Тургенев И.С сочинения, шпоргалки /turgenevis Thu, 21 Mar 2019 06:52:48 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Мое любимое произведение И. С. Тургенева /turgenevis/103-moe-lubimoe-proizvedenie-turgeneva Тургенев создал не только замечательные романы, отражающие основные этапы русской общественной жизни, но и множество повестей и рассказов. Одна из наиболее известных повестей Тургенева- «Вешние воды». Вдумываясь в эту повесть, я обнаружила и здесь то, что определяет специфику творчества Тургенева: умение раскрыть важные проблемы современности, поставить широкие жизненные вопросы даже в рамках рассказа о любви.
Перед нами- бедное итальянское семейство кондитера Розелли. Непосредственность, честность, врожденное чувство красоты, благодарность, гордость отличают этих людей. Особенно выделяется среди них Джемма. не только своей удивительной красотой, но и умом, душевным благородством, любовью к литературе и музыке, талантом (у нее с ранних лет широко проявился актерский талант). Тургенев особенно выделяет свободолюбив девушки: она мечтает об освобождении Италии от австрийского ига. Этой же мечтою живет ее юный брат Эмилио, а также друг семьи Розелли - старик Панталеоне.
В образе Джеммы воплощен дух свободолюбивого народа, дух гарибальдийцев, которым глубоко сочувствует Тургенев.
Избранником Джеммы оказался русский путешественник— Санин. Она полюбила его. Он неглуп, добр, не чужд поэзии. Но напрашивается вопрос: стоит ли он Джеммы? Любовь к Джемме пробудила все самое лучшее, самое честное, что было в душе Санина. Писатель находит слова, поэтические краски, изображал чувства влюбленных. В духе той вольнолюбивой атмосферы, в которой жила его героиня, ( Тургенев воспевает первую любовь: «Первая любовь - та же революция: однообразно-правильный ' строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя - и что бы там. впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь - всему она шлет свой восторженный привет».
Но Санин изменяет этому великому чувству. Он встречает блистательную красавицу госпожу Полозову и влечение к ней заставляет его отказаться от Джеммы. Из мира честных, бедных людей, людей благородных и свободолюбивых, попадает Санин в мир барства, лжи, угнетения. Миллионерша Полозова утверждает, что выше всего ценит свободу, но это не та свобода, перед которой преклоняется Джемма и  за которую погиб Эмилио. Это - свобода морали от добра, от правды. Полозова показывается не только как развращенная женщина, но и как крепостница, как ловкая коммерсантка. Ока женщина и в своей деловой практике, и в любви.
Чистую первую любовь Тургенев сравнил с революцией; чувство Санина к Полозовой он сравнивает с рабством. Санин испытал «все унижения, все гадкие муки раба», Полозова «усмехается над ним, закрепощенным человеком, уже знакомой усмешкой - усмешкой собственника, владыки».
Мир Джеммы - это мир свободы, овеянной романтикой революции; мир богачки Полозовой - мир рабства, дух угнетения. Писатель тонко намекает нам на это, предоставляя возможность остальное додумать самим.
Санин - современник Рудина, Лаврецкого, он принадлежит к поколению сороковых годов. Но автор вскользь бросает такое замечание: «Тревожные чувства, обуревавшие лучшую часть тогдашней молодежи, были ему малоизвестны». Больше Тургенев
не касается общественных убеждений своего героя. Но кое-что - и немаловажное - мы о нем узнаем.
Для женитьбы Санин должен добыть средства. Мать Джеммы замечает: «Вы говорите: продать имение. Но как, же вы это сделаете? Вы, стало быть, и крестьян тоже продадите?» Санина точно, что в бок кольнуло. Он вспомнил, что разговаривал с госпожой Розелли и ее дочерью о крепостном праве, которое, по его словам, возбуждало в нем глубокое негодование, он неоднократно заверял их, что никогда и ни за что своих крестьян продавать не станет, ибо считает подобную продажу безнравственным делом.
Я постараюсь продать свое имение человеку, которого я буду знать с хорошей стороны, - произнес он не без запинки, - или, быть может, сами крестьяне захотят откупиться.
Это лучше всего, - согласилась фрау Пенсов. - А то продавать живых людей.
Варвары, - проворчал Панталеоне... «Скверно! - подумал про себя Санин...»
Между тем Санин решает продавать свое имение «как можно скорее и как можно выгоднее». Подвернулась покупательница - Полозова, о которой даже муж ее говорит: «Пальца ей в рот не клади»; и сама она признается: «Когда случится, я людей не щажу». И все же Санин спешит продать Полозовой свой живой товар. Не одной любви изменил Санин. Изменил Санин и тем идеалам, которые были священны для Джеммы, Эмилио, Панталеоне.
Поведение человека в его интимной жизни и его общественная позиция неразрывно связаны, и в конечном счете, одно определяет другое.
Создав повесть о любви, где якобы нет ни социального, ни политического намека, автор не об одной любви говорит читателям.
Повесть «Вешние воды» произвела на меня огромное впечатление, так как автор этой повести учит г быть честным, принципиальным во всем, беречь чистоту, благородство убеждений и помыслов, дорожить любовью, свободой, дорожить человеческим достоинством этих людей, уважать их.
 

]]>
Тургенев Sun, 05 Feb 2012 16:44:06 +0000
Женские образы в произведениях И. С. Тургенева. /turgenevis/102-gzenskie-obrazy-v-proizvedeniyah-turgeneva Салтыков-Щедрин писал: «Да и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?» Думается, что важную роль в создании такого впечатления играют именно женские образы. И. С. Тургенев в отношении к женщинам раскрывает пес хорошее или дурное, что есть в его героях. Часто именно героини в произведениях этого автора вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять и свою судьбу, и судьбу героя.
Например, в романе «Дворянское гнездо» Лиза Калитина принимает на себя бремя решения. Можно спорить о том, насколько верен был его выбор. Но, размышляя о жизни, эта честная, искренняя, глубоко религиозная девушка приходит к выводу, что благосостояние ее семьи основано на несправедливости, ее любовь к Лаврецкому, человеку женатому, безысходна, а с точки зрения религии - великий грех. Лиза видит для себя лишь один путь - служение Богу, покаяние. Подчиняясь требованию долга, она отказывается от своей любви, а Лаврецкий, но находит в себе сил для того, чтобы изменить решение Калитиной. Он смиряется с ним. В конце произведения автор с замечательным мастерством рисует последнюю встречу людей, глубоко и искренне любивших, навсегда потерявших друг друга. Через много лет Лаврецкий посещает монастырь, который избрала для себя Лиза. Они не разговаривали. Калитина не поднимая глаз, прошла мимо него. «Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет?..» Светлое чувство печали не покидает читателя «Дворянского гнезда», и. как мне кажется, это чувство вызвано во многом образом Лизы Калитиной, которая, смирившись со своей судьбой, сохраняет верность убеждениям. В романе «Накануне» И. С. Тургенев опирается на иную идею и создает уже иные образы. Он писан: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно героических натур».
Елена, по справедливому мнению автора, одна из «провозвестников новой жизни». Добролюбов писал о Стаховой, что «она поняла, чего ей не нужно», но что ей нужно, этого она еще не знает...». Елена не может быть счастлива, пока рядом с ней страдают «нищие, голодные, больные», пытается помогать бедным, размышляет о социальном неравенстве. Стахова испытывает «тоску взволнованной души» по другой жизни, мечтает о подвиге, борьбе. Любовь к Инсарову, молодому болгарскому революционеру, спасает ее от пустоты жизни. Рядом с Еленой Стаховой не находится иных «путных людей», способных привлечь ее снимание. Автор изображает чистую и высокую любовь, в основе которой взаимопонимание и единство помыслов. Елена готова разделить с Инсаровым опасности, лишения, стать его соратницей в борьбе за освобождение Болгарии. Она поддерживала его. ободряла, а после смерти любимого продолжила его дело. Елена - яркая, талантливая, деятельная натура. Единственный герой, способный встать с нею рядом, - Инсаров. Добролюбов писал, что «нам нужен человек, как Инсаров, но русский Инсаров». Однако многие черты Инсарова присущи и Елене Стаховой.
Иные женские образы создал И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». По-своему поэтичны Фенечка, Катерина Одинцова, почти пародийна Кукшина, Но особенно ярко, емко, психологически точно дан образ Анны Сергеевны Одинцовой. Красивая, умная, уверенная в себе, она во многом достойна главного героя произведения.
Базаров сразу выделил Одинцову из круга губернских дам. Хотя первые его фразы о ней весьма грубы, но это не пошлость, а стремление показать отвращение к «красивым» фразам. Анна поняла развязность героя, «и это ей даже польстило. Одно пошлое её отталкивало, а в пошлости никто бы но упрекнул Базарова».
Евгению, пожалуй, впервые интересно беседовать с женщиной, он охотно говорит о своих взглядах, причем без резкости, злости или сарказма. Анна Сергеевна но только прекрасна и умна, стоит выше предрассудков «света»  и по-настоящему обаятельна, «характер у нее был свободный и довольно решительный». При всех явных достоинствах Анна  Одинцова превыше всего ценит покой и комфорт, ясность и размеренность. Потому, наверное, ее так  пугает глубокое, искреннее, но стихийное и неуправляемое чувство Базарова, его «сильная и тяжелая» страсть, которая может резко изменить привычный, уклад жизни.
Автор пишет о ней: «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть...». Одинцова и сама хорошо знает «это свойство своей натуры, она говорит Базарову: «Я люблю то, что вы называете комфортом».
Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением,
хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.    В конце романа мы узнаём, что Анна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей...» И они сживут в большом ладу друг с другом». Автор постоянно подчеркивает именно спокойствие героини, редко чем-либо нарушаемое, ее холодность. Холодность рассудка в ней сочетается, к сожалению, и с некоторой холодностью душевной. И ее новый избранник - человек добрый и холодный «как лед». Но, возможно, именно эти ее качества привлекли Евгения Базарова. Тургенев не осуждает явно свою героиню - ведь последние строки, посвященные ей, допускают двоякое толкование, ко в них чувствуется и тонкая авторская ирония, когда он пишет, что Анна и её супруг «доживутся. пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви».
Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Ее нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна - живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.
Новые грани в изображении героинь раскрыл И. С. Тургенев в замечательной повести «Вешние воды». В этой истории о любви автор сопоставляет итальянку Джемму Розелли и красавицу-миллионершу Полозову. Обе они мечтают о свободе. Джемма Розелли - непосредственная, пылкая, гордая, одаренная не только внешней, но и внутренней красотой. Она мечтает об освобождении Италии от ига австрийцев, сочувствует, как и вся ее семья, гарибальдийцам. Эта девушка искренне любит Санина, русского путешественника, с которым случайно познакомилась. Любовь пробуждает в герое лучшие качества, ему кажется, 470 он испытывает столь же глубокое чувство. Но, подобно многим персонажам Тургенева, Санин оказывается недостойным того счастья, что подарила ему судьба. Ради Полозовой, которая под свободой понимает избавление от добра, правды, морали, он отказывается от любви Джеммы. Между «любовью-революцией» и «любовью-рабством» Санин выбирает вторую, испытывает «все унижения, все гадкие чувства раба». Но таков его выбор.
Ни один женский образ у И. С. Тургенева не повторяется, о каждой героине он находит нечто свое, глубоко индивидуальное. Слова одного из критиков можно с полным основанием отнести к любой из «тургеневских девушек»: «Тургенев - реалист в том смысле этого термина, что он близко держится действительной жизни, правды и естественности изображения...»

 

]]>
Тургенев Sun, 05 Feb 2012 15:32:49 +0000
Автор и герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» /turgenevis/101-avtor-i-geroi-v-romane-turgeneva Роман Тургенева «Отцы и дети» изображает конфликт двух поколений: «отцов» и «детей». Под «отцами» затор подразумевает как старшее поколение, так и людей, принадлежащих к определенной социальной группе, которая исповедует взгляды либеральной аристократии. Под «детьми» же - разночинную молодежь, настроенную демократически. Представителя первой группы, группы «отцов», автор представил через образ Павла Петровича Кирсанова. Вторую же группу, группу так называемых «детей», Тургенев показал читателю в образе Евгения Базарова.
Павла Петровича Кирсанова автор показал как аристократа, который постоянно заботится о красиво модной одежде, о своей изящной фигуре и который совершенно не имеет понятия, что значит труд. Тургенев изображает Павла Петровича так, чтобы читателю этот образ пришелся не по душе. Автор показывает нам некоего изнеженного расфуфыренного аристократка, который считает себя лучшим среди остальных. Здесь же автор показывает и свое отношение к подобным людям.
Во внешности Евгения Базарова автор подчеркивает высокий лоб, что свидетельствует об уме этого человека. Евгений Базаров не заботился о своей внешности, не пытался как-то приукрасить себя. Он не возвышал себя над людьми, к простому человеку относился с уважением, чего не наблюдалось в поведении Павла Петровича Кирсанова. Евгений Базаров по всем параметрам положительный герой романа. И естественно, Тургенев относится к таким людям, как Евгений, с уважением.
Автор показывает читателю двух совершенно противоположных людей – Кирсанова и Базарова. Они противоположны и в речи, и в манере поведения, и в отношении к людям, и конечно же в своих политических взглядах. Это раскрывается в их постоянных спорах. О чем они спорят? Темами их споров являются философия, наука, народ, авторитеты и многое другое. В своих спорах они не ищут истины, не вникают в то, что им предлагает каждый из них, они будто и не слышат друг друга. Ведь так всегда было: старший считает себя умнее и поэтому не прислушивается к младшему, а младший считает, что взгляды старшего устарели, что надо делать все по-своему. Вот тут-то автор и показывает причину непонимания и отчуждения двух поколений. Этот конфликт должен смягчаться отцовской любовью и сыновний уважением, но этого читатель так и не увидел в романе. Но все-таки в конце романа, перед смертью, Базаров стал проявлять свою любовь к родителям, стал естественней и проще, добрее, внимательнее к людям. Базаров перестал перед своей смертью подавлять свои чувства к Анне Сергеевне, которую он очень любил. У человека с такой натурой могли бы быть огромные возможности, но они остались нереализованными.
 

]]>
Тургенев Sun, 05 Feb 2012 15:30:21 +0000
Кто окружает Базарова? /turgenevis/100-ktookrugaetbazarova В романе Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни назревали значительные перемены. Споры вокруг крестьянского вопроса, о путях разрешения социальных противоречий разделяли интеллигенцию на непримиримо враждующие партии. В центре общественной борьбы стоит фигура разночинца, революционера-демократа. В лице Базарова писатель отразил черты этого общественного и человеческого типа. Это - мощная, титаническая личность.
Но в романе есть и совсем иные персонажи, внешне разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его «учениками».
Например, Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова, это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор дает понять, насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг «бросает косвенный взгляд назад и умолкает» - Аркадий находится под обаянием личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд поэзии, нежных чувств, любит «говорить красиво». Нигилистические убеждения не становятся у него натурой. Постепенно между приятелями назревает конфликт. Аркадий все чаще не согласен с другом, но сначала на решается прямо говорить об этом, он чаще отмалчивается.
Прощаясь с Аркадием. Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает несходство между ними: «Для нашей терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нот ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодей задор, для нашего дела это не годится... Ваш брат дворянин дальше благородного кипения пойти не может... А мы драться хотим...» В сущности, Аркадий - «маленький либеральный барич». Ему чужды мощное базаровское всеотрицание. Мечты о коренных переменах в общественной жизни, стремление «место расчистить». Евгений последователен в своих воззрениях, иногда доходит до цинизма. Автор подчеркивает, что Аркадия коробит от циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует постоянной зависимости от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению, теперь- Кате. В конце романа Аркадий показан рачительным хозяином, хорошим помещиком с либеральными наклонностями.
Но если этот герой показан автором с симпатией, с мягким юмором, то есть в романе персонажи, изображенные саркастически, с презрительной усмешкой. Это, во-первых, «ученик» Евгения, как он сам представляется. Ситников и «эманципе» Кукшина. Эти люди тоже говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе мысли, о славянофильстве, то есть интересуются «современными вопросами». Но Тургенев использует разнообразные художественные средства, чтобы выявить главное: они лишь играют, а сами часто не понимают того, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано без смысла и толка. Недаром на визитной карточке Ситникова его имя «с одной стороны написано по-французски, а на другой - славянской вязью». Характерен и язык их - напыщенный, пестрящий модными словечками.
Тургенев не жалеет сатирических красок в изображении этих героев. Вот портрет Ситникова: «тревожное и тупое выражение сказывалось е чертах его прилизанного лица», «глаза глядели пристально и беспокойно». Даже описание одежды оттеняет их характеры: «не совсем опрятное платье» «растрепанной» Кукшиной. «чересчур элегантные перчатки» Ситникова. Недаром Базаров относится к ним с нескрываемым презрением.
Кукшина и Ситников родственны Репетилову из комедии Грибоедова и Лебезятникову из романа Достоевского «Преступление и наказание». По словам Достоевского, «они пристают к самой модной ходячей идее, чтобы все опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат». На фоне этих персонажей особенно ясно видны подлинность убеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное одиночество.

 

]]>
Тургенев Sun, 05 Feb 2012 15:29:24 +0000
Базаров и Аркадий /turgenevis/99-2012-02-05-15-27-43 Роман Ивана Сергеевича Тургенева уже в своем названии отразил основной конфликт произведения. В среду «хороших представителей дворянства» подобно резкому порыву свежего ветра врывается «новый человек» - сын лекаря, демократ, нигилист Базаров. Он - воплощение отрицания привычной жизни дворянского поместья, ее пустоты. Противоречия между консерваторами и демократами - на первом плане романа. Однако особо интересным представляется анализ конфликта между персонажами, которые формально принадлежат к одному лагерю, являются, на первый взгляд, союзниками. Практически в самом начале произведения читатель встречается с Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым. Передовой студент, демократ приезжает погостить в усадьбе своего товарища. Аркадий искренне благодарен за это, он говорит отцу: «Он так любезен, что согласился погостить у нас!»
Можно сказать, что Базаров снисходит до дружбы с молодым Кирсановым. Аркадий увлечен идеями Базарова, он один из лучших его «учеников». Человек умный, проницательный. Евгений Васильевич Базаров достаточно быстро понял, что сделать Аркадия «своим», окончательно изменить его взгляды невозможно. Образ Аркадия Кирсанова, таким образом, занимает в романе совершенно особое место. С одной стороны, он примыкает к лагерю «детей», иначе говоря - революционеров, а с другой -неотъемлемая часть лагеря «отцов». Это подчеркивает и сам автор: «Вглядитесь в лица Николая Петровича. Павла Петровича. Аркадия. Слабость, вялость или ограниченность».
Одним из основных приемов создания образов ( в этом произведении Тургенева является контраст. Так, Аркадий отличается и по некоторым чертам характера. и по некоторым взглядам от своего отца и деда. Он стремится к новому, его увлечение естественными науками, вероятно, не только лань моде. Аркадий стремится подражать Базарову во всем, прислушивается к его советам. Молодой Кирсанов отнюдь не лишен положительных качеств. Он неглуп, любознателен. Однако на основное различие между этими персонажами, тоже созданными на основе контраста, указывал автор романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».
Базаров не желает быть рабом принципов, которые придумали другие, слепо следовать традициям, он отрицает принципы, «принятые на веру». Он человек прямой, часто даже резкий. Говоря о своих убеждениях, Евгений ничуть не склонен их смягчать, приглаживать. Казалось бы. многие взгляды Базарова разделяет и Аркадий. Но увлечение этого «барина» нигилизмом носит весьма поверхностный характер. Кроме того, некоторые высказывания Евгения неприятно задевают Кирсанова. Таковы, например, слова Базарова о женщинах, об искусстве.
Для тою чтобы показать общие черты Аркадия и Базарова и то, что отличает этих героев друг от друга, И. С. Тургенев, можно сказать, проводит их через одни и те же испытания. Черты характеров персонажей особенно ярко проявляются в тех ситуациях, когда им необходимо сделать выбор. Когда приятели приехали в имение Кирсанова. Аркадий понял, что Евгений Базаров сразу не понравился его дяде. Но в этот раз он принял сторону того, кто считал не только своим другом, но и учителем. Базаров же ничуть не смутился, он даже намеренно подчеркивал резкость собственных манер и суждений.
По ходу романа обоих героев автор подвергает искушению, он предлагает им выбрать «дворянское счастье». Оно воплощено в образах Катерины и Анны
Одинцовых. Аркадий, который сначала был увлечен  незаурядной натурой Анны Сергеевны, в этот раз прислушивается к совету Евгения обратить внимание на  младшую сестру. В милой Катерине Одинцовой Аркадий находит непосредственность, искренность, открытость. которые близки его натуре. Он даже музицирует, хотя и смущается, когда за этим занятием  застает ого Базаров. Пожалуй, именно в имении Одинцовой Аркадий осознает, что суровая жизнь, к которой призывает Базаров, вовсе не является для него, Кирсанова, идеалом. В Катеньке он находит свою судьбу и вполне счастлив. Кстати, его «нигилистические» познания пригодились в жизни. Аркадий сумел гораздо лучше своего отца повести хозяйство. Базаров же окончательно понял, что Аркадий - союзник лишь временный, а значит необходимо с ним расстаться. Прощаясь с ним, Евгений говорит: «...мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь... В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой
задор: для нашего дола это не годится». Именно в этой беседе Базаров произносит слова, которые можно назвать историческими, дает необычайно точную характеристику и Аркадию, и людям, подобным ему: «Ты славный малый, но ты все-таки мяконький,
либеральный барич...» Евгений понимает, что суровая. полная лишений жизнь, к которой он готовит себя, совершенно не подходит Кирсанову. В душе Базарова борются различные чувства: «сожаление, боязнь рассиропиться». Автор сумел психологически верно передать это состояние в речи героя. Евгений по-дружески произносит: «Прощай, брат!», а после, словно спохватившись, иронически добавляет:
«Прощайте, синьор!».   
В романе «Отцы и дети» именно Евгений Васильевич Базаров - наиболее сложный и противоречивый персонаж. Он одинок его попытки обрести  дружбу, любовь практически бесплодны. Тургенев   считал, что Базаров - «лицо трагическое». И это утверждение справедливо. Трагизм Евгения Базарова   не только в том, что его время еще не пришло, не   только а том, что он не может обрести счастье, но и   в том. что он сознательно отказывается от этого счастья. Кажется что Евгений боится свободно проявить свои чувства, старается показаться более резким. даже грубым, более рациональным, чем он есть   в действительности. Возможно, в этом проявляется   тот же страх «рассиропиться». Лишь перед смертью   в нем раскрываются качества, о которых ранее читатель мог только догадываться: скрытая под внешней суровостью, равнодушием нежность к родителям,   поэтичность любви к Анне Сергеевне Одинцовой.  Героя переполняет жажда жизни и труда на благо страны, но он понимает, что ничего уже не успеть;   остается лишь достойно и мужественно встретить  смерть. И Базаров позволяет, наконец, прорваться  истинным чувствам, впервые говорит о себе до конца откровенно; «тоже думал: обломаю дел много, не   умру куда! задача есть, ведь я гигант». Лишь теперь  он не стесняется открыто проявить заботу о родителях. Поручая их судьбу Одинцовой, Евгений произносит: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» Евгений Базаров умирает «накануне», он не совершает, казалось бы, ничего значительного, однако сила и обаянию этого персонажа настолько сильны, что буквально приковывают внимание читателя. И. С. Тургеневу  удалось о романе показать не только основной социально-политический конфликт эпохи, но и создать яркие образы героев, которые и обеспечили столь  долгую жизнь этого произведения.
 

]]>
Тургенев Sun, 05 Feb 2012 15:27:43 +0000
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов /turgenevis/98-2012-02-05-15-24-10 Роман «Отцы и дети» был создан Тургеневым в годы революционной ситуации в России, когда рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. Вопрос об отношении к крестьянской реформе расколол общество на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, е другом - либеральное дворянство, идеологи буржуазии, стоявшие за реформаторский путь.
Либеральное дворянство, не мирившееся с крепостничеством, но полное страха перед крестьянской революцией, приветствовало реформу 1861 года, проведенную царским правительством.
Роман «Отцы и дети» показывает борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. На противопоставлении взглядов дворян-либералов и революционеров-демократов - Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова - построен сюжет романа. Кроме этой, основной проблемы, Тургенев рассматривает ряд других вопросов, связанных с культурным, нравственным. социально-экономическим развитием России в 60-е годы XX века: о чем расхождение между демократами и либералами, как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.
Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.
В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не  могут спокойно вести споры именно из-за этого чувства. Оно порождает в них нетерпимость и высокомерие в общении с другими людьми. Оба они не поддаются чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованнее ими самими заставляет Кирсанова и Базарова изменить взгляды на некоторые вопросы.
Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов, имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено различием в происхождении, воспитании и образе мышления.
Расхождения проявляются уже в портретах героев. Лицо Павла Петровича Кирсанова «необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом». И вообще весь облик «Архадиева дяди был изящным и породистым, руки - красивые, с длинными розовыми ногтями». Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Он одет в длинный балахон с кистями, у него красные руки, длинное и худое, с широкий лбом и вовсе не аристократическим носом, лицо. Портрет Павла Петровича - это портрет «светского льва», чьи манеры под стать внешности. Второй же портрет, несомненно, принадлежит «демократу до конца ногтей», что подтверждается и поведением Базарова, независимым и самоуверенным. Жизнь Евгения полна кипучей деятельности, он отдает каждую свою свободную минуту естественнонаучным занятиям. Во второй половине XX века естественные науки переживали подьем; появились ученые-материалисты, которые многочисленными опытами и экспериментами развивали эти науки, за которыми было будущее. В отличив от Базарова Павел Петрович проводит все дни в безделии и беспочвенных, бесцельных раздумьях-воспоминаниях.
Но самое большое различие между разночинцем-демократом оказавшемся о именин потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество, народ, искусство. Кирсанов считает, что аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров же уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то. что те «никого не уважают», живут без «принципов». считает их ненужными и бессильными: «Вас всего 4-5 человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Говоря об отрицании всего. Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же их является польза для народа.
Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - это проявление именно народного духа.
Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Кирсанов восхищается произведениями искусства. Тургенев, несомненно, солидарен в этом с Павлом Петровичем. Они оба способны любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»), к природе подходит с утилитарными мерками («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
Споры между Базаровым и Кирсановым велись не по частным вопросам, они касались будущего и настоящего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым, но. мне кажется, нельзя утверждать, что он остался победителем в создавшейся ситуации.
Базаров - фигура трагическая. Даже когда Кирсанов готов признать свое поражение, Базаров теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. «Нужен ли я России? Нет. видно, но нужен». - размышляет он. Только близость смерти возвращает Базарову уверенность в себе, но вскоре он погибает.
На чьей же стороне автор романа? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса» и далее: «Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко?»
Во многом не соглашаясь с Базаровым, он посвятил роман Белинскому - человеку 40-х годов, у которого было такое же «страстное, грешное, бунтующее сердце», как и у Базарова, и утверждал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров - мое любимое детище».
И в то же время Базаров погибает, а на могиле его торжествуют цветы - та самая природа, которую он отвергал.
 

]]>
Тургенев Sun, 05 Feb 2012 15:24:10 +0000
«Бунтующее сердце» Базарова /turgenevis/91-buntuushee-serdce-bazarova Писарев, представляющий в нашей литературе революционно-демократическую критику 60-х годов XX века, справедливо сказал, что роман «Отцы и дети» «шевелит ум», вызывая при этом высокое наслаждение безупречной художественной формой. Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили «отцы» (с их культом Бога, традиции, святости семьи и брака, любви, высокого искусства), и материалистическая теория переделки сознания человека и мира, в котором он живет.

Конфликт между «отцами» и «детьми» а романе явно не возрастной. Долгое время конфликт между аристократом Кирсановым и студентом из Петербурга, дерзнувшим выразить свое непочтение к щегольской одежде, прекрасным манерам, затворнической жизни в имении, воспринимался читателем как социально-политический, ибо столкнулись аристократ-«бездельник», равнодушный к судьбам России и народу, и революционер, прошедший школу труда и лишений и объявивший себя разрушителем многовекового уклада с его социальной несправедливостью - патриотизмом одних и убогостью и нищетой существования других. Но действительно ли конфликт, развернутый на страницах романа, имеет столь ограниченный смысл?

А разобраться в конфликте нам необходимо, иначе мы не сможем понять, какое явление русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова, в чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в преждевременной физической смерти?   

Сюжет романа строится как противопоставление двух форм бытия: родителей, укорененных в  своем Марьине, с их заботами о хозяйстве, воспитании детей, воспоминаниями о молодости, любви, счастье и «детей», которые пока не имеют собственного дома, семьи, ищут себя, формируют свое мировоззрение, спорят, ссорятся, читают книги...

Но почему озлоблен Евгений? Почему смотрит на людей «сверху вниз», полупрезрителен к тем, кто его ненавидит, и «ни в чем не стесняет свою особу»? Почему он так агрессивен? Вспомним его слова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе». Культ силы. А какое самомнение «Волосатый» - так сказал Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: и длинные волосы, и балахон с кистями, и красные неухоженные руки, контрастирующие со щегольством аристократа. Наши симпатии на стороне Базарова  человека труда, не имеющего времени заняться своей внешностью. Если это так  ну а если это «намеренное эпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь? Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважения... Я думаю, именно это восстановило Павла Петровича против Базарова в первую очередь.

По-человечески Базаров не прав: в доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал Подумаешь, мелочь какая Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны: «Зачем я стану признавать авторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта». Даже Аркадий заметил другу о дяде: «Ты его оскорбил». Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельным человеком!»

Спор героев в X главе требует к себе пристального внимания, потому что Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Общественный строй ужасен (с этим нельзя не согласиться), Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено.

Базаров признается, что не «имеет плана», не знает, что и как строить. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременно презирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность. Базаров в этом разговоре, увы, не победитель, поскольку утверждает разрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали, этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире. Все плохо: плохо, когда человек любит музыку, молитвенно относится к природе: плохо, когда мужчина видит в женщине не «богато тело», а загадочный взгляд, воспринимает другого человека не с точки зрения «печенки», «селезенки», «радужной оболочки глаза», а как духовную ценность, уникальность, неповторимость, ибо каждый человек - это космос, тайна; плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькой Катей», чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством, слезами, обращением «Енюшечка»...

Трагедия Базарова, который в жажде «долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к человеку, заповедь «не убий» (стрелялся на дуэли), - тяготился родителями, снисходителен в дружбе, циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми. Трагедия его и в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним.

Базаровская трагедия- это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести» {Раскольников, Верховенский у Достоевского). Я не ставлю знак равенства между Базаровым и «бесами» Достоевского. За тургеневским героем угадывается и блестящая плеяда ученых-естествоиспытателей 60--8О-Х годов, которые действительно служили науке, России и не покушались на нравственные ценности и не противопоставляли две формы познания: духовную и научную. А Базаров объявляет войну не только Кирсановым, но и Богу. Вслушаемся в его слова: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать..» На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия и сатанинской гордости: «Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть ты бог, а олух не я ли?»

Писарев назвал эти крайности во взглядах героя «базаровщиной» и предрек, что эта болезнь рано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровское разрушительное, безнравственное начало стало уделом России на все последующие времена. А это и есть настоящая трагедия.

]]>
Тургенев Sun, 20 Feb 2011 14:21:40 +0000
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (2-й вариант) /turgenevis/89-obrazbazarova2variant «Отцы и дети» - один из лучших романов И. С. Тургенева. В этом произведении писатель вывел на сцену нового человека эпохи. Таков главный герой романа - Евгений Базаров - разночинец и демократ по убеждениям. В центре повествования - фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Отношения героев с Евгением раскрывают читателю их внутреннюю сущность и в то же время сопоставляют каждого из них с Базаровым и тем самым вносят новый штрих в характер главного героя. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц.

Тургенев противопоставил главному герою саму жизнь, а жизнь - это любовь, ненависть, дружба. Она включает в себя все эти компоненты. Жизненные испытания Базарова заключаются именно в том, что было перечислено выше.

Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель жизни, ее смысл, а дружба- это неотъемлемое понятие для счастливой жизни. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непростительной дурью», в дружбе ищут борца, единомышленника, а не человека. Таких людей не много, и к их числу относится Евгений Базаров.

У Евгения есть единственный друг - Аркадий. Этот наивный юноша привязался к Базарову всей душой и сердцем. Евгений хочет воспитать из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный строй, приносящего практическую пользу России. Нигилизм- влияние моды того времени, и Базаров принимает его. Все надежды главный герой возлагает на Аркадия и видит в нем своего последователя. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всём, однако все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий не может отрицать природу и искусство, в то время, как Евгений считает, что «природа- не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». Вскоре взгляды друзей становятся диаметрально противоположными и не сходятся ни в чем. Базаров не замечает такой перемены в Аркадии. Евгений выходит из равновесия, когда друг решает жениться. Базаров решает расстаться с Аркадием навсегда. Друг подвел его, не оправдал его надежд. Евгению горько осознавать и трудно отречься от друга. Расставание оказывается очень сложным испытанием в жизни для героя. И он уезжает с такими словами: «... ты поступил умно, для нашей горькой, бобыльной. жизни ты не создан. В тебе нет дерзости, злости, а есть молодая смелость, для нашего дела это не годится...; ты все-таки мяконький, либеральный барич».

Итак, первая потеря - потеря друга.

У Базарова было много трудностей на жизненном пути, которые включали в себя споры, ссоры, даже говоря о том же семействе Кирсановых, где Евгений встречает противоречие себе самому в лице Павла Петровича Кирсанова - «уездного аристократа». Во всех сценах романа Базарову приходится отстаивать свой нигилизм, свои взгляды, идеи, хотя где-то там, в душе, ему иногда приходится не соглашаться с этим.

Говоря о еще одном этапе жизни Базарова - семье Кирсановых, - нельзя не упомянуть о том, что там происходило. Ненависть Павла Петровича к Базарову возникает с самого первого момента их встречи. Евгений называет Павла Петровича «архаическим явлением», а П. П. и не отрицает этого в глубине души. Этот человек не может одолеть Базарова в спорах, так как у Евгения есть и знания и воля, мысль и дело, сливающиеся в одно твердое целое. Это возмущает и вызывает еще большую ненависть Павла Петровича к Базарову. И всё это приводит к дуэли между двумя соперниками - еще одно жизненное испытание, через которое Базаров проходит с достоинством.

Любовь- чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает всё, что не приносит практической пользы, то отвергает и такое чувство, как любовь. Базаров понимает и принимает любовь только с физиологической стороны отношений: «Нравится тебе женщина - старайся добиться толку, а нельзя - ну, и не надо, отвернись: земля не клином сошлась».

Вот здесь-то и происходит противоречие в душе, в разуме Базарова. Он влюбляется. Любовь к Одинцовой не радует его своим появлением. Это же настоящая трагедия. Рушатся все теории, доводы главного героя. Он с негодованием сознает романтика в самом себе. Конечно, Базаров не верит в любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность. Он забывает все на свете, хочет никогда не расставаться с Одинцовой. Но ей стало жалко Евгения, и она решила, что спокойствие все-таки лучше всего на свете.

Базаров отвергнут. И это его вторая потеря - потеря любимой женщины. Выше Базарова – тот страх, та любовь, те слезы, которые он внушает.

Выше - та сцена, по которой он ходит. До самого конца, до последней вспышки сознания он не изменяет себе ни единым словом, ни единым признаком малодушия.   

Все испытания жизни - это как ряд экзаменов во всех сферах жизни - дружбе, любви, вражде.

Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает».

В конце романа обнаруживается несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни.

Евгений умирает современным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление. Он сломлен, но не побежден.

]]>
Тургенев Sat, 12 Feb 2011 08:48:17 +0000
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» /turgenevis/88-obrazbazarova Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в 1861 году. В нём писатель сумел отразить дух времени, уловить наиболее типичные черты развития общества середины XX века. Само название романа предполагает конфликт поколений. Безусловно, центральной, основной, линией произведения является противостояние разночинца и нигилиста Евгения Базарова и дворянина-аристократа Павла Петровича Кирсанова.

Базаров приезжает в деревню - к отцу своего друга Аркадия Кирсанова. Евгений оказывает большое влияние на образ мыслей своего товарища. Базаров - сильная личность. Он является представителем нового поколения, носителем разночинских идей.

Автор не упоминает о студенческой жизни героя. Очевидно, она была бедной и тяжёлой, ведь отец Евгения- простой уездный лекарь. По словам старшего Базарова, сын за годы учёбы «лишней копейки не брал». Портретная характеристика, к которой прибегает автор, позволяет нам, как можно более точно представить внешность героя: «широкий лоб», «крупные выпуклости просторного черепа». Уже из этих незначительных деталей читатель может сделать вывод, что Базаров - человек образованный и интеллектуально развитый. Его политические взгляды сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Герой уверен, что либералы «никуда не годятся», что аристократы - «дрянь», что народ полон грубых суеверий, что русские мужики склонны к пьянству. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит. Он готов жить  в одиночестве, говорить людям в глаза резкие слова только потому, что это ему нравится. Базаров на признает незыблемости авторитетов, считает, что любая истина может быть подвергнута сомнению.

Характер Евгения раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа. К примеру, с Аркадием Кирсановым он ведёт себя сдержанно, выступая в роли «наставника». Возможно, это происходит потому, что нигилист не видит в этом человеке друга, - ведь Базаров ещё не встречал никого, кто «бы не спасовал перед ним». Наиболее яркий эпизод, показывающий характер взаимоотношений между двумя молодыми людьми - высказывание Базарова о сущности и назначении природы: И природа пустяки? - проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль, на пёстрые поля, красиво и мягко освещенные солнцем.

И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Внутренний мир Базарова по-другому раскрывается в отношениях с Анной Одинцовой. Только незаурядная, сильная личность могла увлечь молодого нигилиста. Возможно поэтому так мучителен и трагичен для него отказ Анны. После любовней неудачи Базаров совсем по-иному смотрит на жизнь. В нём нет уже былой уверенности, его действия и поступки уже не отличаются строгие рационализмом.

Базаров умирает в расцвете сил, получив заражение крови при неосторожном вскрытии трупа. Перед смертью он называет себя не нужным для России человеком. Тем не менее, образ Базарова в восприятии читателя будет всегда ассоциироваться с предсмертной фразой героя, которая, на мой взгляд, очень символична и наполнена глубоким философским смыслом: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

]]>
Тургенев Sat, 12 Feb 2011 08:47:16 +0000
Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» /turgenevis/87-svoeobraziekonflikta И. С. Тургенев принадлежит к тем уникальным художникам, которые способны в повседневной жизни уловить дыхание времени, разглядеть социальные и вечные конфликты эпохи, запечатлев их в своих произведениях. В значительной степени это относится к роману «Отцы и дети», оказавшему воздействие не только на современную автору действительность, но и русскую жизнь последующих десятилетий.

Своеобразие конфликта, положенного в основу тургеневского романа, проявилось, прежде всего, в том, что здесь как бы стирается грань между добром и злом, положительным и отрицательным героем. Взаимоотношения нигилиста-демократа с либеральной дворянской аристократией убеждают читателя в том, что общественная жизнь начала 60-х годов в России настолько сложна и многообразна, что неверно сводить ее лишь к противоборству двух социальных групп.

Конечно, общественный конфликт времени нашел отражение в романе: «детей», то есть демократически настроенную молодежь, не устраивает тот государственный строй, те культурные и нравственные ценности, которые ревниво охраняют «отцы», видящие в революции и отрицании лишь стихию разрушения, не способную изменить жизнь к лучшему.

Согласно традициям русской классический литературы молодежь обычно отождествляется с новым, передовым мировоззрением. В «Отцах и детях» таким прогрессивно мыслящим героем является нигилист Базаров, человек, в котором наиболее ярко проявились конкретные черты - материалистские, взгляды, увлеченность естественными науками - реальных революционных демократов, желающих ниспровергнуть прогнивший государственный строй с его устаревшими общественными институтами и социальными противоречиями.

Взгляды Базарова наиболее ярко раскрываются в его нескончаемых спорах с героем-антиподом, П. П. Кирсановым. Уже «изящный и породистый» облик аристократа контрастирует с «плебейской» внешностью разночинца, представителя трудовой интеллигенции. Однако и Базаров, и Павел Петрович Кирсанов- умные, сильные, волевые личности, которые подавляют окружающих, подчиняя их своему влиянию. Поэтому довольно трудно определить в их спорах абсолютного победителя. Например, нельзя не согласиться с Павлом Петровичем в том, что «без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты,- нет никакого прочного основания общественному благу». Однако Базаров переводит отвлеченный вопрос в конкретную плоскость: «...вот вы уважаете себя и сидите, сложа руки; какая же от этого польза для общественного блага?» На это возразить, действительно, нечего.

Тургеневский нигилист обо всех явлениях жизни судит, прежде всего, с точки зрения пользы. А такая исходная позиция закономерно приводит героя к явно абсурдным утверждениям типа «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или «Рафаэль гроша медного не стоит».

Подобные «афоризмы» в сочетании с могучей силой личности Базарова позволяют сделать вывод о том, что узость и ограниченность его мировоззрения сковывает громадные потенциальные возможности этой неординарной натуры, лишая его способности совершить что-то значительное, жизненно необходимое для страны и народа.

Но значит ли это, что будущее за «отцами», которые должны олицетворять опыт, мудрость и терпимость? Конечно, нет, ибо П. П. Кирсанов вовсе не  обладает отеческой снисходительностью и желанием понять и оценить то новое, что несет  жизнь молодое поколение. В его взглядах отчетливо проявляется консерватизм, нетерпимость к чужому мнению, благоговение перед авторитетами.

Вообще, Кирсановы, живущие в замкнутом мире красоты, любви, музыки, поэзии, не воспринимаются как достойные противники Базарова, ибо вместо активного вмешательства в жизнь они предпочитают отгораживаться от действительности, не желая вникать в ее социальные проблемы, как предметы слишком низкие для  возвышенных натур.

Таким образом, конфликт, положенный в основу романа, представляет собой не только столкновение разных общественных групп, но и вечное противоборство поколений, когда агрессивное неприятие и нового, и устоявшегося приводит к вражде, пустому словопрению и бесцельно, бездарно прожитой жизни.

Думаю, что тургеневский роман и сейчас сохраняет актуальность, предостерегая нас от категорических оценок и утверждений, гражданской пассивности и наивной попытки сразу                 и навсегда добиться того идеала, о котором тысячелетиями мечтало человечество.

]]>
Тургенев Sat, 12 Feb 2011 08:45:51 +0000