Новаторство Гоголя-комедиографа.
Во-первых, писатель отказался от затертых комедийных амплуа, противопоставив им многообразие живых повседневных образов. «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих, дайте нам наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!» - восклицал Гоголь, и в «Ревизоре» «русские плуты» и «чудаки» представлены были в полном объеме. Во-вторых, автор требовал от комедии современности, новизны сюжета, выведенного не из театральной традиции, а из повседневной русской жизни. «Ревизор» полностью удовлетворяет этому требованию. В основе комедии лежит клубок «современных страстей и странностей», в ней отсутствуют какие бы то ни было искусственные эффекты. В «Ревизоре» не встретишь никаких неестественных поворотов сюжета. В отличие от многих его современников-комедиографов автор строит действие очень логично и последовательно, от начала до конца оно движется не вмешательствами извне, а логикой драматургического развития характеров самих персонажей. То же самое можно сказать и о природе смешного в пьесе: комизм ситуаций «Ревизора» заключается не во внешних обстоятельствах, а во внутреннем мире героев.
Однако для того, чтобы показать новаторство и оригинальность «Ревизора», недостаточно сравнения с традиционными русскими комедиями, водевилями, мелодрамами. Доказательство будет гораздо более убедительным, если сопоставить «Ревизора» с такими общественно значимыми комедиями, как «Недоросль» Фонвизина и «Гора от ума» Грибоедова. Они также в свое время вызвали широкий резонанс в обществе и стали огромными событиями а отечественной литературе и драматургии. Безусловно, гоголевская степень художественного обобщения и степень сатиричности, которых он достигаете «Ревизоре», были бы невозможны без вклада в развитие комедийного жанра, который сделали его великие предшественники. При этом различия «Недоросля» и «Ревизора» более явны, так как эти комедии относятся к различным литературным направлениям: классицистическому и реалистическому. Больше всего бросается в глаза непохожесть образов действующих лиц. Персонажи «Недоросля» строго разделены на положительных и отрицательных, они -олицетворение либо порока, либо добродетели. Здесь герои - это всего лишь инструменты в руках автора для выражения определенной идеи, для достижения цели. Цель Фонвизина - доказать неразумность зла, а также неизбежное торжество добродетелей, основанной на строгих требованиях разума. Словом, «Недоросль»- это прежде всего просветительская рационалистическая комедия, в которой доказано, что опирающаяся на разум добродетель всегда восторжествует над злом.
В «Ревизоре» нет ничего похожего на черно-белые образы фонвизинской комедии. Характер каждого действующего лица выписан очень подробно и, главное, натурально. Никто не сомневается в житейской достоверности образов городничего или Хлестакова, Ляпкина-Тяпкина или Земляники. Они бесконечно далеки от идеала, но в каждом из них есть что-то человеческое, а иногда даже возвышенное. Гоголь в изображении характеров добился максимального реализма, чего, как мне кажется, не смог добиться Грибоедов, хотя в его комедии за внешним следованием классицистическим канонам уже стоит реалистическая неоднозначность образов, которая, однако, распространяется не на все персонажи. Грибоедов создал концепцию реализма, но непоследовательно применил ее при создании «Горя от ума».
Еще одно сходство и различие между комедиями ( Гоголя и Грибоедова - это новаторство в построении драматургического произведения, его композиции. Здесь автор «Горя от ума» последовательнее. Соблюдая внешне традиционную комедийную интригу, он совершенно видоизменяет функции действующих лиц и переиначивает устои драматического жанра, заставляя зрителя по-новому взглянуть на комедию. Первое действие не обнаруживает истинного положения дел, вводя зрителя в заблуждение, заставляя его переносить привычные представления на действующих лиц комедии и приписывать Чацкому пороки традиционного вертопраха, а Молчалину -добродетели положительного героя. Но уже во втором действии это впечатление начинает разрушаться, а далее рушится совсем. К тому же в комедии отсутствует необходимое для благополучной развязки пятое действие, что само по себе уже было неслыханным нарушением канонов. Гоголь в этом отношении пошел дальше.
Он создал схему действия, поистине гениально раскрывающую «сверхзадачу» автора «Ревизора». Завязка в «Ревизоре» предшествует экспозиции. Последняя фраза пьесы становится одновременно и ее кульминацией, и ее развязкой и возвращает читателя к самому началу действия, к исходному положению, то есть становится своеобразной новой завязкой, за которой, однако, не следует никакого реального действия. Замечательная первая реплика городничего становится сильнейшим импульсом, который приводит в движение всех и сообщает комедии необыкновенную динамичность.