Главная / Тургенев И.С / Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (2-й вариант)
Спонсоры
Статистика
Пользователи : 20119
Статьи : 127
Просмотры материалов : 1097590
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 
AddThis Social Bookmark Button

«Отцы и дети» - один из лучших романов И. С. Тургенева. В этом произведении писатель вывел на сцену нового человека эпохи. Таков главный герой романа - Евгений Базаров - разночинец и демократ по убеждениям. В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Отношения героев с Евгением раскрывают читателю их внутреннюю сущность и в то же время сопоставляют каждого из них с Базаровым и тем самым вносят новый штрих в характер главного героя. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц.

Тургенев противопоставил главному герою саму жизнь, а жизнь - это любовь, ненависть, дружба. Она включает в себя все эти компоненты. Жизненные испытания Базарова заключаются именно в том, что было перечислено выше.

Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель жизни, ее смысл, а дружба- это неотъемлемое понятие для счастливой жизни. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непростительной дурью», в дружбе ищут борца, единомышленника, а не человека. Таких людей не много, и к их числу относится Евгений Базаров.

У Евгения есть единственный друг - Аркадий. Этот наивный юноша привязался к Базарову всей душой и сердцем. Евгений хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный строй, приносящего практическую пользу России. Нигилизм- влияние моды того времени, и Базаров принимает его. Все надежды главный герой возлагает на Аркадия и видит в нем своего последователя. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всём, однако все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий не может отрицать природу и искусство, в то время, как Евгений считает, что «природа- не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». Вскоре взгляды друзей становятся диаметрально противоположными и не сходятся ни в чем. Базаров не замечает такой перемены в Аркадии. Евгений выходит из равновесия, когда друг решает жениться. Базаров решает расстаться с Аркадием навсегда. Друг подвел его, не оправдал его надежд. Евгению горько осознавать и трудно отречься от друга. Расставание оказывается очень сложным испытанием в жизни для героя. И он уезжает с такими словами: «... ты поступил умно, для нашей горькой, бобыльной. жизни ты не создан. В тебе нет дерзости, злости, а есть молодая смелость, для нашего дела это не годится...; ты все-таки мяконький, либеральный барич».

Итак, первая потеря - потеря друга.

У Базарова было много трудностей на жизненном пути, которые включали в себя споры, ссоры, даже говоря о том же семействе Кирсановых, где Евгений встречает противоречие себе самому в лице Павла Петровича Кирсанова - «уездного аристократа». Во всех сценах романа Базарову приходится отстаивать свой нигилизм, свои взгляды, идеи, хотя где-то там, в душе, ему иногда приходится не соглашаться с этим.

Говоря о еще одном этапе жизни Базарова - семье Кирсановых, - нельзя не упомянуть о том, что там происходило. Ненависть Павла Петровича к Базарову возникает с самого первого момента их встречи. Евгений называет Павла Петровича «архаическим явлением», а П. П. и не отрицает этого в глубине души. Этот человек не может одолеть Базарова в спорах, так как у Евгения есть и знания и воля, мысль и дело, сливающиеся в одно твердое целое. Это возмущает и вызывает еще большую ненависть Павла Петровича к Базарову. И всё это приводит к дуэли между двумя соперниками - еще одно жизненное испытание, через которое Базаров проходит с достоинством.

Любовь- чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает всё, что не приносит практической пользы, то отвергает и такое чувство, как любовь. Базаров понимает и принимает любовь только с физиологической стороны отношений: «Нравится тебе женщина - старайся добиться толку, а нельзя - ну, и не надо, отвернись: земля не клином сошлась».

Вот здесь-то и происходит противоречие в душе, в разуме Базарова. Он влюбляется. Любовь к Одинцовой не радует его своим появлением. Это же настоящая трагедия. Рушатся все теории, доводы главного героя. Он с негодованием сознает романтика в самом себе. Конечно, Базаров не верит в любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность. Он забывает все на свете, хочет никогда не расставаться с Одинцовой. Но ей стало жалко Евгения, и она решила, что спокойствие все-таки лучше всего на свете.

Базаров отвергнут. И это его вторая потеря - потеря любимой женщины. Выше Базарова – тот страх, та любовь, те слезы, которые он внушает.

Выше - та сцена, по которой он ходит. До самого конца, до последней вспышки сознания он не изменяет себе ни единым словом, ни единым признаком малодушия.   

Все испытания жизни - это как ряд экзаменов во всех сферах жизни - дружбе, любви, вражде.

Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает».

В конце романа обнаруживается несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни.

Евгений умирает современным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление. Он сломлен, но не побежден.