Главная / Разные сочинения / "Любовь должна быть трагедией" по произведениям И.А. Бунина («Грамматика любви», «Солнечный удар»)
Спонсоры
Статистика
Пользователи : 20115
Статьи : 127
Просмотры материалов : 1096658
Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
AddThis Social Bookmark Button

Человеческое общество изменяется вместе с ходом истории. Под шорох календарных страниц происходят смены политического и социального строя, научные и технические революции, непрерывно развивается общество и человек. Однако существуют в мире вечные ценности, которые остаются важными и актуальными независимо от исторической эпохи, одной из них по праву считается любовь. Это таинственное, подчас необъяснимое чувство, возникающее между двумя людьми, пытались описать многие известные литераторы, но мне наиболее интересным показалось мнение таких русских авторов, как И.А.Бунин и А.И.Куприн. Именно их произведения о  любви я бы хотела проанализировать более подробно.

Познакомившись на уроках литературы с рассказами и повестями обоих авторов, я пришла к выводу о  том, что их представления о любви похожи настолько, что мысли одного писателя, можно выразить словами другого и наоборот. Какие же общие черты присущи их произведениям?

 Во-первых, для Бунина и Куприна любовь – это всегда трагедия. Недосягаемость счастья, невозможность семейного благополучия и трагическая развязка – вот основополагающие черты их историй. Финалом  произведения чаще всего является смерть одного из героев:  например, горничной Лушки в рассказе «Грамматика любви»,  телеграфного чиновника Желткова в «Гранатовом браслете», или внезапное и непоправимое расставание влюблённых, как в «Солнечном ударе» или в «Олесе». Стоит упомянуть и о том, что сюжет многих произведений незавершён, то есть даёт читателю повод поразмышлять над описанной ситуацией и самостоятельно смоделировать пути её разрешения.

Во-вторых, любовь в глазах Бунина и Куприна – это всегда синтез плотских и духовных чувств. В отличие от своих предшественников, писатели не превращают отношения людей в чисто духовные, они описывают и физическое влечение героев, что не делает их рассказы грубыми или пошлыми. Наоборот, авторы возвышают и воспевают чувство любви во всех его проявлениях, что придаёт их произведениям большую реалистичность и гармоничность. Это особенно ярко проявляется в рассказах «Олеся» и «Солнечный удар».

В-третьих, важной отличительной чертой данных произведений являются психологические портреты героев, которые дают нам понять, что целью авторов не было лишь праздное увеселение своего читателя. Напротив, каждый прочитанный рассказ, каждый описанный случай, каждый трагический финал учит нас искусству взаимоотношений между людьми, которое так тонко понимали Бунин и Куприн,  и дарит бесценный жизненный опыт.

 Однако было бы неправильно говорить о том, что взгляды Бунина и Куприна абсолютно идентичны, между их произведениями существует ряд важных различий, отражающих их творческую индивидуальность. Какие факты могут это доказать?

 Во-первых, произведения писателей различаются по месту действия, которое играет очень важную роль в интерпретации и понимании рассказа. Для Куприна – это свободное пространство, не сковывающее человека, на фоне которого ярче вырисовываются характерные черты героев. Например, большая часть действий  в рассказе «Олеся» происходит среди природы, описанию которой автор придавал особое значение. Совсем другое дело – произведения Бунина. Действии чаще всего происходит в  замкнутом или ограниченном пространстве, как поместье Хвощинского в «Грамматике любви» или пароход в «Солнечном ударе». Герои данных произведений находятся в искусственно созданных условиях, поэтому их действия можно назвать необычными и нетипичными для их характеров и темпераментов.

 Во-вторых, необходимо отличать описанный односторонне, грустно-обречённый мир Ивана Алексеевича Бунина, от видения этого же мира глазами Александра Ивановича Куприна. Последний противопоставляет  злу и невежеству мир гармонии и красоты, что оставляет для героев надежду на новую, более яркую и счастливую жизнь. Серые краски в описании природы и поместий в «Грамматике любви» не идут ни в какое сравнение с великолепно прорисованным миром лесной колдуньи Олеси Куприна, в котором столько света, воздуха и тепла, что захватывает дух!

В-третьих, существенно различаются образы главных героинь в произведениях писателей. Для Куприна женщина – это скорее светлый, чистый, даже  «тургеневский» образ, например, Олеся  и Вера Шеина, которые способны на истинные чувства, несмотря на то, что судьба мешает их проявлениям. Для бунинских героинь, напротив, характерны таинственность и загадочность, они искушают и даже губят героев, как горничная Лушка помещика Хвощинского, а прекрасная незнакомка поручика.

 «Любовь это – самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви…», - писал Куприн. Я полностью согласна с его словами, так как именно в рассказах о любви, на мой взгляд, Иван Алексеевич и Александр Иванович больше всего реализовали себя как писатели и проявили свой необычайный литературный талант. Несмотря на то, что любовь, в понимании авторов, непременно должна быть трагедией, их произведения говорят о том, что «всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена».