Идейно-художественное своеобразие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» очень ярко и достоверно отразились характер эпохи, те значительные изменения в русской общественной жизни, которые произошли в начале шестидесятых годов прошлого века, когда на смену дворянской идеологии и культуре прокладывала себе дорогу идеология революционно-демократическая, или разночинная.
Тургенев показал борьбу двух общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и разночинной интеллигенции. Причем роман имеет ярко выраженную антидворянскую направленность, на что указывал и сам автор: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса... Это торжество демократизма над аристократией».
Основной принцип построения романа - антитеза. Это заявлено уже в его названии, которое противопоставляет отца и детей, два поколения людей. Противопоставление в семье порождает общечеловеческий конфликт - семейный. Но в романе Тургенева непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров. Их несовместимость происходит по причине идейных расхождений. При таком положении может произойти нарушение преемственности поколений, а это грозит, по мнению затора, гибелью человечеству.
Как антиподы воспринимаются в романе Евгений Базаров, выразитель идей революционно-демократической интеллигенции, и Павел Петрович Кирсанов, главный защитник либерального дворянства. Их столкновения и споры, которые составляют основу сюжета романа, рождают еще один конфликт - социально-политический.
Пути спасения России - вот главный вопрос, вокруг которого ведут яростные споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов. Отрицания разночинца основываются на общественных интересах, продиктованы временем и имеют целенаправленный характер. По его собственному признанию, «в теперешнее время» полезнее всего отрицать, разрушать. Для чего? Ответ Базарова звучит как аксиома, не требующая доказательств: «Нужно место расчистить, чтобы потом строить». Беспощадному отрицанию подвергаются все устои самодержавно-дворянской России: самодержавие и церковь, дворянская культура. Увлечение нигилизмом доводит Базарова до крайности: он пытается выбросить из жизни то, без чего не сможет обойтись: искусство и литературу, любовь, красоту природы. Для него «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Естественно, что Павлу Петровичу, воспитанному на идеалах высоких и благородных, жизнь которого не мыслится без таких понятий, как достоинство и права личности, самоуважение, честь, свобода, христианская мораль и смирение, который в романе выступает как хранитель и накопитель всех культурных ценностей. Нигилизм Базарова чужд, абсурден, неприемлем.
Как антиподы показаны в романе и два друга - Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров-убежденный нигилист, Аркадий же, находясь под влиянием друга, лишь увлечен идеей отрицания. Но ему чужды те крайности нигилизма, до которых дошел Базаров. Дружба двух по-своему прекрасных людей заканчивается крахом, и вина в этом лежит не только на совести Аркадия.
Автор противопоставил своего главного героя и самой жизни, которую, по его мнению, нельзя свести к какой-либо теоретической формуле. Он показывает готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений, то есть разрушать чтобы расчистить место для тех, кто будет строить Но Тургенев не дает ему возможности действовать потому что, с его точки зрения, Россия в таких разрушениях не нуждается. Симпатизируя своему герою, он не признаёт того дела, для которого готовил себя Базаров, поэтому заставляет его умереть.
Показав картину трагического противостояния русского общества, Тургенев надеялся своим произведением положить начало сплочению и объединению лучших сил России ради спасительного обнуления Родины, которую он так страстно любил.