Главная / Тургенев И.С / Кто окружает Базарова?
Спонсоры
Статистика
Пользователи : 20119
Статьи : 127
Просмотры материалов : 1097591
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
AddThis Social Bookmark Button

В романе Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни назревали значительные перемены. Споры вокруг крестьянского вопроса, о путях разрешения социальных противоречий разделяли интеллигенцию на непримиримо враждующие партии. В центре общественной борьбы стоит фигура разночинца, революционера-демократа. В лице Базарова писатель отразил черты этого общественного и человеческого типа. Это - мощная, титаническая личность.
Но в романе есть и совсем иные персонажи, внешне разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его «учениками».
Например, Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова, это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор дает понять, насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг «бросает косвенный взгляд назад и умолкает» - Аркадий находится под обаянием личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд поэзии, нежных чувств, любит «говорить красиво». Нигилистические убеждения не становятся у него натурой. Постепенно между приятелями назревает конфликт. Аркадий все чаще не согласен с другом, но сначала на решается прямо говорить об этом, он чаще отмалчивается.
Прощаясь с Аркадием. Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает несходство между ними: «Для нашей терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нот ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодей задор, для нашего дела это не годится... Ваш брат дворянин дальше благородного кипения пойти не может... А мы драться хотим...» В сущности, Аркадий - «маленький либеральный барич». Ему чужды мощное базаровское всеотрицание. Мечты о коренных переменах в общественной жизни, стремление «место расчистить». Евгений последователен в своих воззрениях, иногда доходит до цинизма. Автор подчеркивает, что Аркадия коробит от циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует постоянной зависимости от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению, теперь- Кате. В конце романа Аркадий показан рачительным хозяином, хорошим помещиком с либеральными наклонностями.
Но если этот герой показан автором с симпатией, с мягким юмором, то есть в романе персонажи, изображенные саркастически, с презрительной усмешкой. Это, во-первых, «ученик» Евгения, как он сам представляется. Ситников и «эманципе» Кукшина. Эти люди тоже говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе мысли, о славянофильстве, то есть интересуются «современными вопросами». Но Тургенев использует разнообразные художественные средства, чтобы выявить главное: они лишь играют, а сами часто не понимают того, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано без смысла и толка. Недаром на визитной карточке Ситникова его имя «с одной стороны написано по-французски, а на другой - славянской вязью». Характерен и язык их - напыщенный, пестрящий модными словечками.
Тургенев не жалеет сатирических красок в изображении этих героев. Вот портрет Ситникова: «тревожное и тупое выражение сказывалось е чертах его прилизанного лица», «глаза глядели пристально и беспокойно». Даже описание одежды оттеняет их характеры: «не совсем опрятное платье» «растрепанной» Кукшиной. «чересчур элегантные перчатки» Ситникова. Недаром Базаров относится к ним с нескрываемым презрением.
Кукшина и Ситников родственны Репетилову из комедии Грибоедова и Лебезятникову из романа Достоевского «Преступление и наказание». По словам Достоевского, «они пристают к самой модной ходячей идее, чтобы все опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат». На фоне этих персонажей особенно ясно видны подлинность убеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное одиночество.