«Дворянское гнездо» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
«Отцы и дети» - один из лучших романов И. С. Тургенева. В этом произведении писатель вывел на сцену нового человека эпохи, «русского Инсарова». Таков главный герой романа Евгений Базаров, разночинец и демократ по убеждениям.
Базаров противопоставлен всем остальным персонажам, и прежде всего семейству Кирсановых. В образах Кирсановых автор правдиво изобразил быт и нравы русского дворянства.
Знакомство с жизнью Кирсановых начинается с описания имения Николая Петровича. Деревеньки с низкими избами, разваливающимися крышами, разоренными кладбищами, покосившимися церквями. Мужики в лохмотьях, похожие на нищих, жалкие, чахлые деревья дополняют картину упадка Марьино, где живут Николай Кирсанов и его брат Павел.
Внешние признаки служат только подтверждением внутренних неурядиц. Хозяин имения, Николай Петрович, пытается идти в ногу со временем, проводит преобразования в хозяйстве, но сам же чувствует, что его труды пропадают даром. Он заводит ферму, горд тем, что его «в губернии красным величают», однако не может найти общий язык с крестьянами. Николай Петрович жалуется сыну Аркадию: «Самому драться невозможно, посылать за становым - не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!».
Мягкий и добрый по натуре человек, Николай Петрович пытается примирить старое с новым и в себе, и в окружающих. Он старается сгладить противоречия между братом и Базаровым, не знает, как вести себя в разговоре с сыном. Но сам Николай Петрович чувствует, что он «человек отставной, его песенка спета». Ему больно сознавать это, он не хочет верить в правоту слов Базарова, однако говорит Павлу Петровичу: «Мне кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какого-то преимущество над нами...»
Николай Петрович боится признать себя человеком уходящего прошлого, но все его поступки доказывают, что он не может поспеть за временем. Этот простой русский барин вызывает улыбку и чувство жалости. Отношение Николая Петровича к Фенечке, его любовь к музыке, литературе подтверждают доброту этого человека, во многом близкого и понятного Тургеневу.
Резко отличается от Николая Петровича его брат Павел. У него нет никаких сомнений в том, что он живет с правильными представлениями о людях и событиях. Павел Петрович считает себя аристократом и ставит во главу угла права дворянства. Он живет в деревне у брата, но сохраняет все аристократические привычки.
Павел Петрович одевается на английский манер, читает только английские газеты. Холеное лицо, руки с «длинными розовыми ногтями», душистые усы выделяют его среди остальных героев романа. Уже по первому описанию Павла Петровича видно, что это знающий себе цену барин. Впечатление, создаваемое внешностью, укрепляется после рассказа о жизни Павла Петровича в Марьино. Он внушает страх слугам и Фенечке. Мужик, по мнению Базарова, не видит в Павле Петровиче своего «соотечественника», потому что тот «и говорить-то с ним не умеет».
Ревностно оберегая свою жизнь от внешнего вторжения, Павел Петрович сразу увидел в Базарове врага. Уже при встрече с «нигилистом» он не обменивается с ним рукопожатием, а затем спрашивает у брата: «Кто сей?» Павел Петрович чувствует, какое мнение о нем сложилось у Базарова. Это вызывает раздражение «уездного аристократа». Ему изменяет вежливость, в спорах он становится резок и груб. Пытаясь отстоять свои принципы. Павел Петрович постоянно терпит поражение. Его «принципы рушатся под влиянием базаровских слов. Не сумев одолеть Евгения в споре, Павел Петрович стал еще более ненавидеть его.
Апофеозом столкновения героев является дуэль, для которой Павел Петрович выбирает ничтожный повод и старается скрыть истинную причину. Поединок показывает всю несостоятельность дворянских «принципов» Павла Петровича. Этот честный, воспитанный человек остался в прошлом. Тургенев, говоря о Павле Петровиче, лежащем в постели после дуэли, пишет: «...Его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец». Сразу вспоминаются слова Базарова, называющего его «архаичным явлением». И если Николай Петрович вызывает добрую улыбку с оттенком грусти, то его брат достоин только жалости.
Душа Павла Петровича давно опустошена, у него нет будущего, а есть только прошлое. Особенно остро понимаешь это, читая эпилог романа. Павел Петрович живет в Дрездене, он так же респектабелен, как и раньше, опрятен и благороден, не читает ничего русского. Но «жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает». Горько стиснув зубы, Павел Петрович в задумчивости стоит не шевелясь в русской церкви, «потом вдруг опомнится» и начинает молиться. Только русская церковь в центре Германии да пепельница в виде мужицкого лаптя осталась у этого человека.
Но и судьба Николая Петровича отнюдь не безоблачна. Его взгляды, деятельность мирового посредника «не удовлетворяют вполне ни дворян образованных, ...ни необразованных». Николай Кирсанов тоже не может попасть в русло быстротекущей жизни.
Судьба братьев Кирсановых - это отражение жизни русского дворянства пореформенной эпохи. И. С. Тургенев мастерски изобразил процесс постепенного разрушения «дворянских гнезд», гибели патриархального уклада. В милую сердцу писателя среду вторглась новая, молодая сила.