Главная / Тютчев Ф.И. / Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева.
Спонсоры
Статистика
Пользователи : 20119
Статьи : 127
Просмотры материалов : 1097624
Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 
AddThis Social Bookmark Button

Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим   совершенством.   Тютчев  умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев  может  сравнить   «кроткую улыбку  увяданья» со «стыдливостью страданья» разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с людскими слезами (стихотворение «Слезы людские, о слезы людские...»).

Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским  смыслом. Эту философскую мысль мы видим  в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет свои образы. Весна—  время   пробуждения,   время   новой   жизни  и новых надежд. На эту тему написаны стихотворения «Весенняя гроза»,  «Вешние воды». Весна всегда чиста и прекрасна:

 

Весенней негой утомлен,

 

Я впал в невольное забвенье;

 

Не знаю, долог ли был сон,

 

Но странно было пробужденье.

Осень — время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:

 

Есть в светлости осенних вечеров

 

Умильная, таинственная прелесть:

 

Зловещий блеск и пестрота дерев,

 

Багряных листьев томный, легкий шелест...

Недаром именно  осенью  Тютчев  пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять...».

Весна у Тютчева — это не только настоящее. Она имеет протяженность: бегут вешние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность:

 

А там, в торжественном покое,

 

Разоблаченная с утра,

 

Сияет Белая гора,

 

Как откровенье неземное.

Природа у Тютчева всегда прекрасна. Поэт всматривается в нее, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение «Так, в жизни есть мгновенья...»).

Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие живой души в природе, он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «...в Россию можно только верить». Вера в Россию была сознательно выработанным убеждением (стихотворение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде всего необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы:

 

Славян родные поколенья

 

Под знамя русское собрать

 

И весть на подвиг просвещенъя

 

Единомысленную рать.

Тютчев полагал, что Россия должна держаться единства, основанного на духовных началах:

 

Над этой темною толпой

 

Непробужденного народа

 

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

 

Блеснет ли луч твой золотой?..

 

Растленъе душ и пустота.

 

Что гложет ум и сердце ноет, —

 

Кто их излечит, кто прикроет?..

 

Ты, риза чистая Христа...

 Судьба России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условия для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом.

Тютчев — современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкина преобладают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основания бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:

 

Когда пробьет последний час природы,

 

Состав частей разрушится земных:

 

Все зримое опять покроют воды,

 

И Божий лик изобразится в них!

Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог, и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза — звезды, его сила велика:

 

Он милосердый, всемогущий,

 

Он, греющий своим лучом

 

И пышный цвет, на воздухе цветущий,

 

И чистый перл на дне морском.

Поэзия — это не просто чистая философия. У нее есть свои образы и категории. Эти категории Тютчев рисует в виде символов, знаков:

 

Есть близнецы — для земнородных

 

Два божества — то Смерть и.Сон,

 

Как брат с сестрою дивно сходных —

 

Она угрюмей, кротче он...

Философские начала связаны с христианским мотивами в лирике. Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу:

 

Все отнял у меня казнящий Бог:

 

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

 

Одну тебя при мне оставил он,

 

Чтоб я ему еще молиться мог.

Это стихотворение написано под впечатлением любви к Денисьевой. Замечательным стихотворением на христианский мотив является «И в Божьем мире то ж бывает...». Оно проникнуто светлой надеждой. Именно «в Божьем мире» Тютчев обретает успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу.

Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земные, нам понятные образы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза Богов, красочный, многообразный мир форм...» Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Последний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в безвременной тьме». Хаос может принимать форму моря:

 

И бунтует и клокочет,

 

Хлещет, свищет и ревет.

При   этом   Тютчев   противопоставляет хаос — море состоянию покоя, где покой — утес:

 

Волн неистовых прибоем

 

Беспрерывно вал морской

 

С ревом, свистом, визгом, воем

 

Бьет в утес береговой,

 

Но, спокойный и надменный...

 Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении «Сон на море» поэт называет его своим именем:

 

..Я в хаосе звуков лежал оглушен,

 

Но над хаосом звуков носился мой сон...

О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное представление, если не скажем еще об одной его теме — теме любви. Любовь Тютчева — это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределение» Тютчев говорит о любви как о «поединке роковом»:

Любовь, любовь — гласит преданье —

 

Союз души с душой родной —

 

Их съединенъе, сочетанъе,

 

И роковое их слиянье,

 

И... поединок роковой...

В стихотворении «Близнецы» любви противопоставляется самоубийство. Любовь бывает разной: взаимной и неразделенной. И не всегда  любовь приносит радость и  счастье.

 

 

 

Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон:

 

И кто в избытке ощущений,

 

Когда кипит и стынет кровь,

 

Не ведал ваших искушений —

 

Самоубийство и Любовь!

Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие-то самостоятельные темы. И любовь, и поэзия, и философия — все слито воедино   и   существует   в   неразрывном  виде. Среди  стихотворений  о любви  выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Одно из таких автобиографических стихотворений — «О, как убийственно мы любим...». Здесь поэт как бы подводит итог всей любви:  это  великое чувство, но оно, к сожалению, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет: «Год не прошел — спроси и сведай, что уцелело от нея?..»

Тютчевская поэзия — это сильный порыв к истине, душевное человеческое устремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываема.