Главная / Тургенев И.С / Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Спонсоры
Статистика
Пользователи : 20119
Статьи : 127
Просмотры материалов : 1097586
Рейтинг пользователей: / 18
ХудшийЛучший 
AddThis Social Bookmark Button

Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в 1861 году. В нём писатель сумел отразить дух времени, уловить наиболее типичные черты развития общества середины XX века. Само название романа предполагает конфликт поколений. Безусловно, центральной, основной, линией произведения является противостояние разночинца и нигилиста Евгения Базарова и дворянина-аристократа Павла Петровича Кирсанова.

Базаров приезжает в деревню - к отцу своего друга Аркадия Кирсанова. Евгений оказывает большое влияние на образ мыслей своего товарища. Базаров - сильная личность. Он является представителем нового поколения, носителем разночинских идей.

Автор не упоминает о студенческой жизни героя. Очевидно, она была бедной и тяжёлой, ведь отец Евгения- простой уездный лекарь. По словам старшего Базарова, сын за годы учёбы «лишней копейки не брал». Портретная характеристика, к которой прибегает автор, позволяет нам, как можно более точно представить внешность героя: «широкий лоб», «крупные выпуклости просторного черепа». Уже из этих незначительных деталей читатель может сделать вывод, что Базаров - человек образованный и интеллектуально развитый. Его политические взгляды сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Герой уверен, что либералы «никуда не годятся», что аристократы - «дрянь», что народ полон грубых суеверий, что русские мужики склонны к пьянству. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит. Он готов жить  в одиночестве, говорить людям в глаза резкие слова только потому, что это ему нравится. Базаров на признает незыблемости авторитетов, считает, что любая истина может быть подвергнута сомнению.

Характер Евгения раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа. К примеру, с Аркадием Кирсановым он ведёт себя сдержанно, выступая в роли «наставника». Возможно, это происходит потому, что нигилист не видит в этом человеке друга, - ведь Базаров ещё не встречал никого, кто «бы не спасовал перед ним». Наиболее яркий эпизод, показывающий характер взаимоотношений между двумя молодыми людьми - высказывание Базарова о сущности и назначении природы: И природа пустяки? - проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль, на пёстрые поля, красиво и мягко освещенные солнцем.

И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Внутренний мир Базарова по-другому раскрывается в отношениях с Анной Одинцовой. Только незаурядная, сильная личность могла увлечь молодого нигилиста. Возможно поэтому так мучителен и трагичен для него отказ Анны. После любовней неудачи Базаров совсем по-иному смотрит на жизнь. В нём нет уже былой уверенности, его действия и поступки уже не отличаются строгие рационализмом.

Базаров умирает в расцвете сил, получив заражение крови при неосторожном вскрытии трупа. Перед смертью он называет себя не нужным для России человеком. Тем не менее, образ Базарова в восприятии читателя будет всегда ассоциироваться с предсмертной фразой героя, которая, на мой взгляд, очень символична и наполнена глубоким философским смыслом: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».