Женские образы в произведениях И. С. Тургенева.
Салтыков-Щедрин писал: «Да и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?» Думается, что важную роль в создании такого впечатления играют именно женские образы. И. С. Тургенев в отношении к женщинам раскрывает пес хорошее или дурное, что есть в его героях. Часто именно героини в произведениях этого автора вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять и свою судьбу, и судьбу героя.
Например, в романе «Дворянское гнездо» Лиза Калитина принимает на себя бремя решения. Можно спорить о том, насколько верен был его выбор. Но, размышляя о жизни, эта честная, искренняя, глубоко религиозная девушка приходит к выводу, что благосостояние ее семьи основано на несправедливости, ее любовь к Лаврецкому, человеку женатому, безысходна, а с точки зрения религии - великий грех. Лиза видит для себя лишь один путь - служение Богу, покаяние. Подчиняясь требованию долга, она отказывается от своей любви, а Лаврецкий, но находит в себе сил для того, чтобы изменить решение Калитиной. Он смиряется с ним. В конце произведения автор с замечательным мастерством рисует последнюю встречу людей, глубоко и искренне любивших, навсегда потерявших друг друга. Через много лет Лаврецкий посещает монастырь, который избрала для себя Лиза. Они не разговаривали. Калитина не поднимая глаз, прошла мимо него. «Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет?..» Светлое чувство печали не покидает читателя «Дворянского гнезда», и. как мне кажется, это чувство вызвано во многом образом Лизы Калитиной, которая, смирившись со своей судьбой, сохраняет верность убеждениям. В романе «Накануне» И. С. Тургенев опирается на иную идею и создает уже иные образы. Он писан: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно героических натур».
Елена, по справедливому мнению автора, одна из «провозвестников новой жизни». Добролюбов писал о Стаховой, что «она поняла, чего ей не нужно», но что ей нужно, этого она еще не знает...». Елена не может быть счастлива, пока рядом с ней страдают «нищие, голодные, больные», пытается помогать бедным, размышляет о социальном неравенстве. Стахова испытывает «тоску взволнованной души» по другой жизни, мечтает о подвиге, борьбе. Любовь к Инсарову, молодому болгарскому революционеру, спасает ее от пустоты жизни. Рядом с Еленой Стаховой не находится иных «путных людей», способных привлечь ее снимание. Автор изображает чистую и высокую любовь, в основе которой взаимопонимание и единство помыслов. Елена готова разделить с Инсаровым опасности, лишения, стать его соратницей в борьбе за освобождение Болгарии. Она поддерживала его. ободряла, а после смерти любимого продолжила его дело. Елена - яркая, талантливая, деятельная натура. Единственный герой, способный встать с нею рядом, - Инсаров. Добролюбов писал, что «нам нужен человек, как Инсаров, но русский Инсаров». Однако многие черты Инсарова присущи и Елене Стаховой.
Иные женские образы создал И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». По-своему поэтичны Фенечка, Катерина Одинцова, почти пародийна Кукшина, Но особенно ярко, емко, психологически точно дан образ Анны Сергеевны Одинцовой. Красивая, умная, уверенная в себе, она во многом достойна главного героя произведения.
Базаров сразу выделил Одинцову из круга губернских дам. Хотя первые его фразы о ней весьма грубы, но это не пошлость, а стремление показать отвращение к «красивым» фразам. Анна поняла развязность героя, «и это ей даже польстило. Одно пошлое её отталкивало, а в пошлости никто бы но упрекнул Базарова».
Евгению, пожалуй, впервые интересно беседовать с женщиной, он охотно говорит о своих взглядах, причем без резкости, злости или сарказма. Анна Сергеевна но только прекрасна и умна, стоит выше предрассудков «света» и по-настоящему обаятельна, «характер у нее был свободный и довольно решительный». При всех явных достоинствах Анна Одинцова превыше всего ценит покой и комфорт, ясность и размеренность. Потому, наверное, ее так пугает глубокое, искреннее, но стихийное и неуправляемое чувство Базарова, его «сильная и тяжелая» страсть, которая может резко изменить привычный, уклад жизни.
Автор пишет о ней: «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть...». Одинцова и сама хорошо знает «это свойство своей натуры, она говорит Базарову: «Я люблю то, что вы называете комфортом».
Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением,
хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает. В конце романа мы узнаём, что Анна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей...» И они сживут в большом ладу друг с другом». Автор постоянно подчеркивает именно спокойствие героини, редко чем-либо нарушаемое, ее холодность. Холодность рассудка в ней сочетается, к сожалению, и с некоторой холодностью душевной. И ее новый избранник - человек добрый и холодный «как лед». Но, возможно, именно эти ее качества привлекли Евгения Базарова. Тургенев не осуждает явно свою героиню - ведь последние строки, посвященные ей, допускают двоякое толкование, ко в них чувствуется и тонкая авторская ирония, когда он пишет, что Анна и её супруг «доживутся. пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви».
Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Ее нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна - живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.
Новые грани в изображении героинь раскрыл И. С. Тургенев в замечательной повести «Вешние воды». В этой истории о любви автор сопоставляет итальянку Джемму Розелли и красавицу-миллионершу Полозову. Обе они мечтают о свободе. Джемма Розелли - непосредственная, пылкая, гордая, одаренная не только внешней, но и внутренней красотой. Она мечтает об освобождении Италии от ига австрийцев, сочувствует, как и вся ее семья, гарибальдийцам. Эта девушка искренне любит Санина, русского путешественника, с которым случайно познакомилась. Любовь пробуждает в герое лучшие качества, ему кажется, 470 он испытывает столь же глубокое чувство. Но, подобно многим персонажам Тургенева, Санин оказывается недостойным того счастья, что подарила ему судьба. Ради Полозовой, которая под свободой понимает избавление от добра, правды, морали, он отказывается от любви Джеммы. Между «любовью-революцией» и «любовью-рабством» Санин выбирает вторую, испытывает «все унижения, все гадкие чувства раба». Но таков его выбор.
Ни один женский образ у И. С. Тургенева не повторяется, о каждой героине он находит нечто свое, глубоко индивидуальное. Слова одного из критиков можно с полным основанием отнести к любой из «тургеневских девушек»: «Тургенев - реалист в том смысле этого термина, что он близко держится действительной жизни, правды и естественности изображения...»