Пушкин А.С сочинения, шпоргалки /pushkinas Thu, 21 Mar 2019 06:52:43 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru "Я так люблю Татьяну милую мою". /pushkinas/129-q-q В русской литературе было создано немало прекрасных образов, ставших идеалами. Один из них- это Татьяна Ларина,героиня романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Татьяна жила в небольшом поселке, с виду была обыкновенной провинциалкой,обычной девушкой. Кроме того, в отличие от сестры Ольги, она не обладала явной красотой, весельем и другими качествами типичных героинь романов. Напротив, автор подчеркивает, что Татьяна была абсолютно другой: "Дика, печальна, молчалива..." Даже ребенком она предпочитала играм с другими детьми сидеть одной у окна, потому что дети не казались ей интересными собеседниками.

Автор специально назвал любимую героиню простым русским именем Татьяна, хотя обычно героини романов обладали поэтическим и необычным именем. Зато Татьяна обладала качествами, присущими русской девушке. Она верила гаданиям и приметам,любила природу, могла часами любоваться красотой лесов,полей, цветов, мечтать среди них или наблюдать за звездным небом с балкона.

Самой большой стратью Татьяны были книги. Она прочитала много романов, и из-за своего живого воображения представляла себя на месте героинь и мечтала о любви: "Ей рано нравились романы, они ей заменяли все..."

Татьяну можно назвать смелой и своенравной, так как не каждая девушка, особенно в тем времена, была способна признаться в любвт первой, причем написать такое трогательное и искреннее объяснение. Таня была уверена, что Онегин окажется способен ответить на ее чувство, и потому его суровый отказ глубоко ранил ее. Но она была так предана своему чувству, что не перестала его любить, даже несмотря на его натуру, о которой она узнает из его книг:"...Татьяна любит не шутя".

На протяжении всего романа автор поддерживает свою героиню, они глубоко привязан к Татьяне, считает ее идеалом:" Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью..."

На протяжении романа с героиней происходят перемены. Она вышла замуж за генерала, стала знатной княжной, с чувством сообственного достоинства, умеющая вести себя в обществе:"...беспечной прелестью мила..."Когда Онегин признается Татьяне в любви, она хоть и по-прежнему не изменна к нему в своей чувстве, но отвергает его. Это можно объяснить тем, что девушка предпочла долг и уважение к своему мужу сообственному счастью. Только действительно благородная и сильная духом натура могла бы поступить также.

Татьяна-замечательный образ, который воплащает в себе качества настоящей русской девушки и может по праву считаться идеалом на все времена.

]]>
Лирика Пушкина Thu, 31 Jul 2014 05:12:18 +0000
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина /pushkinas/113-2012-05-29-11-20-46    Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836). Каковы же в понимании Пушкина назначение поэта и задачи поэзии в этом мире? 

    В стихотворении “Пророк” поэт сравнивается с пророком. В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. В основу “Пророка” положен рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Этим стихотворение отличается от других, в которых, говоря о поэзии и поэте, Пушкин использовал образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который “влачился” без цели в “пустыне мрачной”, до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. Это пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был “духовной жаждою томим”. Посланник Бога серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта, У грешника открываются глаза:

    Отверзлись вещие зеницы, 
    Как у испуганной орлицы...

    Человек получил чуткий слух, вместо “грешного”, “празднословного”, “лукавого” языка- “жало мудрыя змеи”, вместо “сердца трепетного” -“угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преображения, изменения чувств и способностей человека оказывается недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом: “Как труп в пустыне я лежал”. Нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой поэт творит и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так глубоко и точно видит и слышит. И в завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю:

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли, 
    Исполнись волею моей, 
    И, обходя моря и земли, 
    Глаголом жги сердца людей.

    Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно “жечь сердца людей”, показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни. 
    Стихотворение “Разговор книгопродавца с поэтом” также посвящено теме поэта и поэзии. Поэт тоскует о тех временах, когда он “писал из вдохновенья, не из платы”. Но слава лирического героя отобрала у него покой: “свет узнал и раскупил” его “сладкозвучные творенья”. Но “гоненье низкого невежды” и “восхищение глупца” вовсе не стоят того, чтобы творить ради них, считал Пушкин. Светская чернь недостойна вдохновения великого поэта. Восхищению толпы, славе в свете лирический герой предпочитает свободу. Но книгопродавец возражает: 

    Наш век — торгаш; в сей век железный 
    Без денег и свободы нет.

    Он хочет приобрести рукопись новой поэмы поэта и предлагает: 

    Не продается вдохновенье, 
    Но можно рукопись продать. 
    Что ж медлить?

    Поэт соглашается, но выражая свое согласие, резко переходит на прозу: “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”. Ведь в продаже своего творчества никакой поэзии нет. Поэту дан дар от Бога, он призван “глаголом жечь сердца людей”, а не продавать свои стихи. Но такова жизнь, и в этом - трагедия для истинного певца, для великого поэта. 
    Трагической судьбе поэта, его одиночеству, трудным взаимоотношениям с “толпой”, то есть светской чернью, посвящены стихотворения “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”. 
    В стихотворении “Поэт” Пушкин подчеркивает божественное происхождение поэтического дара. В первой части произведения мы видим, что поэт - обычный человек, как все; он погружен “в заботы суетного света”: 

    Молчит его святая лира; 
    Душа вкушает хладный сон, 
    И меж детей ничтожных мира, 
    Быть может, всех ничтожней он.

    Но во второй части происходит преображение. Причем превращения в душе поэта происходят благодаря “божественному глаголу”. И в этом смысле стихотворение “Поэт” сродни “Пророку”. Путь грешника по пустыне был столь же бесцелен, как и “заботы суетного света”, в которые погружен поэт. Но вот благодаря высшей силе происходит преображение, и душа поэта пробуждается, как и душа пророка. Теперь лирическому герою чужды “забавы мира” и людская молва. Теперь он тоскует в той среде, в которой вращался ранее. Пророк отправляется к людям, чтобы “жечь” их сердца словом Божиим. А поэту нет места среди людей, среди толпы, которая не понимает его, и он бежит, “дикий и суровый”, 

    На берега пустынных волн, 
    В широкошумные дубровы...

    Он полон “звуков и смятенья”, его вдохновение ищет выхода, и его “святая лира” больше не может молчать. Так рождаются стихи, способные потрясти человеческие души, способные “жечь” сердца людей. 
    Но не всегда люди внемлют призывам поэта, не всегда он находит понимание среди них. Чаще всего поэт одинок в обществе, в “толпе”, под которой Александр Сергеевич подразумевает светскую чернь. Об этом стихотворение “Поэт и толпа”. Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни, называя ее “тупой”, “хладной”, “надменной”, “непосвященной”. В этом произведении поэт выплескивает свое отчаяние и горечь, ведь толпа не принимает его, им не слышны и не понятны его призывы:

    К какой он цели нас ведет? 
    О чем бренчит? Чему нас учит? -

    толкуют “сердцем хладные скопцы”, “клеветники, рабы, глупцы”. Песнь поэта для них - пустой звук; она не имеет материального выражения, потому чернь отвергает такое искусство:

    Какая польза нам от ней? -

    говорят они. Певец же выражает презрение к “бессмысленному народу”:

    Подите прочь - какое дело 
    Поэту мирному до вас! 
    В разврате каменейте смело, 
    Не оживит вас лиры глас! 
    Душе противны вы, как гробы.

    Пушкин возмущен духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов ввысь, без устремления к прекрасному. Что стоит мнение такой толпы, не умеющей услышать и понять великого поэта? Он не нуждается в ее признании и любви. Певец не желает “сердца собратьев исправлять”, ведь такие сердца “лиры глас” не оживят. А поэт рожден “не для житейского волненья”, а для “вдохновенья, для звуков сладких и молитв”. 
    Этой же теме посвящено послание “Поэту”. Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на “суд глупца” и “смех толпы холодной”:

    Ты царь: живи один. Дорогою свободной 
    Иди, куда влечет тебя свободный ум.

    Автор утверждает, что лучший судья своему творчеству — сам поэт. Мнение непросвещенной толпы, глубоко равнодушной к истинной поэзии, неважно. Но если “взыскательный художник” доволен своим трудом, значит, его творчество действительно чего-то стоит. И тогда

    ...пускай толпа его бранит 
    И плюет на алтарь, где твой огонь горит, 
    И в детской резвости колеблет твой треножник.

    Об одиночестве поэта и непонимании читателей говорится и в стихотворении “Эхо”. Настроение автора в начале и в конце этого произведения неодинаково. В начале Пушкин рассказывает о том, как рождаются стихи. Любой звук побуждает поэта к творчеству, вселяет вдохновение: и рев зверя, и гром, и пение девушки, и крик пастухов. У поэта “на всякий звук” есть “свой отклик в воздухе пустом”. Именно поэтому певец и сравнивается с эхом. Но, как и эхо, ответа на свои “отклики” поэт не получает. Таким образом, концовка стихотворения печальна, ведь судьба поэта подчас трагична: не все его призывы пробуждают сердца людей, не всем близки его стихи. 
    В стихотворениях “Поэт”, “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости от толпы, светской черни. Александр Сергеевич желает сохранить независимость своего таланта от посягательств на него со стороны света. Этим настроением проникнуто стихотворение “Из Пиндемонти”. Поэт рассуждает о том, какая свобода нужна человеку. По мнению автора, “громкие права” “оспоривать налоги или мешать царям друг с другом воевать” ничего не значат. От них “кружится голова”, но реальной свободы подобная “сладкая участь” не сулит. Что же за “лучшие права” и “лучшая свобода”, которые “потребны” Пушкину?

    ...Никому 
    Отчета не давать, себе лишь самому 
    Служить и угождать; для власти, для ливреи 
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; 
    По прихоти своей скитаться здесь и там...

    Именно это автор считает высшим счастьем, истинными правами. Это та цель, к которой, по мысли Александра Сергеевича, следует стремиться. Окончательное утверждение гражданского долга поэта, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществляет в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал, 
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу 
    И милость к падшим призывал.

    Стихотворение является своеобразным завещанием поэта. Обращаясь к Музе, автор призывает ее быть послушной “веленью Божию”, воспринимать равнодушно “хвалу и клевету” и, главное, “не оспоривать глупца”. Этот призыв обращен к поэту, которому предстоит творить в будущем. 
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” — сознание выполненного долга перед народом. А долг этот, по мнению Пушкина, заключается в служении России, в защите передовых идей своего времени, в пробуждении людских сердец, в изображении подлинной, неприкрашенной правды жизни. Пушкин вносит в поэзию принцип гражданственности, что впоследствии будет продолжено другими великими русскими поэтами.

 
Беру!
 
   
  Беру!
]]>
Лирика Пушкина Tue, 29 May 2012 11:20:45 +0000
Сочинение по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". /pushkinas/96--q-q  Замысел самой повести относится к началу 1833 года. Тогда Пушкин начинает собирать материал, связанный с восстанием Пугачева. Закончив повесть осенью 1836 года, он поставил под ней дорогую для него лицейскую дату - 19 октября и озаглавил ее о русском бунте, "бессмысленном и беспощадном" - "Капитанская дочка", придав историческому событию, связанному с потрясением государственных основ, значение семейного дела. По сути, это произведение - нравственное завещание поэта, так как с 19 октября 1836 года до смерти Пушкина оставалось сто дней. И пройдя непростой жизненный путь , будучи уже отцом семейства, он задается вопросом : что же в этом мире спасительно - русский бунт, сила закона или что-то еще...

Основная проблема повести связана с осмыслением исторических путей России. Пушкин передает право рассказывать о пугачевском восстании Петру Гриневу, дворянину, из богатой родовитой семьи, который имеет нравственные устои, верность долгу и чести - все это неотъемлимые черты его характера, верного традициям патриота.

В повести "Капитанская дочка" позиции автора и рассказчика в одном месте совпадают, а в другом нет. Так например, Пушкин восхищается Пугачевым, когда он говорит с хозяином ночлега иносказательно он хитрит, что-то утаивает. Так же и Гринев, ему интересен Пугачев. У писателя не вызывает сомнения незаурядность и сила личности народного вождя , его талант полководца и смелость. Пушкин предает разбойнику некую романтизацию, что объясняется вниманием автора к внутреннему миру Пугачева.

Емельян Пугачев - казак, хороший военный организатор, великодушный и справедливый человек, это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его : "Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь." Природный ум, сметка, энергичность, все это способствовало тому, что он возглавил крестьянское восстание. Наружность его рассказчику показалась замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде показывалась проседь ; глаза живые и большие так и бегали . Он был приятен, но несколько плутен. Волосы его были обстрижены в кружок. На нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Но он помнит и добро, которое ему когда-то сделали. Он благодарен за то, как Гринев отнесся к нему, простому казаку, за чарку водки, и за заячий тулуп.

Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь его наполнена пословицами и поговорками. В его отношениях с подчиненными нет никакого чинопочитания. Автор показывает, что Пугачев способен проявить милость и благодарность, но и способен оценить честь и мужество противника.

Образ предводителя кретьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа. Понять дух народа помогают образы Савельича и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут во власти традиций. Пушкинс подлинным реализмом показал крестьянское восстание, его предводителя и его учасников - народ.

Автор далек от идеализации Пугачева. Он отдает предпочтение реформам  перед революцией , он не приемлет кровопролития. Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известные слова : " Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! " Расценивая пугачевское восстание  не иначе , как бессмысленный  бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в произведении злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить , что этот замысел Пушкин реализовал. 

]]>
Лирика Пушкина Tue, 27 Sep 2011 16:20:18 +0000
Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина /pushkinas/20-tema-lubvi-i-drugby Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Лирика Александра Сергеевича Пушкина богата и разнообразна по своей тематике. Поэт вошел в историю мировой литературы как певец вольности, мастер пейзажной лирики, противник всякого насилия над человеком, деспотизма и тирании. Но мне кажется, что нежная, любящая, благородная душа Пушкина ярче всего проявляется в стихотворениях, посвященных любви и дружбе. Эти чувства были святыми для поэта, самыми главными в его короткой, но насыщенной событиями жизни.

Пушкин с нежностью и любовью относился к своим старым лицейским товарищам. В «Послании к кн. Гончарову» поэт признается в том, что ему легче дышать в «счастливой семье», как он называет круг друзей:

И признаюсь, мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья,

Где ум кипит, где в мыслях волен я.

Пушкин говорит, что лицеисты - это «прекрасного друзья». В обществе дорогих ему людей поэт свободно живет и мыслит, здесь он может спорить, радоваться, среди друзей обостряются его чувства, происходит словно возвращение в лицейскую юность. Поэтому так неприятно Пушкину само воспоминание о «вялых, бездушных собраниях», о скуке и пустоте светского общества, которым откровенно тяготится поэт. Однако волею судьбы он часто находился в долгой разлуке с милыми его сердцу лицейскими друзьями. В такие моменты жизни поэт особенно остро нуждался в поддержке, очень радовался каждой весточке от друзей, которые не забывали опального поэта. Ярким примером, образцом пушкинского отношения к старым товарищам может служить знаменитое стихотворение «19 октября», написанное в 1825 году. Каждый год именно в этот день лицеисты собирались на торжественную встречу, посвященную дню открытия Лицея. Но в октябре 1925 года Пушкин был в ссылке, поэтому так грустно звучат первые строки стихотворения. Закат природы осенью ассоциируется с закатом человеческой жизни. Находясь в Михайловском, поэт говорит о своей личной боли, о тяжести одиночества, которое наиболее трудно переносить именно теперь, когда старые друзья вновь собираются вместе. Однако сквозь мотивы грусти и тоски пробивается авторский оптимизм. Поэт говорит о святости дружбы и утверждает, что это чувство прекрасно и вечно:

Друзья мои, прекрасен наш союз.

Он, как душа, неразделим и вечен,

Непоколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Эти строки перекликаются со словами послания Горчакову. Общество друзей - это семья родственных душ, союз прекрасный и счастливый, который освящен беспечностью молодости, любовью к искусству. Пушкин обращается со словами благодарности к тем, кто не забыл его, посетил поэта в Михайловском. Особая благодарность адресована Пушкину, чье появление в доме опального поэта превратило серый тоскливый день в настоящий праздник Лицея. Пушкин первым посетил друга в Михайловском, и Пушкин на всю жизнь сохранил память об, этом. Когда многие его друзья-декабристы были сосланы, поэт отправил в Сибирь не только послание «Во глубине сибирских руд...», но и послание «И. И. Пушкину», которое начинается словами:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Так Пушкин хочет поддержать товарища в трудную для того пору, как когда-то Пушкин вернул поэту радость праздника, ощущение жизни. Той же теплотой, гуманизмом, искренностью отличаются стихотворения, посвященные теме любви. Только Пушкин мог так сказать о самом прекрасном человеческом чувстве:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась, ты.

Для поэта образ любимой - это «мимолетное виденье», «гений чистой красоты». Когда читаешь эти строки, кажется, что в любви сочетаются земное и божественное начала. Пушкин создает восхитительную картину гармонии, в которой есть и простота, и естественность, и «божество, и вдохновенье». Человек не может жить без любви, он томится и страдает до тех пор, пока перед ним не возникнет снова милый образ. Пушкинские строки очень точно передают чувства человека, попавшего во власть этого великого ощущения необходимости любить и быть любимым. В стихотворении «Признание», в котором описывается душевное состояние по-настоящему влюбленного человека, поэт показывает всю силу любви, ее способность дарить и радость, и печаль:

Я вас люблю, хоть я бешусь.

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь.

Сколько нежности, искренности в этих словах! Как великолепно сочетаются любовь как «глупость несчастная» и любовь как то, что заставляет быть у ног возлюбленной! Один только взгляд, одна улыбка могут вдохнуть жизнь и счастье в человеческую душу.

Строки таких стихотворений, как «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил...», стали словами прекрасных русских романсов. Так русский народ оценил творения гениального поэта России, вошедшие в золотой фонд мировой поэзии. О любви и дружбе писали многие, это вечные темы не только в русской поэзии. Но мне кажется, что уже никто не сможет сказать об этих чувствах лучше, чем Александр Сергеевич Пушкин - солнце нашей великой литературы.

 

]]>
Лирика Пушкина Tue, 16 Mar 2010 20:52:07 +0000
Тема любви в лирике А. С. Пушкина /pushkinas/19-tema-lubvi-v-lirike-pushkina Стихотворения поэта, написанные в жанре любовной лирики, отличаются особым гуманизмом и обладают философским началом. Поэт считает, что любовь - одно из самых ярких проявлений человеческой натуры.

В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», написанном в 1829 году, автор говорит о том, что жизнь без любви не может быть полноценной. Даже в том случае, если это чувство повергает человека в уныние, сердце продолжает «гореть и любить», потому что «не любить оно не может»:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Тему неразделённого чувства поэт затрагивает в стихотворении «Я вас любил...». Печаль автора вызвана не приходом любви, а расставанием с любимой женщиной. Поэт готов пожертвовать собой ради её счастья:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

В послании Е. А. Полторацкой автор способен преодолеть любые трудности, чтобы оказаться рядом с возлюбленной:

Когда помилует нас бог,

Когда не буду я повешен,

То буду я у ваших ног,

В тени украинских черешен.

Поэт уверяет читателя, что любовь может околдовать своими чарами не только юношу, но и уже зрелого, искушённого жизненным опытом человека. В стихотворении «Признание» Пушкин говорит, что «болезнь любви» неизлечима:

Без вас мне скучно, - я зеваю;

Без вас мне грустно, - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

В стихотворении «К***» (послание А. П. Керн) образ возлюбленной предельно обобщён. Такими эпитетами, как «милые черты», «голос нежный», можно наделить любую красивую женщину:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Любовь ассоциируется у Пушкина с вдохновением. Светлые чувства рождают у поэта желание творить, создавать новые шедевры:

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Лирические произведения Пушкина представляют собой образец идеального отношения к женщине. Стихотворения, написанные в этом жанре, вызывают у читателя только положительные эмоции. Простота и музыкальность пушкинского стиха позволяет нам переживать всю полноту этого великого чувства вместе с поэтом.

]]>
Лирика Пушкина Tue, 16 Mar 2010 20:51:42 +0000
Лирический герой стихотворений А. С. Пушкина /pushkinas/18-liricheskiy-geroy-stihotvoreniy Лирический герой, собственно сама по себе лирика, - это осмысленный и выраженный в художественном слове духовный мир поэта. Он выражает мысли, чувства, стремления, свойственные не только автору, но и всему человечеству. Автор лирических стихов через образную систему как бы передает читателю, прививает ему собственное новое мироощущение. Н. В. Гоголь писал о лирике А. С. Пушкина: «В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт». К словам «бездна пространства» можно было бы добавить «бездна гармонии». И в шуточных, и в философских стихах, и даже в трагедиях А. С. Пушкина всегда сохраняется чувство живой жизни, ощущение полета.

Когда поэты говорят о себе, - это самая точная характеристика. «...Юноша-мудрец, питомец нег и Аполлона» - разве это не точный портрет юного Пушкина?! Он счастлив в дружбе и любви, но отношение к этим чувствам у него разное. Дружба - это «святое братство», «соединение душ», которому верен всю жизнь, и, разлучаясь с друзьями, в благодарность за радость, подаренную ими, желаешь им такого же счастья, которое они испытывали в своих беседах и пирах («Студентам», «Разлука», «В альбом Пушкину»), Любовь же для Пушкина еще «шалость младая», и, хоть герой «страдалец чувственной любви», он сам сознается в послании «Мечтателю», что это не то «страшное безумие», когда молишь богов «отдать покой». Уход любви и для него, и для его подруг, «изменниц младых», еще не трагедия. Любовная и дружеская лирика искрятся шутливостью, они даже порою фривольны («Красавице, которая нюхала табак»}. От переполненности счастьем и смерть у поэта превращается в «тихий праздник погребенья».  Однако не только любовь и дружба занимают поэта. Его волнует образ тирана, поэт старается понять и объяснить его мысли и чувства: жажду мщения и власти, сильную до такой степени, когда он (Наполеон) восклицает: «Царем воссяду на гробах!» Естественно, лирический герой А. С. Пушкина не принимает такого счастья, оно тщетно, потому что тот, кто жаждет разрушить мир, как известно, разрушает самого себя, «погибель витает над ним».

Лирический герой поэта несет в себе сострадание и гуманность. Необычайно сильно проявилось это в стихотворении «Безверие». Безверие не порок, а горе, и Пушкин раскрывает трагедию человека, который «безумно погасил отрадный сердцу свет», чей «ум ищет божества, а сердце не находит». Вера же основа счастья, источник надежды, утешения, потому что она извечна и вечна, тогда как радости земного мира, даже «природы красоты» имеют «обманчивую цену», и могильный покой для того, кто лишен веры, - единственная ценность. Поэт рассуждает о сложности веры и предопределенности кары безверия: и хотел бы несчастный «с единою верою повергнуться пред Богом», но не может.

Для меня это стихотворение было довольно неожиданным. Ведь, судя по стихам, Пушкину свойственно легкомысленно-насмешливое отношение к религии, христианским догмам и обрядам (достаточно вспомнить его «Гавриилиаду» или «К Давыдову»). Но, видимо, для Пушкина существовало различие между сущностью веры, данной ему свыше, и формой ее выражения. Например, в уже упоминавшемся стихотворении «К Давыдову», где есть просто фривольные и лично мне неприятные строки, «причащение свободой» сравнивается с воскресением Христа. Да, голос Пушкина и в 20-х годах XIX века был голосом «свободы сеятеля», но это уже не только призывы и послания друзьям-единомышленникам. Пушкин обращает свой взгляд на тех, для кого завоевывается свобода:

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич...

Поэт видит измену, «покровительства позор». И все же в нем остались вера, талант, сила «клеймить позором подлецов», настоящие друзья, сердце, всегда полное любовью. Пушкин чувствует себя полноправным обитателем Парнаса, гордостью и силой наполняет его сознание чистоты своего творчества, не запятнанного злостью, клеветой, лестью, предательством («Моей чернильнице»). Любовь у него становится серьезнее, сильнее, иногда даже роковой («Простишь ли мне...», «Сожженное письмо»). Сострадание, благородство прощения  соединены с «губителем Европы» в стихотворении «Наполеон». Искушены обиды мира «тоской душевного изгнанья», и теперь ненависть поэта обращена к тем, кто насмехается над человеческим горем. Герой не приемлет малодушия. Когда читаешь Пушкина, кажется, что во всем есть радость, даже в сожалениях  такая доброта переполняет его стихи. Счастье жизни по-новому воплощается в стихотворении о смерти «Люблю ваш сумрак неизвестный...» Каким будет тот, иной мир? Наверное, прекрасным, совершенным, но лирический герой настолько влюблен в этот, пусть несовершенный, но столь чудесный мир, что он хочет сохранить его, вернуться сюда «легкой тенью».

Мысль о смерти уже не покинет Пушкина до рокового 1837 года. Смерть печальна, но она все же продолжение жизни, и, наверное, поэтому так важно для него найти вечный покой у могил предков («Когда за городом, задумчив, я брожу...») Все больше и больше его стихи наполняет щемящее чувство прощания... Впервые в размышлениях о своей жизни появляются и отвращение, и горечь, возникает вопрос о напрасности ума и таланта («Воспоминание», «Дар небесный, дар случайный...») Но опустошенность постепенно проходит, и печаль вновь «светла», потому что остался источник живой воды - «мощная власть красоты». Пушкин вновь обращается к «святыне любви и красоты» и пишет стихотворения «Красавица», «Я вас любил...», «Мадонна», «К***». Любовь, ее прощальная улыбка, несет мир его душе. Любовь величественна и одновременно интимна, благословенна...

А. С. Пушкин всегда воспевал природу, но в ранних стихах она была фоном, пейзажем, а в стихах 30-х годов сама становится как бы героиней. Природа пронизана любовью поэта, особенно осенняя («Осень»). «Пышность увяданья» превращается в «расцвет жизни», похожая на «нелюбимое дитя в семье родной» осень становится согласной его стремлению к уединению. Мирским заботам, которые лишь «слова, слова, слова», на смену приходит обращение к священнейшей странице истории человечества- жизни Христа. Появляются стихи, которые можно было бы назвать пасхальными, - «Мирская власть», «Подражание итальянскому», «Отцы пустынники и жены непорочны...» Горькую усмешку вызывает у него парадокс, когда «мирская власть» покровительствует величию божественной жертвы. Это воспринимается поэтом как дисгармония, и в противовес ей он пишет свою молитву «Отцы пустынники и жены непорочны...», звучащую просто и искренне. Проблему «поэт и чернь» Пушкин решает тем, что позволяет самому себе быть «царем и судьей», ценителем своих поисков. Он наказывает толпу своим равнодушием за то, что она была безответна, что сделала поэта эхом («Поэт и толпа», «Эхо»),

Пушкин до конца сохранил острый на шутки язык, но прожитые годы, прочувствованное время потеснили юмор. Его стихи наполнились мудростью и глубиной. С самых первых строк он определил темы своей поэзии и всю жизнь раскрывал их, порою применяя неожиданные и для себя, и для читателей повороты. Однако финал остался открытым: многие его последние стихотворения кончаются вопросом: «Куда ж нам плыть?»

Пушкинская лирика удивительно цельна и гармонична. В ней всегда сохранены жизнь и счастье утверждения, побеждающие все страдания. И уже с самого начала «он победил и время, и пространство».

]]>
Лирика Пушкина Tue, 16 Mar 2010 20:51:08 +0000
Идейно-тематическое богатство лирики А.С.Пушкина /pushkinas/17-ideino-tematicheskoe-bogatstvo-liriki Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

А. С. Пушкин - гениальный русский поэт, которому Россия обязана новой литературой, новой поэзией. Много творческих сил Пушкин отдал созданию глубоко искренней, вдохновенной лирики. Поэзия была дорога ему как возможность непосредственно высказать свои мысли и чувства. Лирика Пушкина отражала все стороны жизни. Его стихи звучали «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных», будили умы и сердца лучших людей России, звали к борьбе за свободу, воспевали чувства любви и дружбы.

Еще в лицейские годы в стихах молодого поэта-романтика появляются идеи свободы и свободной России. Ярким их проявлением стало стихотворение «Лицинию»:

Свободой Рим возрос,

 а рабством погублен.

Идеи вольности проходят через всю поэзию Пушкина. Его стихи призывают к борьбе с тиранией:

Тираны мира! трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Пушкин зовет посвятить России «души прекрасные порывы». Для поэта подлинный патриотизм неотделим от борьбы за свободу. Он призывает молодое поколение русского дворянства самоотверженно служить Отечеству. Политическая лирика Пушкина направлена против самодержавно-крепостного строя. Идейность стихотворений была настолько сильна, что декабристы использовали произведения поэта для пропаганды своих идеалов, а реакция боялась даже слышать слова ненавистного ей поэта.

Лирика Пушкина утверждает верность идеям и  в годы побед, и в годы поражений:

Я гимны прежние пою...

Таинственный певец из стихотворения «Арион» - это сам Пушкин, который до конца своих дней оставался верен идеалам добра и справедливости.

Поэзия Пушкина глубоко народна. С болью и гневом Пушкин говорит о том, что победивший Наполеона народ влачит жалкое существование. В первой части стихотворения «Деревня» поэт рисует прекрасные картины русской природы, мирные сельские пейзажи. Резким противопоставлением первой является вторая часть. В ней Пушкин ставит вопрос: как можно любоваться природой, видя «барство дикое» и «рабство тощее»:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

В этом стихотворении заключена одна из самых значительных идей творчества поэта. Автор не просто призывает людей уничтожить рабство. Он пишет:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Пушкин горит желанием исполнить свой нравственный долг, посвятить свой талант гуманным целям.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом...

Какая ненависть к рабству слышится а этих строчках! Это слова поэта-гражданина. Теме гражданственности поэзии, назначения поэта посвящено немало стихотворений Пушкина. В его понимании поэт должен быть выразителем народных интересов, а не замыкаться в своем узком мирке. Пушкин видит в поэте пророка, наделенного высшей силой воздействия на людей:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Поэзия А. С. Пушкина являет собой великолепный образец гражданственности, на который ориентировались многие русские писатели.

Но Пушкин дорог нам не только потому, что он был певцом «вольности святой». Каждому человеку знакомы строки:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Нежные, музыкальные слова в этом стихотворении волнуют человеческую душу. Посвященное любви, это произведение стоит в ряду самых лучших образцов лирики, прославляющей высокое человеческое чувство. Многие строки пушкинских стихотворений, объединенных этой темой, стали словами романсов:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем...

Пушкин свято верил в любовь и дружбу, оставался преданным старым друзьям. Посвящения Дельвигу, Языкову и многим другим занимают особое место в пушкинском наследии. Поэт не боялся признаться в дружеских чувствах к сосланным декабристам. Вот строки из стихотворения «И. И. Пушкину»:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Лирика любви и дружбы пленяет своей искренностью, нежностью, чувством глубокого сопереживания.

Нельзя не сказать об отношении поэта к родной природе. Прекрасные деревенские пейзажи, грозное море и, конечно же, осень:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

В стихотворениях о природе постоянно присутствует образ автора. Вместе с ним мы представляем себе весеннюю оттепель, летний зной и суровую русскую зиму. Поэт неразрывно связан с природой, он чувствует свое единение с ней:

И с каждой осенью я расцветаю вновь...

О пушкинской лирике можно говорить бесконечно, каждый раз открывая для себя все новые грани этого великого дарования. Но мне хотелось бы в заключение сказать о стихотворении, в котором содержится оценка самим Пушкиным идейного смысла его творчества. Это стихотворение «Памятник», где поэт утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил тем,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Пушкин говорит о трудном и благородном поэтическом ремесле, призывая:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца...

Человечество любит пушкинскую лирику за полноту восприятия жизни, вольнолюбие и гуманизм. Стихотворения Пушкина обеспечили поэту историческое бессмертие. Мне кажется, что никто не скажет о значении великого русского поэта лучше, чем сам Александр Сергеевич Пушкин:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа...

]]>
Лирика Пушкина Tue, 16 Mar 2010 20:50:44 +0000
Образ Онегина /pushkinas/16-obraz-onegina Роман «Евгений Онегин» - это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой - Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».

Онегин - дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:

Но рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум...

Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений - это «добрый... приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:

... но труд упорный Ему был тошен...

Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна - это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».

Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин - это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.

]]>
Лирика Пушкина Tue, 16 Mar 2010 20:49:09 +0000
Чацкий и Онегин /pushkinas/15-chackiy-i-onegin В 10-20-е годы прошлого столетия в России усиливались антикрепостнические настроения среди передовой части дворянства. Создавались первые тайные общества, по стране разносились идеи буржуазных революций. По одну сторону баррикад находились реакционеры, по другую - передовые дворяне, будущие декабристы. Были и такие представители дворянского сословия, которые не относились к реакционерам, но в тайные общества не вступали и не обладали свободолюбивыми помыслами. Именно в такое время А. С. Пушкин начал работу над первыми главами романа «Евгений Онегин», и в те же годы А. С. Грибоедов создал свою бессмертную комедию «Горе от ума».

Чацкий и Онегин - главные герои этих произведений - ровесники. Это молодые и полные энергии дворяне. Но различие двух образов сразу бросается в глаза. Чацкий, как и Онегин, воспитывался в атмосфере реакции, но он выучился, стал образованным человеком. Грибоедовский герой «славно пишет, переводит». Труд для Чацкого не является тяжелым бременем, в просвещении он видит движение вперед. Онегин же воспитывался на французский манер, и сам Пушкин шутливо замечает, что домашний учитель.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой...

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь...

Восемь лет Онегин провел в праздном Петербурге, где ездил на приемы, балы, ложился спать за полночь, а вставал после полудня. Он понял пустоту и никчемность такой жизни, но не начал с ней бороться. Онегин удалился на покой в свое имение, пробовал заняться какой-либо деятельностью, но «труд упорный ему был тошен». У Чацкого тоже было имение, но он им «управлял оплошно», то есть хорошо относился к крестьянам. Его натура возмущена подневольным положением крепостных. Чацкий приводит примеры того, как крепостники относились к людям, не раз спасавшим дом, честь, жизнь хозяев.

Пытается и Онегин заняться устройством своих крепостных:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Но автор сообщает, что это делалось, «чтоб только время проводить». Вся деятельность Онегина-реформатора этим и ограничилась. Евгения не волнует судьба крестьян, «охлажденный ум» внушает герою, что заботиться надо только о себе. Он индивидуалист.

Оба героя презрительно относятся к высшему обществу. Они умны и рассудительны, поэтому видят всю пустоту и никчемность светского Петербурга и Москвы. «Что нового покажет мне Москва?» - спрашивает Чацкий в день приезда к Фамусовым. Он не находит никаких перемен к лучшему. Грибоедовский герой порывает с этим обществом окончательно, хотя и любит девушку из ненавистной ему среды. Онегин же остался человеком своего круга, несущим все его пороки. Он убил на дуэли Ленского, не сумев возвыситься над тем миром, который внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх, Евгений испугался сплетен «поместных владетелей». Критическое отношение к действительности, незаурядный ум обрекли его, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество. Чацкий же не одинок. Грибоедов говорит про брата полковника Скалозуба, передового офицера, оставившего службу, про племянника княгини Тугоуховской, который увлеченно занимается химией и ботаникой.

У Чацкого более чуткая душа, чем у Онегина. Онегин представляется рассудительным эгоистом. Он не понимает глубины запросов Татьяны. В основе его чувства лежит себялюбие. Чацкий же искренне любит Софью. Он весь преображается, когда видит ее. Но Софья - человек фамусовского общества, и Чацкий находит в себе силы уехать из Москвы.

В образах Чацкого и Онегина мы ясно видим разных людей одной эпохи. Чем-то похожие, они представляют собой различные пути, которыми шло общество в начале XIX века: путь протеста и путь холодного созерцания.

]]>
Лирика Пушкина Tue, 16 Mar 2010 20:48:45 +0000