Мое любимое произведение И. С. Тургенева
Тургенев создал не только замечательные романы, отражающие основные этапы русской общественной жизни, но и множество повестей и рассказов. Одна из наиболее известных повестей Тургенева- «Вешние воды». Вдумываясь в эту повесть, я обнаружила и здесь то, что определяет специфику творчества Тургенева: умение раскрыть важные проблемы современности, поставить широкие жизненные вопросы даже в рамках рассказа о любви.
Перед нами- бедное итальянское семейство кондитера Розелли. Непосредственность, честность, врожденное чувство красоты, благодарность, гордость отличают этих людей. Особенно выделяется среди них Джемма. не только своей удивительной красотой, но и умом, душевным благородством, любовью к литературе и музыке, талантом (у нее с ранних лет широко проявился актерский талант). Тургенев особенно выделяет свободолюбив девушки: она мечтает об освобождении Италии от австрийского ига. Этой же мечтою живет ее юный брат Эмилио, а также друг семьи Розелли - старик Панталеоне.
В образе Джеммы воплощен дух свободолюбивого народа, дух гарибальдийцев, которым глубоко сочувствует Тургенев.
Избранником Джеммы оказался русский путешественник— Санин. Она полюбила его. Он неглуп, добр, не чужд поэзии. Но напрашивается вопрос: стоит ли он Джеммы? Любовь к Джемме пробудила все самое лучшее, самое честное, что было в душе Санина. Писатель находит слова, поэтические краски, изображал чувства влюбленных. В духе той вольнолюбивой атмосферы, в которой жила его героиня, ( Тургенев воспевает первую любовь: «Первая любовь - та же революция: однообразно-правильный ' строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя - и что бы там. впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь - всему она шлет свой восторженный привет».
Но Санин изменяет этому великому чувству. Он встречает блистательную красавицу госпожу Полозову и влечение к ней заставляет его отказаться от Джеммы. Из мира честных, бедных людей, людей благородных и свободолюбивых, попадает Санин в мир барства, лжи, угнетения. Миллионерша Полозова утверждает, что выше всего ценит свободу, но это не та свобода, перед которой преклоняется Джемма и за которую погиб Эмилио. Это - свобода морали от добра, от правды. Полозова показывается не только как развращенная женщина, но и как крепостница, как ловкая коммерсантка. Ока женщина и в своей деловой практике, и в любви.
Чистую первую любовь Тургенев сравнил с революцией; чувство Санина к Полозовой он сравнивает с рабством. Санин испытал «все унижения, все гадкие муки раба», Полозова «усмехается над ним, закрепощенным человеком, уже знакомой усмешкой - усмешкой собственника, владыки».
Мир Джеммы - это мир свободы, овеянной романтикой революции; мир богачки Полозовой - мир рабства, дух угнетения. Писатель тонко намекает нам на это, предоставляя возможность остальное додумать самим.
Санин - современник Рудина, Лаврецкого, он принадлежит к поколению сороковых годов. Но автор вскользь бросает такое замечание: «Тревожные чувства, обуревавшие лучшую часть тогдашней молодежи, были ему малоизвестны». Больше Тургенев
не касается общественных убеждений своего героя. Но кое-что - и немаловажное - мы о нем узнаем.
Для женитьбы Санин должен добыть средства. Мать Джеммы замечает: «Вы говорите: продать имение. Но как, же вы это сделаете? Вы, стало быть, и крестьян тоже продадите?» Санина точно, что в бок кольнуло. Он вспомнил, что разговаривал с госпожой Розелли и ее дочерью о крепостном праве, которое, по его словам, возбуждало в нем глубокое негодование, он неоднократно заверял их, что никогда и ни за что своих крестьян продавать не станет, ибо считает подобную продажу безнравственным делом.
Я постараюсь продать свое имение человеку, которого я буду знать с хорошей стороны, - произнес он не без запинки, - или, быть может, сами крестьяне захотят откупиться.
Это лучше всего, - согласилась фрау Пенсов. - А то продавать живых людей.
Варвары, - проворчал Панталеоне... «Скверно! - подумал про себя Санин...»
Между тем Санин решает продавать свое имение «как можно скорее и как можно выгоднее». Подвернулась покупательница - Полозова, о которой даже муж ее говорит: «Пальца ей в рот не клади»; и сама она признается: «Когда случится, я людей не щажу». И все же Санин спешит продать Полозовой свой живой товар. Не одной любви изменил Санин. Изменил Санин и тем идеалам, которые были священны для Джеммы, Эмилио, Панталеоне.
Поведение человека в его интимной жизни и его общественная позиция неразрывно связаны, и в конечном счете, одно определяет другое.
Создав повесть о любви, где якобы нет ни социального, ни политического намека, автор не об одной любви говорит читателям.
Повесть «Вешние воды» произвела на меня огромное впечатление, так как автор этой повести учит г быть честным, принципиальным во всем, беречь чистоту, благородство убеждений и помыслов, дорожить любовью, свободой, дорожить человеческим достоинством этих людей, уважать их.