Главная / Тургенев И.С / Новый человек своего времени и отношение к нему автора. (по роману И. С. Тургенева «Накануне»)
Спонсоры
Статистика
Пользователи : 20115
Статьи : 127
Просмотры материалов : 1096654
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
AddThis Social Bookmark Button

Роман «Накануне», написанный в 1860 год, поразил читающую Россию появлением нового героя не только для литературы, но и для русской жизни. Тургенев, всегда отличавшийся особым вниманием к новым общественным веяниям, понял, что его герои, герои 60-х годов ХIХ века, не могут быть похожими на Рудина (из романа «Рудин») и Лаврецкого (из романа «Дворянское гнездо»). Им на смену пришли разночинцы-демократы, сменившие представителей дворянской интеллигенции 40-50-х годов. Роман «Накануне» был первой попыткой решить вопрос о новом положительном герое времени. В статье «Когда же придет настоящий день?» Добролюбов совершенно определенно отметил это: Тургенев «попробовал стать на дорогу, по которой совершается передовое движение настоящего времени».

Главный герой романа «Накануне» Инсаров-антипод дворянским интеллигентам Рудину и Лаврецкому и по социальному происхождению, и по характеру своего отношения к действительности. Рудин и Лаврецкий - «пропагандисты, - хоть для одной женской души, да пропагандисты». В Инсарове же Тургенев попытался нарисовать тип активного героя, потенциально способного к общественной деятельности в широком смысле этого слова.

Образ нового человека, общественного борца создается Тургеневым в обычной для него манере: герой ставится в такие положения, которые позволяют выявить несоответствие или соответствие его слов и дел. Инсаров блестяще проходит испытание любовью, он проверяется рядом житейских обстоятельств и окончательно выявляет себя через деловые связи со своими сподвижниками- Шубиным и Берсеневым. При изображении этих героев Тургенев обозначает уже в самом начале повествования тот умственный и нравственный идеал, которым определяются их настроения и поступки.

В главе романа «Накануне» в ходе беседы Шубина и Берсенева о природе, о любви, о счастье, о целях и назначении человеческой жизни, очерчивается стремление Шубина к «любви, наслаждению». Противоположный идеал Берсенева угадывается в его формуле: «...мне кажется, поставить себя номером вторым - все назначение нашей жизни». Елена жаждет «деятельного добра»: «Иногда ей приходило в голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чем никто не мыслит в целой России». Об идеале Инсарова мы узнаем еще до его появления в доме Стаховых - освобождение Болгарии от иноземных захватчиков.

В дальнейшем ходе повествования Шубин, Берсенев, Инсаров, Елена Стахова раскрывают свои идеалы в действии, определяют их ценность своим поведением. Шубин легко переходит от одного увлечения к другому. Поступки Берсенева подтверждают его предназначение быть «номером вторым»: в сфере общественной это выражается в пассивном посредничестве Берсенева «между наукой и российскою публикой»; в плане интимно-бытовом - в посредничестве между Еленой и Инсаровым. Таким образом, подчеркивает Тургенев, между идеалом и характером героя устанавливается прямая зависимость.

Верность одной основной, определяющей черте духовного склада еще в большей степени показательна для Инсарова и Елены. Инсаров прежде всего «железный человек», которому незнаком трагический разлад между словом и делом, чувством и долгом, столь характерный для героев 40-50-х годов.

Приступая к изображению такого необыкновенного, выдающегося человека, Тургенев придерживается реалистической манеры. Впечатление, произведенное на Елену первой встречей с Инсаровым, в какой-то степени сродни разочарованию: ...есе существо Инсарова, спокойно твердое и обыденно простое, как-то не ладилось с тем образом, который составился у нее в голове от рассказов Берсенева. Елена, сама того не подозревая, ожидала чего-то более остального». Но отвергая при характеристике Инсарова романтические приемы, Тургенев в то же время сразу дает понять, что в этом герое нет ничего прозаического, будничного, не одухотворенного стремлением к главной цели. «При одном упоминании родины, не то чтобы лицо его разгоралось или голос возвышался - нет но все существо его как будто крепло и устремлялось вперед... а в глубине глаз «зажигался какой-то глухой, неугасимый огонь».

Личным, если оно способно помешать выполнению общей задачи, Инсаров, не колеблясь, пренебрегает. Он не ищет турка, убившего его отца и мать, «потому что тут не до частной мести, когда дело идет о народном, общем отмщении... Одно помешало бы другому». По той же причине герой бежит от «русской любви», предвосхищая своим поступком поведение Рахметова в романе Чернышевского «Что делать?» Первые же известия о начале освободительного движения в Болгарии заставляют Писарева поспешно собраться в дорогу. Больной, умирающий, он все-таки едет туда, где его уже ждут с нетерпением. В сцене смерти Инсарова верность героя своему идеалу подчеркивается с такой силой, что получает характер прямой декларации. (Елена.. Прощай, моя бедная Прощай, моя родная»)

В итоге перед читателем встает человек, не только проникнутый одной идеей, но и проводящий ату идею в жизнь. Он жертвует для нее своим существованием, счастьем, будущим любимого человека. Жизнь для себя лично ему чужда, идея работы наполняет все существо Инсарова.

Критика порой, пытаясь умалить значение образа Инсарова, представляла его человеком ограниченным, лишенным богатой внутренней жизни. На Самом деле это далеко не тек. Особенно многогранным облик Инсарова выступает в сравнении с Шубиным и Берсеневым. На чувстве к Елене проверяются их человеческие качества.

Внимание исследователей романа и читателей всегда привлекал вопрос: почему в романе, говорящем о самых важных вопросах русской жизни, основным героем выступает болгарин? Очевидно, в России Тургенев не видел людей, подобных Инсарову. Он отодвигай появление русского Инсарова на неопределенный срок. В статье «Когда же придет настоящий день?» Добролюбов, напротив, говорит о скором появлении русского революционера. Эту уверенность внушает критику замечательный поэтический образ Елены Стаховой. В ней Тургенев воплотил тот тип русской девушки с общественными стремлениями, с «жаждой деятельного добра», который впоследствии был им показан в образах Марианны (в романе «Новь») и безымянной девушки-революционерки в «Пороге».

Предоставленная безалаберными родителями самой себе, девушка рано задала себе сложные мучительные вопросы («Как жить... думала она, и страшно становилось ей от этих дум...») Ожидающей чего-то необычного является Елена перед нами, когда встреча с Инсаровым решает ее участь и определяет окончательно ее жизнь. Теперь жизнь Елены наполняется не только одухотворенной работой мысли, но и ясной практической целью. В Елене, по словам Добролюбова, «ярко отразились лучшие стремления русской современной жизни».

Проблема нового положительного героя, поставленная в романе «Накануне», получает закономерно углубленную художественную трактовку в романе «Отцы и дети».