюжет не был нов, о таких случаях ходили забавные анекдоты. Даже самого Гоголя однажды приняли за тайного ревизора. Этот сюжет дал возможность замечательному сатирику изобразить всю чиновничью Русь.
Автор выстраивает в пьесе различные комические ситуации, которые помогают разобраться в пороках чиновничьего сословия. Наиболее подробно в комедии описан городничий, благодаря репликам, авторским ремаркам, вырисовывается образ мошенника, взяточника и самодура. С приездом ревизора к этим качествам добавляются убогость мышления, глупость и трусость. К примеру, на сообщение одного из подопечных, что от заседателя «слегка припахивает водкой», он рекомендует, чтоб тому «посоветовали заедать луком или чесноком».
Основным объектом гоголевской сатиры избрано российское чиновничество. Автор попытался создать образы-символы, олицетворяющие основные пороки этой социальной группы. Каждый из персонажей многопланов, но имеет некую преобладающую черту характера, которая позволяет считать его олицетворением конкретного социального зла. Например, судья Ляпкин-Тяпкин является воплощением безразличного отношения к делу, абсолютного непонимания сути своей деятельности. В то же время он далеко не самый отрицательный персонаж, хотя он и берет взятки, как все чиновники, но оправдывает себя тем, что получает не деньгами, а борзыми щенками. Он заядлый охотник, слывет в городе вольнодумцем, потому что прочел пять-шесть книг, а это резко выделяет его из чиновничьей среды. Забавно слушать глубокомысленные выводы самого «просвещенного» человека в городе, который характеризует приезд ревизора тем, что Россия собирается начать войну с Турцией.
Попечителю богоугодных заведений Землянике Сквозник-Дмухановский говорит, чтобы больных привели в порядок, указывая на то, что в больнице курят крепкий табак, ходят без колпаков и вообще больше похожи на кузнецов. Особое место в комедии занимает Лука Лукич Хлопов, насмерть перепуганный смотритель уездных училищ, со страхом относящийся к лицам вышестоящим: «...со мною если кто-нибудь чином вышестоящим заговорит, у меня души нет и язык как в грязи вязнет». На рассуждения городничего о школьных учителях, например, о том, который, войдя на кафедру, обязательно делает жуткую гримасу, которая может быть неправильно истолкована господином ревизором, Хлопов вспоминает, как из-за подобного поведения учителя он получил выговор за то, что юношеству внушаются вольнолюбивые мысли. Не абсурд ли такое умозаключение, говорящее, во-первых, о пустозвонстве чиновничьих рассуждений, а во-вторых, об абсолютной ограниченности их кругозора. Не менее смешной выглядит фигура почтмейстера, который с такой готовностью и пониманием воспринимает просьбу городничего «немного распечатать и прочитать» каждое письмо, приходящее в почтовую контору. Шпекин без стеснения читает чужие письма, которые находит более интересными, чем «Московские ведомости». Особенно понравившиеся он оставляет у себя, чтобы зачитать наиболее «игривые» места публике.
Расширить рамки представления об откровенной глупости героев помогает образ Хлестакова, который был принят за тайного ревизора. Вдохновенная ложь этого персонажа заставляет нас уже не улыбаться, а откровенно хохотать. Забавно слушать о роскошных обедах, доставляемых прямо из Парижа, из уст человека, ведущего полуголодное существование. Завравшись, он выдает себя за известного писателя, называя в качестве своего произведения популярный журнал «Московские ведомости». Его ложь заходит так далеко, что он присваивает себе авторство «Юрия Милославского», а на вопрос Марии Антоновны, не господина ли Загоскина это сочинение, - отвечает: «Ах, да! Это точно Загоскина, а есть еще другой «Юрий Милославский», так тот уже мой». Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель» - принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.
Таким образом, выставляя на всеобщее обозрение пороки государственных служащих. Гоголь бичует их своим беспощадным смехом: И комическое здесь еще более ярко оттеняет трагическую картину чиновничьих злоупотреблений.